Православие - в основной закон нашей страны

Круглый стол в редакции газеты «Русь державная»

18.01.2014

17 декабря 2013 года в редакции газеты «Русь Державная» состоялся круглый стол, посвященный вопросу закрепления в нашей Конституции особой роли православия для России. В круглом столе приняли участие: священник Владимир Соколов, настоятель строящегося храма во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, помощник председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами; Гаврилов Сергей Анатольевич, депутат Государственной Думы РФ, координатор Межфракционной депутатской группы в защиту христианских ценностей; Малофеев Константин Валерьевич, председатель попечительского совета фонда святителя Василия Великого; Ильтяков Александр Владимирович, депутат Государственной Думы, член Межфракционной группы Государственной Думы по защите христианских ценностей; Косарев Дмитрий Иванович, секретарь Межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей; Печерский Андрей Николаевич, главный редактор газеты «Русь Державная»; Саулкин Виктор Александрович, обозреватель радио «Радонеж».
 
Андрей Печерский:
- Дорогие друзья, я рад приветствовать вас в стенах редакции нашей газеты «Русь Державная». Хотелось бы начать разговор вот с чего. Несомненно, ваше заявление, которое прозвучало в средствах массовой информации - и мы его опубликовали в последнем номере, - о закреплении в Основном законе страны роли православия, всколыхнуло наше общество, притом всколыхнуло в самых различных аспектах. Были восторженные, одобрительные комментарии, были негативные, но я думаю, что в таком авторитетном составе мы бы могли продолжить это обсуждение. Многие важнейшие аспекты нашей жизни все равно связаны с православием, с ролью православного человека в обществе, прежде всего. Этими темами наша газета не случайно занимается по благословению священноначалия уже более 20 лет.
 
Думаю, что первое слово мы предоставим нашему батюшке.
 
Священник Владимир Соколов:
- Я думаю так: Основной закон государства должен выражать основные его особенности. Они должны быть четко прописаны. В чем особенность нашей государственности? В том, что она строилась на основе культуры. Общество консолидировалось на основе культуры. Если на Западе мы видим консолидацию на основе права, на основе военной силы, то здесь - на основе общей культуры.
 
Как строилось государство? Как осваивались территории? Какой-то монах уходил отшельничать. Вокруг него постепенно возникал монастырь. Вокруг монастыря - посад и так далее. Потом снова кто-то уходил и все повторялось. То есть мы осваивали территорию молитвенно и миссионерски. И потом культурно. Сначала молитва, потом культурное воздействие на окружающих, и таким образом строилась вся жизнь. Монастырь был университетом духовной и, можно сказать, социальной жизни, потому что других университетов не было. Так строилась наша жизнь и поэтому отрицать роль православия в устроении нашего государства просто исторически бессмысленно. Это подтверждается историей. Я не понимаю, почему это вызывает такое возмущение у некоторых людей. Могу сказать, но в конституциях очень многих стран мы видим такой пункт, который говорит о ведущей роли каких-то религий. Отрицать это совершенно бессмысленно, потому что религия всегда строилась на основе культа, а культ имеет особенности учения, особенности аскетики, и они отражаются на всей культуре, вплоть до музыки. Я описал этот феномен в своей книге «Мистика или духовность» - как особенности аскетики влияют на музыкальную культуру, как они влияют на литературу, на науку. Это неотрицаемые факты, просто мы никогда не исследовали это, потому что религия занимала в последнее время маргинальную роль. Казалось бы, как может аскет повлиять на культурную жизнь?
 
Сравните хотя бы факты. Возьмите подвиг преподобного Сергия Радонежского, посмотрите, что после его подвига сделалось на Руси. Возьмите весь последующий век, возьмите подвиг Серафима Саровского (XIX век) - это культурное возрождение. Значит, аскетический подвиг монаха приводит к тому, что и культурная и государственная жизнь преображаются. Поэтому отрицать влияние религии и аскетического подвига на культуру и устроение государственности просто бессмысленно. Сегодня это уже невежество.
 
С.А. Гаврилов:
- По благословению Святейшего Патриарха Кирилла и при активной помощи, содействии и попечении владыки Кирилла, митрополита Екатеринбургского мы в Государственной Думе объединили представителей всех фракций для решения более значимой и серьезной задачи, чем различные партийные установки - это защита нашей православной веры в процессе возрождения России. Это касается, прежде всего, нашей основной задачи - законодательства в области защиты семьи, материнства и детства, борьбы с различного рода извращениями, воспитание подрастающего поколения в патриотическом ключе, защита наших исторических ценностей, наших традиций. Также это защита имущественных интересов Церкви от нападок различных сектантов, богоборцев-либералов и т. д. Это помощь нашим братьям-единоверцам в Сирии, в Сербии.
 
