О соборном самоощущении Церкви

Андрей Кураев  Бывший СССР 
0
199
Время на чтение 4 минуты

В известной полемике протоиерей Всеволод Чаплин сослался на соборное самоощущение Церкви и призвал не расходиться с соборным самоощущением Церкви и наследием святых отцов. Предыдущее время было исполнено экспериментов. Все выглядело так, словно в Церкви объявлен большой конкурс самодеятельности. И таланты нашлись, некоторые же просияли как звёзды. Синодальные хоры заунывно тянули Гребенщикова, а затем того же Гребенщикова отлучали от Церкви, на площадях разворачивались «Православные FAQ»'и, горели глобусы, разбивались физиономии, горячо обсуждалась семантика некоторых матерных выражений. Одним словом, православная жизнь била ключом. Случалось, что тройка-четвёрка наших медиастарцев, завсегдатаев телевизионных и радиоэфиров, устраивала перепасовку или своеобразную карусель. А уж состязание в неофициальном зачёте на самую громкую тираду в паре «Чаплин - Кураев» стало одним из доступных и массовых развлечений. Об этом мне уже доводилось писать в статье «О гомерическом христианстве».

Пословица гласит, что «всё хорошо, что хорошо кончается». Но кончилось, к сожалению, плохо. Можно понять, что на сей раз хочется выразить о. Всеволоду, в решительную минуту апеллирующему к соборному самоощущению: конфликт с о. А. Кураевым не есть сугубо административная проблема, все могли видеть, что представляла собой миссия по-кураевски. В частности, заметим, что о. Всеволод апеллирует к общине, не к сторонней аудитории, к каким-нибудь инстанциям, абстрактной этике, ratio или праву. Это естественно и логично. Внешний наблюдатель слабо проникает в то, что происходит внутри Церкви. Утверждение апостола о разности миров, о христианской правде того, что сторонний взгляд почитает за соблазн и безумие, как и наименование христиан верными оправдывают себя. Воцерковлённая аудитория единственная обладает опытом, чтобы различать церковные основания действий. Церковность или соборность утверждений имеет для неё решающее значение. В сложных обстоятельствах воцерковлённый человек, несмотря на волну негатива, удерживается в образе верности Церкви, поскольку считает её буквально родной для себя. Он стоит на позиции приятия, не взвешивая отдельные достоинства и недостатки. Секулярный наблюдатель лишён этого характерного свойства верности. Будь он даже заранее не предубеждён против Церкви или даже сочувственно расположен, его позиция будет более формальной и колебаться по обстоятельствам. На этой довольно шаткой психологически игре строит ныне свою информационную кампанию Кураев, адресуясь в основном к тем, «кто в церковь не ходит, но страстно ждёт от неё покаяния и очищения».

О. Всеволод указывает на соборное самосознание Церкви и наследие святых отцов, и это означает достижение рубежа или предела, за которым выражение частных позиций, сколь угодно официально и ответственных, перестает играть решающую роль. Требуется арбитраж более общего свойства, авторитет, превышающий собственный. Нередко ошибочно полагают, что святые отцы жили давно, не ведали многих обстоятельств и говорили разное. Да, может быть, но только не в сравнении с тем, насколько по-разному живём и думаем мы. Как хотелось бы, чтобы соборное самоощущение Церкви и наследие святых отцов не упускались, имелись ввиду постоянно!

Соборное самоощущение Церкви - тонкая ткань. Решивший допытаться о нём от имени критической логики, с позиции «вынь и положь» и «а докажите мне, что...», сочтёт его, скорее всего, совершеннейшей эфемерностью. Тем не менее, соборное самоощущение существует. О нём как об отблеске Царства Небесного на лицах живущих говорит монашеская традиция, его определяли по-разному Борис Зайцев: «православный инстинкт», - и Серафим Роуз: «аромат Православия». На самых драматичных изломах истории ХХ в. оно вело и спасало Церковь. Когда недоверие и критика иерархии оказывались тотальными, чутьё на церковность в массе верующих оставалось залогом и корнем возрождения. О нём писал Собору Русской Церкви Заграницей в 1974 г. Солженицын. На пике отрицания и критики Патриархии как подконтрольной советской власти структуры он свидетельствовал о самовозрождающейся стихии народных духа и веры: «Введенная Сталиным лишь как фишка в политической игре, Церковь не как организация, но как духовное тело стала набирать силу, не разрешенную властями и уже не полностью контролируемую». В те годы Зарубежный Синод официально призывал верующих в СССР не посещать церкви Московского Патриархата как лишённые благодати и признавал единственно катакомбное благочестие. Но Бог судил иначе, и Церковь, которую именовали «красной» и «падшей» таила энергию для будущего христианского взрыва, как и предполагал Солженицын, «процессами внутренними, божественно-неисповедимыми, как все сложное, не прогнозируемое самыми дальновидными умами», тогда как «альтернативные ветви» пресеклись и усохли.