Мы ведем активную работу в политическом и гуманитарном направлениях. Мы активно помогаем нашим соратникам создавать в региональных законодательных собраниях такие же группы, которые объединяют всех активных депутатов в стране, кто неравнодушен к нашему будущему, к судьбе Отечества, к защите народных интересов. Будет замечательно, если мы по всей стране создадим такие объединения, которые станут серьезной силой в противостоянии различного рода заразе, импортируемой в Россию. Силой, которая поможет сохранить наши православные идеалы и ценности. В миру должна присутствовать такая светская сила, которая наполнена православным духовным смыслом. Не только прихожане - из ограды Церкви, не только батюшки, но и активные светские политики, которые стоят на твердых последовательных православных русских традициях, должны активно защищать нашу Родину, и не только в нашей стране. Мы создаем такие же братские группы в парламентах Белоруссии, Латвии, Приднестровья, Украины, Сербии и, надеюсь, Сирии.
 
Я считаю исключительно важными три обстоятельства, три фактора. Во-первых, наш сегодняшний круглый стол собрался в «Руси Державной», уникальном для России православном издании, созданном по благословению Святейшего Патриарха Алексия и при активной поддержке известного архимандрита Кирилла, старца Троице-Сергиевой лавры. Надо сказать, что вся история «Руси Державной», особенно в кризисные моменты, показывала, что лишь молитвенная помощь соратников спасала и газету, спасала и читателей.
 
Во-вторых, гражданское общество, ответственное, здоровое, выросшее в России в том числе за эти 20 лет под жестким прессом псевдолиберальных свобод, под прессом бесчинства разного рода сектантов и либералов, под прессом примата материальных псевдостандартов, это реальное гражданское общество сформулировало абсолютно правильную мысль о роли и значимости Православия в нашей исторической судьбе, о защите человека труда, народовластия и патриотизма.
 
В-третьих, приятно, что наши светские служащие в лице депутатов Государственной Думы в значительной их части осознают меру своей ответственности перед страной.
 
Я хотел бы сказать, что молитвенные призывы Сергия Радонежского, Патриарха Гермогена, митрополита Сергия в 1941 году и вообще молитвы подвижников во все кризисные моменты истории во многом объясняют спасение России, ее последующее процветание. При этом нам всегда помогали и наши собратья, наши близкие (тогда еще не было «сограждан»). Мы помним роль мусульманских полков в освобождении Парижа в 1813 году, мы помним славные боевые успехи «Дикой дивизии». Я хочу сказать, что мне неоднократно приходилось беседовать с духовными лидерами традиционного ислама. Это было в Багдаде, в Дамаске, в Тегеране. Я должен сказать, что православный ортодокс и исламский традиционалист всегда поймут друг друга, найдут общее в понимании проблем и проявят общую заботу о судьбе человеческой цивилизации.
Хотел бы сказать по поводу Конституции России несколько слов. В 1993 году она была принята как некая грамота на переходный период. В те годы, с 1990 по 1991-й, некоторая часть общества, в том числе и зарубежного, считала эту Конституцию, а также ряд документов, за ней последовавших, как акт капитуляции в холодной войне, полагая, что по завершению переходного периода, во время которого была подписана Конституция, будет принят более жесткий, более нравоучительный для России акт. Но Господь распорядился иначе. За 20 лет Россия коренным образом преобразилась. Значительная часть православного народа и представителей других исторических конфессий не собираются носить на себе клеймо пораженца.
 
Нам нужно понять, что мы должны ради нашего будущего, ради понимания истинной роли России в мире ценить роль наших духовных основ, прежде всего, православия и народности в нашей истории, в нашем сегодняшнем и завтрашнем дне, ценить и любить историю, в том числе и героическую советскую эпоху. Я, например, не являюсь абсолютным сторонником огосударствления религии, потому что мы помним, что огосударствление религии со времен императора Петра не привело, как известно, в ходе революций 1905 года и 1917 года к торжеству Православия. Наверное, нам стоит идти более мудрым, более глубоким путем. Но формулирование и артикулирование наших православных ценностей в основном документе - в Конституции - важны для того, чтобы мы показали суть наших ценностей, дали бы соответствующий посыл нашему обществу, и на основе этих ценностей, выраженных в преамбуле, смогли формировать последующее законодательство, в том числе о семье, о защите материнства и детства, о духовно-патриотическом воспитании подрастающего поколения.
 
Я должен сказать, что интересы России в области защиты единоверцев никто ни в какие предшествующие века не подвергал сомнению, будь то на Ближнем Востоке, на Балканах... Это естественно, что мы защищаем своих, поддерживаем наших союзников, ведем диалог со здоровыми силами в католичестве. Россия и, в первую очередь, большинство русского народа, которое разделяет православные ценности, готовы взять на себя значительную часть ответственности за судьбу цивилизации.
 
И очень странно, что всемирная, объединяющая все народы страны роль русского народа, роль, основанная на православных ценностях, не отражена в нашем основном законе, и как следствие, в значительной части законодательства. Я должен сказать, что когда мы в нашем законодательстве касались вопроса об общественных организациях, мы даже роль исторических конфессий умаляли, упраздняли. Именно потому, что базовым пунктом в Основном законе роль православия в истории России не была отражена.
 
Кроме того, я думаю, что нам нужно оценить тот уникальный опыт, который помогает преодолеть разрыв между миром Церкви и миром светским. Оценить тот духовный подвиг, который верующие люди, люди, озаренные светом веры, совершили и совершают в миру. Это великие русские полководцы, императоры, лидеры России. Самые разные люди, такие как Георгий Жуков, Сергей Королев, Геннадий Зюганов и другие. Я думаю, что нам стоит подумать об этом с тем, чтобы сплотить всех людей, в которых живет любовь к России и готовность  всем жертвовать для нее во имя наших духовных ценностей для того, чтобы объединить под светом веры всех, независимо от цвета партийного билета.
 
Иллюзии начала 1990-х годов - о том, что «Европа нам поможет», не просто не оправдались, но и оказались страшным мифом, потому что политическая Европа более чем остальные цивилизации отказалась от своих исторических основ, предала христианство. И значительная часть европейского общества, политические элиты начали активное наступление на христианские ценности. Встречаясь с нашими коллегами, представляющими исламских богословов, мы обычно всегда приходим к выводу о том, что не случайно мы, и весь мир православия, и они стали одними из первых жертв так называемых новых крестовых походов, поэтому мы находимся всегда вместе в беде и в радости. Именно этот аспект и следовало бы зафиксировать. Считаю, что нормальный здоровый человек, который мыслит даже инстинктами социального самосохранения, который задумает о своем собственном спасении, о жизни детей и внуков, не может не разделить нашей общей заботы. Это позволит в действительности укрепить согласие и соработничество наших народов во имя мира и спасения цивилизации.
 
К.В. Малофеев:
- В Манеже, как вы знаете, прошла замечательная выставка, посвященная 400-летию династии Романовых. Выставку посетило более 250 тысяч человек. В рамках этой выставки у нас была конференция, посвященная причинам падения Империи. Конференцию открывал председатель Государственной Думы Нарышкин, был министр культуры Мединский, выступали Никита Сергеевич Михалков, отец Тихон Шевкунов. По итогам этой конференции рабочая группа должна была подготовить некоторые выводы участников конференции: историков, политологов, связанные с тем, что же стало причинами крушения Империи. Мнения всех участников совпали: это духовные причины. Российская империя находилась на пике экономического подъема в начале XX века. Не экономика явилась причиной крушения. Политические причины были лишь следствием отступления политической элиты, части народа и духовенства от того исторического пути православия, коим шла Святая Русь до синодального периода. В связи с этим мы для себя сделали выводы, что если даже великая Российская империя, которая была не чета сегодняшней Российской Федерации с точки зрения государственных возможностей и с точки зрения того, что она представляла собой на мировой арене, если даже такая Российская империя пала в связи с бездуховностью, то уж тем более мы должны говорить о том, что Российская Федерация, никоим образом не сможет ни выжить, ни подняться до тех пор, пока мы не перестанем ставить во главу угла экономические причины и экономические достижения.
 
Никакое увеличение ВВП или улучшение инвестиционного климата не приведет нас к возрождению России. Только духовное возрождение должно являться основой и политических, и экономических улучшений, а для того, чтобы это возрождение состоялось, нужно начинать с малого.
 
На наш взгляд, малое - это то, чтобы в основном законе России, в Конституции, отобразить особую роль православия для нашей страны. Вспомним, Конституция принималась в 1993 году по результатам кровавых событий октября 1993 года. За нее проголосовало едва ли 30% населения, писалась она наспех. Вот эта Конституция полагается сейчас некоторыми деятелями таким незыблемым гранитом, от которого нельзя отступать. Почему? Потому что тоталитарное богоборческое меньшинство, которое правит на Западе и которого, к счастью, меньшинство и у нас, очень радо этой Конституции. Она принималась в период максимального расцвета прозападных настроений в России, да и писалось зачастую западными советниками.
 
Сейчас  ситуация и в России, и в мире изменилась, и сейчас общественный консенсус иной, и большинство населения России, конечно, уже не мыслит так, как оно, может быть, мыслило в 1993 году, хотя, и в 1993 году проголосовало за Конституцию всего лишь 30%.
 
Нам кажется, что исключительно демократично было бы в стране, в которой 70% населения называют себя православными, отобразить особую роль православия в Конституции. При этом степень воцерковленности - это вопрос совести каждого из нас, а не вопрос самоидентификации. У нас же в Конституции православие не отражено никак, кроме упоминания праздника Рождества Христова и 7 января как выходного дня. Православия больше нигде в ней нет.
 