В 1990-е годы тем же чудом остановилось распространение у нас католических и протестантских структур. Русской Православной Церкви тогда доставались руины, приезжие же имели колоссальное преимущество в финансовых возможностях и организации. Купюрой в сто долларов открывалась дверь любой районной администрации, на самом высоком политическом уровне Запад мог лоббировать условия благоприятствования для миссий. Ватикан принял самое активное участие в подрыве советского блока и был одним из триумфаторов победы в «холодной войне». Он в полной мере воспользовался плодами этой победы на Западной Украине, где в считанные дни и месяцы были разгромлены три епархии. Глядя на это, многие считали реальной перспективу «перекрещивания Руси» - её протестантизации и окатоличения. Стадионы и концертные залы ломились от желающих увидеть и услышать заморских проповедников. Тем не менее, наступление захлебнулось. Постепенно сложилось видение России как страны, сохраняющей верность православному выбору. Игумен Иларион (Алфеев), тогда Секретарь по межхристианским связям, констатировал: «Для меня очевидно, что католическая церковь в России никогда не станет "народной Церковью", каковой является Русская Православная Церковь. Поэтому у меня нет страха перед так называемой "католической экспансией"».

Так кем выражается и кому принадлежит соборное самоощущение Церкви? Нельзя считать носителем соборного самоощущения саму по себе народную массу. Соборность не есть коллективный разум, и истина не выводится из наиболее общих распространённых суждений и мнений. Народное благочестие во многом нуждается в просвещении и руководстве. Существует, кроме того, разночтения в восприятии церковности у тех, кто прошёл путём религиозно-философского интеллектуализма и теми, кто входил в Церковь через современные полемические и публицистические формы. Ядро Церкви сегодня составляют те, кто воспринял веру от духовников и подвижников 1970-1980-х, таких как архимандрит Серафим Тяпочкин, о. Виталий Сидоренко, о. Никон (Воробьёв), схиигумен Савва (Остапенко), архимандрит Иоанн (Крестьянкин), о. Павел (Троицкий), прот. Василий Ермаков и другие. Именно их соборное самоощущение, образ церковности служат для нас опорой в трудных ситуациях, залогом церковного единства, ответом на многие вопросы и сомнения.

http://radonezh.ru/85806

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Рогозянский
Духовное завещание отца Василия Ермакова
3 февраля - 17 лет со дня преставления прославленного петербургского пастыря
03.02.2024
Стоящий на границе двух заветов
7 июля - Рождество св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
07.07.2023
Космос Святого Георгия
Память 6 мая
05.05.2023
Все статьи Андрей Рогозянский
Андрей Кураев
Церковный суд и горделивые «правдолюбцы»
О нашумевших судебных делах в Русской Православной Церкви и лукавой позиции подсудимых
30.01.2024
Мне странно...
Зачем в наших СМИ пишут о предателях Родины?
07.11.2023
«Верю, что Кураев вернётся в родную гавань»
Человек, щедро наделённый дарами «харизмы обличения» не станет мириться с нравами Евросодома
19.10.2023
Все статьи темы
Бывший СССР
«Нет ничего более приятного, чем наблюдать за результатами своей работы»
Фоторепортаж о праздновании 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали
24.04.2024
Декоммунизация Шевченко
Почему на Украине скромно отметили 210 «кобзаря»?
24.04.2024
«Политика разрушения Российской империи заложила "бомбу" на долгие годы»
О Ленине, Сталине и «красно-белом» конфликте
24.04.2024
«Этот проект был исторически необходим нашей стране»
Поздравление Президента России по случаю 50-летия БАМа.
24.04.2024
День памяти генерала А.П.Ермолова
Сегодня мы также вспоминаем адмирала М.П.Лазарева, профессора А.С.Архангельского, писателя и публициста И.Л.Солоневича, поэтессу Е.А.Благинину, героев Великой Отечественной войны Ф.Г.Коробкова, Н.А.Острякова и Н.А.Журкину, реставратора И.В.Ватагину
24.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06