На наш взгляд, необходимо закрепить в Конституции, а конкретно, в преамбуле - ненормативной части Конституции, но такой части, которая определяет весь дух законодательства, слова об исторической роли православия в развитии России, в ее становлении. Хотя бы по примеру другого закона - о свободе совести и религиозных объединениях, где такая преамбула существует. Там прямо сказано, что православие сыграло особую роль в становлении Российской самобытности и ее культуры.
Не буду цитировать Обращение, принятое участниками названной выше конференции, поскольку ваша газета его замечательно передала. Хотел бы осветить два аспекта, обратить на них внимание.
Во-первых, я являюсь представителем народа. Я не депутат и не священник. О народе мы почему-то в последнее время слышим исключительно в русле так называемого креативного класса и той интеллигенции, которая выходит с протестами или какими-то глумливыми комментариями в московской прессе и, будем так говорить, в московских тусовках. Это не весь народ. Весь народ - это те люди, которые голосовали не за Михаила Прохорова на прошедших выборах. Весь народ - это те люди, которые поддерживают совершенно традиционный для России путь. У нас 70% православных. Их плохо слышно, потому что наши средства массовой информации в основном, за исключением такого прекрасного издания как «Русь Державная» и еще нескольких, навязывают либеральные, а по сути, богоборческие идеи. Вот эти богоборческие идеи царствуют в нашей либеральной московской и питерской тусовке. Это не мнение народа. В качестве аргумента я могу привести то, что только за три недели в интернете на сайте «ПравославнаяИнициатива.рф» было собрано более 613 тысяч подписей - за эту инициативу. Это и есть народ. Богоборческая интеллигенция говорит нам, что в церковь ходят лишь представители старшего поколения. Уверяю, что это не так, и огромное количество молодых людей на форумах в интернете горячо поддерживают нас и считают, что не просто пора, а давно пора сделать то, к чему мы призываем.
Я хотел бы еще раз обратить внимание на то, что это народная инициатива в прямом смысле слова, она идет из самой глубины, ее поддерживают регионы, ее поддерживает настоящая Россия. Не та, которая сосредоточилась внутри Садового кольца, а та, которая находится за его пределами. Я бы хотел поблагодарить, безусловно, депутатскую группу в защиту христианских ценностей за то, что они оперативно отреагировали на это обращение.
 
Итак, что произойдет, если в преамбуле, в ненормативной части Конституции вдруг появятся эти слова. Безусловно, это не повлечет немедленных юридических последствий, однако это важно сейчас в смысле утверждения позитивного духа законотворческой деятельности, когда принимаются необходимые законы для сохранения - мы здесь уже не говорим о возрождении - именно для сохранения, спасения и выживания народа: демографические законы; законы, направленные на защиту материнства и детства; законы, направленные на защиту общественной нравственности; законы о защите детей от негативной информации - как в интернете, так и от содомитов и других извращенцев.
 
Мы вынуждены готовить в качестве аргументации огромные тома экономических, демографических и социологических выкладок. Мы должны доказывать, что многодетство - это хорошо с точки зрения экономики государства. Оказывается, это не само собой разумеется. Мы с вами, здесь сидящие, понимаем, что, конечно, это само собой разумеется. Но когда готовится законопроект, надо доказывать, что педофилия - это плохо не потому что это безнравственно, а плохо, потому что это экономически нецелесообразно. Это же безумие! Мы не должны приводить такие аргументы, потому что есть такие понятия как мораль и нравственность. Любой юрист-государствовед знает, что мораль и нравственность - это более широкое понятие, чем право. Законы должны находиться внутри морали, законы не должны быть единственными источниками морали и нравственности.
 
Такие фразы в преамбуле помогут всем нам: при дальнейшей законотворческой работе, при применении законов правительством, министерствами, даже участковыми, потому что участковый сейчас не знает, за что он должен арестовывать человека, прибивающего себя к Красной площади. Потому что он должен объяснить: Красная площадь - охраняемый объект, а в Бирюлеве он может себя прибить. Там законов нет. Почему? Потому что нет морали и нравственности, участковый не знает, чем руководствоваться. Если у него нет закона, значит он вообще не знает, что ему делать.
 
Поэтому мы должны дать возможность людям, начиная от участкового, заканчивая врачом, учителем понимать, что им говорить, даже если этого не написано в законе. Также мы должны помочь законодателю. На мой взгляд, эта фраза, эти слова в преамбуле Конституции, даже не нормативного характера сами по себе, безусловно, изменят дух права. Однако, они изменят дух права только в том случае, если мы все будем продолжать стараться, чтобы они применялись. В конституциях Греции и Ирландии, например, прямо сказано: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». В то же время это не помешало ни Ирландии, ни Греции вступить в Европейский союз.
 
Я бы хотел сказать, что, конечно, внесения этой фразы в Конституцию необходимо, но этого мало. Мы должны это сделать, но это не значит, что мы на этом должны останавливаться.
 
Андрей Печерский:
- Хотел бы поддержать Константина Валерьевича, тем более что газета наша не случайно называется: «православная народная газета». Письма, которые мы получаем от читателей из самых, самых глухих уголков нашей страны, свидетельствуют именно о том, о чем сейчас говорил Константин Валерьевич. Именно из глубины души народной рождаются такие идеи и, конечно, преступлением будет, если мы такие идеи не станем поддерживать. Нам необходимо всячески развивать эти инициативы. Почему? Потому что если бы многие люди воочию знали об этом заявлении, о подобных инициативах, наверное, у нас более половины населения подписались бы под этим заявлением.
 
Хотелось бы сказать о причинах, по которым этого не происходит. Здесь я бы хотел вернуться назад и вспомнить последнюю беседу с ныне покойным митрополитом Ладожским и Петербургским Иоанном. Был долгий разговор, но последние слова его были такие: «Запомни, Андрей, пока русский народ не преодолеет в себе беса разъединения, ничего хорошего мы на этой земле сделать не сможем». Через два дня он умер. Я считаю, это - его завещание. Действительно, много сейчас появилось организаций, фондов, но как-то наши действия разрозненны, мы зачастую даже не знаем друг друга. Как раз вот на эту объединяющую роль, о которой говорится в этом заявлении, мне кажется, и нужно обратить очень большое внимание.
 
А.В. Ильтяков:
- Если говорить о закреплении в Конституции особой роли православия и вообще о его роли в создании нашего государства, то скажу кратко: не будет православия - не будет стержня, вокруг которого объединена и сохраняется наша страна, наше государство. Почему в этом убежден и утвержден в этих мыслях и словах? Я сам из Курганской области. В 1995 году уехал из города в село, за 200 километров, где совершенно не было какого-либо экономического развития, просто территория, но было только одно - вера в Бога. И лично убедился на своем опыте в значении веры в нашей жизни.
 
С детства привыкал к нравственным постулатам, хотя и не ходил в церковь. И начал часто задавать себе вопросы, что же означает моя страна, что означаю я, что означает православие, что означает религия, вера. Каждый человек, наверное, задается этими вопросами. Стал читать литературу, притом не случайно, были на то свои причины, события в личной жизни. И вот наконец пришло твердое решение и я принял крещение. День был пасмурный, но когда вышел из храма, почувствовал на себе, что такое Благодать Господня, стало светло на душе и вокруг меня. Тогда понял одно, что только при поддержке Господней смогу что-либо создать, сделать. Мы уехали из города Кургана в село, и там воссоздали мясоперерабатывающее предприятие. Вначале производилось всего две тонны в месяц. На сегодняшний день предприятие тысячи тонн продукции в месяц производит. Начинали без копейки в кармане, без кредитов, все было создано руками. Чьими руками? Нашими, человеческими. Но, кто нас сопровождал, кто посылал нужные мысли? Господь Бог. Только если ты веруешь во Единого Бога и идешь до конца, только тогда ты сможешь что-либо создать.
 
И мы с единомышленниками дали обет, что построим храм в честь Рождества Христова. В 2007 году мы заложили первый камень, и сегодня в селе Частоозерье стоит православный храм в 600 квадратных метров. Строили его хозяйственным способом. Многие скептики говорили о том, что ничего у нас не получится, ничего не выйдет. Но я верил в то, что все получится, потому что Господь Бог помогает, направляет и только Господь Бог дает нам жизнь и свет. Все остальное есть тьма. Только Он один - свет.
 
Не буду говорить, уходя глубоко в религию и читать вам проповеди. Говорю только о том, что пережил на своем опыте и о том, что удалось построить самому в жизни. Это без Божией помощи никогда не состоялось бы. На сегодняшний день мы в селе Частоозерье установили также статую под названием «Россия». Лаверецкий Николай Акимович в 1900 году представил эту скульптуру в Париже на выставке каслинского литья. Скульптура эта в образе женщины, потому что слово Россия женского рода. У нее православный крест на груди. Ясно, что Россия - это православное государство. Здесь определены ценности, которые у нас должны быть заложены уже и в Конституции. Да, у нас сегодня светское государство, но тем не менее, те люди, которые создавали эту Конституцию, в них живут традиции и корни того народа, к которого мы принадлежим. Это русский народ. Это великий народ, который по своей душе, по своему укладу, по своей величественности не имеет аналогов в мире.
 
Вспомним слова преподобного Серафима Саровского, которые стоят эпиграфом на первой странице вашей газеты: «Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе». Задаю себе часто вопрос: кто мы есть? Что мы видим? Что мы представляем из себя? Ухожу в глубину истории нашей страны. Уж не наш ли народ настрадался за прошлый век? Прошел путь не просто страданий и жертв, а пережил кровавый путь геноцида русского народа. Сегодня о Курганской области, которая была создана в 1943 году, буду говорить языком цифр... Только представьте себе, в 1913 году, когда еще не существовало такой области, на этой земле проживало 1,5 млн. человек. На момент ее создания в 1943 году здесь проживало 500 тыс. человек. Всех, кто мог думать, всех, кто мог говорить, всех, кто мог вести за собой, просто не стало на этой земле. Кого - в ссылку, кого уничтожили, кого непонятно каким образом истребили.
 
Историки уже посчитали, что на территории Курганской области уничтожено и взорвано 286 храмов. Один из таких храмов мы будем восстанавливать. Я уже обратился в министерство культуры, и меня поддержал Владимир Ростиславович Мединский. Храм 1746 года постройки во имя Трех святителей чуть-чуть поменьше, чем храм Христа Спасителя. Грандиозный храм с 1969 года относится к памятникам архитектуры нашей страны, но до сих пор его никто не восстанавливал. Владимир Мединский шел от Курганской области на выборы в депутаты Государственной Думы, видел все эти святыни в полуразрушенном состоянии. Задумываюсь: кто это строил. Мы сегодня не можем храма построить в Кургане. Уже с 2006 года ведется строительство, и до сих пор не можем первый этаж преодолеть, а ведь люди в старину приходили, не имея денег, не имея средств на создание. Они просто объединялись, как сегодня батюшка говорил уже, уходили аскетами. Вот святой Далмат (Святодалматовский монастырь построен в Курганской области в 1543 году). Он выкопал себе пещеру и стал там жить. И действительно, затем пришли миссионеры, затем пришла культура, то есть все объединялось вокруг этого стержня православия. Горжусь тем, что я родился на этой земле Святой Руси.
 
Мы сегодня ищем национальную идею, говорим: куда бы России пойти, на что бы опереться? Благосостояние? Но все это тщетно. Не будет духовного воскрешения, не будет ничего. Как раз эти духовные постулаты, духовные принципы изложены в нашем Священном Писании, изложены в великой православной русской вере.
 
Мы встречались некоторое время тому назад с французской делегацией, они нас просили только об одном: пожалуйста, сохраните свою идентичность, пожалуйста, не уходите в эту ювенальную юстицию - в то, что у них принято, в однополые браки. Не допустите этого, мы вас просим, потому что мы все, весь мир смотрит на вас. Если вы не устоите в своем православии, в своих твердых убеждениях, мы потеряем вообще мир, и он будет уничтожен.
 
Думаю, что, может быть, общество будет говорить, что мы еще не готовы и т. д., но надо принять решение. Пусть оно будет волевое, но на самом деле это будет предтечей будущего развития нашего государства. Да, 13-я статья говорит: признаем идеологическое многообразие.
 
А на чем основан патриотизм? Нам говорят: вы сегодня провозглашаете идеологию. Нет, не идеологию. Это есть патриотизм в отношении к земле русской, любовь к Родине своей. И тут я вспоминаю русского солдата, простого русского парня, который за друга своя, не жалея себя, жизнью своей жертвует. Это было и во время Великой Отечественной войны, уже не говорю, в Царской России, это было во время войны в Афганистане. Это было и во время событий, которые проходили в Чечне. За что он умирал, этот русский солдат? Никто этого никогда объяснить не сможет. Когда он обвязывался гранатами, а он не фанатик, он говорил: ребята, вы отходите, а я прикрою. Это свойственно только русскому человеку. Никто подобного никогда не повторит. Он не идет сражаться за деньги. Он идет сражаться за свой народ, за свою землю, за свою мать. Это великое чувство, и тот человек, который прочувствует это состояние души, уже никогда не сможет предать, он никогда не сможет отказаться от своей великой миссии русского человека на земле.
 
Пусть мне кто-то скажет: ишь ты как заговорил, что, к национализму, может быть, еще призываешь? Нет, я знаю, что такое русский человек. Настолько, насколько чувствую его и в вере, и в православии, и убежден, что идти надо до конца. Господь нам указал, что надо быть верным до смерти на кресте, потому что ничто в мире не вечно. Все тщетно. Все, что нас окружает, создано руками человеческими, и, по сути дела, это есть земля. Ничего выше веры и стремления к Богу нет на земле, это мое истинное, искреннее убеждение, как бы ни звучали громко и пафосно мои слова. Это моя жизнь, таким образом живу и строю для себя будущее.
 
В.А. Саулкин:
- Хотел бы добавить, что когда я уже находился у тебя, Андрей, мне звонил мой друг Виталий Носков, писатель курганский, который когда-то восстанавливал монастырь святого Далмата в советские времена. Потом он оказался на чеченской войне, кавалер ордена Мужества, участник боев в Первомайске, автор книги «Любите нас, пока мы живы» о чеченской войне, о подвигах русских воинов. Он потерял в Первомайске командира Андрея Крестьянинова. Поэтому слова Александра звучат не просто как свидетельство русского воина, а говорят о том, за что воевали в Чечне. Я помню, когда отец Савва Молчанов уезжал на первую чеченскую кампанию, один офицер Таманской дивизии говорил: «Батюшка, я человек неверующий. Это ваши дела». Потом после того, как полк собрался, он ходил, освящал иконки, боевую технику, солдатские палатки, этот офицер за ним ходил, не отставая: «Батюшка, вы ту БМП-шку не освятили». То есть как только серьезная ситуация возникает, человек понимает, за что он воюет. Крестили прямо в окопах офицеров и солдат. Кстати, полк тогда входил с Песчанской иконой Божией Матери (вторая чеченская кампания). Сначала головной дозор, потом отец Савва с Песчанской иконой Пресвятой Богородицы.
 
Я хотел бы обратиться и к словам президента. Недавно было послание к Федеральному Собранию, и Владимир Владимирович Путин подтвердил слова, сказанные в валдайской речи. Он тогда сказал, что Россия возвращает свою историю, Россия возвращается к себе самой. Было сказано и о бесплодной бесполой толерантности, и о том, что во многих странах пересматриваются нормы морали и нравственности, стираются национальные традиции. Кстати, Путин напомнил, что подобные разрушения моральных ценностей проводятся сверху. И творится это вопреки воле народного большинства. О чем это говорит? Кстати, Путин сказал, что все больше людей в мире поддерживают Россию, которая выступает в защиту духовной и нравственной основы цивилизации, в том числе и религиозной, отстаивает ценности традиционной семьи и подлинной человеческой жизни.
 
Мы понимаем, что расчеловечивание проводится сверху из единого центра и цель нынешней глобализации - это уничтожение мировой цивилизации, прежде всего христианской цивилизации. Кстати, по-моему, весной прошлого года была напечатана интересная статья Владимира Ивановича Якунина, где он сказал, что существует класс глобальных мировых олигархов. И цель их действия - это уничтожение человеческой цивилизации.
 
Мы видим, что  Россия только поднимается с колен после двух десятилетий разгрома. Выясняется, что на линии огня стоит наша страна сегодня. За человеческую цивилизацию никто больше не встает. Как во время Второй мировой войны мы встали на пути фашизма, так и сейчас за человеческую цивилизацию не Китай поднимается. В защиту Сирии кто поднялся? Только Россия поднимается и говорит о том, что мы отстаиваем традиционные человеческие ценности мировой цивилизации и отстаиваем международное право. А как мы можем отстаивать ценности человеческой цивилизации, в том числе и религиозные, если в нашей Конституции нам либералы запрещают упоминать о роли православия в истории и создании нашей культуры. Почему либералы так поступают? Почему такой шум поднялся? Посмотрите, кто выступает: Марат Гельман. Чем он занимается? Марат Гельман очищает жизненное пространство. Это всегда в истории было, потому что еще со времен завоевания германцами поморских славян самый главный план захватчиков был какой? Уничтожить элиту, потом уничтожить культуру, святилища разорить, и тогда народ за одно-два поколения просто исчезнет.
 
Марат Гельман сознательно уничтожает русскую культуру, основанную на православии, то есть все те кощунства, которые совершаются, - это не случайные действа каких-то безумных людей. Это целенаправленное уничтожение русских людей. Как фашисты уничтожили Ясную поляну, должны были уничтожить Петербург и Москву, Краков уничтожить, чтобы народ исчез с лица земли. Марат Гельман очищает жизненное пространство. Для кого? Можно подумать. Почему они сегодня выступают против введения в Конституцию упоминания роли православия в русской истории? Потому что они понимают, что тогда восстанавливается историческая преемственность, тогда восстанавливается связь времен, о которой митрополит Иоанн очень много говорил, о которой Святейший Патриарх говорит.
 
Возвращаюсь к словам Президента. Он замечательные слова говорил о русской цивилизации. На Валдае было сказано, помните? О том, что Россия - это самобытная русская цивилизация. Данилевского цитировал. А сейчас Путин в своем послании вспомнил слова Бердяева о православных консерваторах, потому что для нас важны традиционные тысячелетние ценности православной восточно-христианской цивилизации, к которой принадлежит Россия. Так вот Бердяев говорил, что задача консерватизма не в том, чтобы не пускать вверх и вперед, а его задача в том, чтобы не дать скатиться вниз и назад, скатиться к хаосу и тьме. Но за два десятилетия либеральных реформ мы видели, как Россия стремительно скатывалась к тьме, хаосу, разрухе. Если говорить о Конституции, то это же действительно, удивительно! Нормы международного права имеют приоритет над Российским законодательством! О каком духовном суверенитете можно говорить?
 
Константин Малофеев сказал, что Греция и Ирландия вступили в Европейский союз, а греки выходят на митинги. Евросоюз какие законы вводит? Мы видим законы об эвтаназии, о равноценности однополых браков, ювенальную юстицию. И православная страна - Греция, у которой сказаны слова в Конституции о роли православия, или Ирландия - католическая страна, они вынуждены подчиняться.
 
Первая задача после введения упоминания о роли православия - это убрать эти позорные статьи, которые лишают нас суверенитета.
 
Я не согласен с тем, что идеологии не было. Два последних десятилетия насаждалась определенная идеология, причем она насаждалась с такой же бескомпромиссностью, как в свое время «единственно верное марксистское учение» - это идеология либеральная. Для них единственно верное учение - рыночная экономика, то есть фактически нам как идеологию навязали культ золотого тельца, а культ золотого тельца противоречит нравственным и духовным традициям русской цивилизации.
 
Поэтому сегодня мы можем сказать, что у государства может быть своя идеология, а какая идеология у русского государства? Об этом сказал святитель Серафим Соболев в своей книге еще в 40-е или 50-е годы. Книга так и называется «Русская идеология». Сказано было очень просто: православие как основа государственной и нравственной жизни любого русского человека и русского государства. Святое православие, святая вера - это и есть русская идеология.
 
Хочу всем подвижникам поклониться за их труды введения в Конституцию упоминания о роли православия. Это будет первый шаг. Тогда мы с вами пойдем  не назад и вниз, как говорил Бердяев, а поднимемся вверх и вперед к православному царству, к возрождению русской истории, преемственности.
 
У России уникальный опыт: мы первыми пережили материалистический безбожный красный проект, а потом убедились на своем опыте, что либеральный проект западный по сути такой же материалистический и такой же безбожный. И поэтому весь мир, как уже сегодня говорили, все консерваторы смотрит на Россию с надеждой. Поэтому Россия может указать миру единственный путь построения нормальной цивилизации.
 
Д.И. Косарев:
- Действительно, мы живем в знаменательную эпоху, и в этом смысле мы должны поблагодарить либералов, потому что они - могильщики капитализма и могильщики этой идеологии, во главе которой стоит мамона, бог, которому они поклоняются. Они показали изнутри все гнилое содержание их жизни, того, что они построили. И конечно, вот эта статья об отсутствии идеологии была введена только для того, чтобы ввести иную идеологию, потому что без идеологии человек не может существовать, без идеи человека нет. Идея, слово в начале всякого деяния.
 
Эту статью ввели специально для того, чтобы насадить эту развращающую идеологию, идеологию нравственно вывернутую наизнанку, идеологию, которая позволила ограбить Россию. И это надо иметь ввиду, что Россия питала Европу и Соединенные штаты. Потому что отсюда вывозили все, что только можно. В свое время обманом вывезли платиновый запас, затем золотой запас весь вывезли, резервный фонд. Он существует изначально на деньги России. 70% изначального капитала - это было золото России. Россия была золотодобывающая страна, поэтому 70% этого фонда по закону принадлежит нам. Это все на наши деньги сделано. Они ограбили нас, и об этом надо помнить, что весь этот проект был создан только для одного.
 
У любого проекта всегда есть определенные рычаги влияния. Идеология является очень сильным рычагом влияния. Идеология может исказить историю до неузнаваемости. Даже финансы, военные силы - менее значимые рычаги. Поэтому статья в Конституции об отсутствии идеологии лишила нас важнейшего рычага управления, издревле известного. Это рычаг управления нашим государством.
 
Православие - это наша идея, причем идея в чистейшем ее виде, потому что мы приняли православие, заметьте, через «Слово о законе и благодати». Не в законе мы приняли, а в благодати мы приняли православное учение христианства.
 
Но если мы переходим на язык закона, то в этом законе надо указать изначально на то, на чем мы стоим - на том фундаменте, на котором стоит наша Россия. А это православие.
 
Священник Владимир Соколов:
- Я хочу добавить несколько слов еще об одной роли православия. Православие еще выполняет охранительную роль и даже, можно сказать, имеет функцию государственной безопасности. Я недавно был на форуме в академии ракетных войск. Там один человек военный рассказал такую историю. Я был потрясен. В 90-е годы у нас было специальное подразделение экстрасенсов, которые на расстоянии могли узнать подробности любого документа. Проделывали такой эксперимент. В шкафу лежат папки. Такая папка, такой-то документ. Он впадает в транс, начинает в трансе копировать этот документ. Разводят руками. Говорят, что же делать? Наверняка у наших потенциальных противников есть такие же экстрасенсы. Как охраняться? Тот, кто выступал, говорит, я по благословению своего духовника прочитал 90-й псалом и покропил водой. Дают экстрасенсу заданию. Тот говорит: «Доступ закрыт».
 
Доступ закрыт, так давайте будем обороняться, а то сейчас доступ открыт, а это вопрос государственной безопасности. А основной закон должен предусматривать государственную безопасность.
 
А.В. Ильтяков:
- Что происходит у нас в миру на сегодняшний день, когда идет растление, падение человечества. Господь говорил, что христианство будет гонимо, но претерпевший до конца спасется. И эти слова «претерпевший до конца» есть Россия. В этом я уверен. Посмотрите, что недавно в Норвегии произошло. У женщины-телеведущей был крестик на груди, и ее за это выгнали. Вот «демократия»! Мы говорим демократия, права человека, свободы. Где же здесь свобода? Человек проявлял сам себя, говорил, что он христианин. И какой результат? Почему мы не имеем права об этом говорить? Общество возмутилось: что это она разжигает межконфессиональную рознь.
 
Еще раз повторю слова: претерпевший же до конца спасется. Будем молиться, и уверен, что мы победим. Сильны будем только в молитве. Другого у нас нет. Испытал все на себе. И когда строили предприятие, и когда строили храм. Нет денег никаких. Но ты трудись, и Господь пошлет. Все будет по милости Божией. Сегодня какие-то невзгоды - встаю на колени, читаю молитвы: «Отче наш», «Нерушимая стена». И ты Владычица, ненапрасно именуемая «Нерушимой стеной», будь для всех враждующих против нас, замышляющих пакостное творити, воистину некоей преградой, нерушимой стеной, ограждающей нас от всякого зла и тяжких обстояний. Понимаю и верую в каждое слово и знаю, к Кому обращаюсь. Не просто к образу. Как у нас новоявленные верующие говорят: зайди в церковь, помолись, может, поможет. Не поможет, только навредишь сам себе, если идешь туда без истинной веры. Вот пришел, и до конца будь. Не будешь до конца - не спасешься.
 
Д.И. Косарев:
- Я бы хотел всех нас поздравить хоть с маленькой, но с победой. Вы только представьте, что почти век этот вопрос о внесении этих изменений в Конституции не поднимался. О внесении вопроса об особой роли православия. Сейчас он поднят. Это действительно, наверное, маленькая победа, потому что противоположные силы, богоборческие, как предложили их называть, они, наверное, многое отдали бы за то, чтобы этот вопрос и дальше не обсуждался. Пусть он идет тяжело, пусть обсуждение сейчас очень сложное, но он обсуждается, он вынесен. Поэтому  я считаю, что это победа.
 
В последних обсуждениях, в последних выступлениях, которые идут сейчас и по телевидению, и на страницах прессы, основным аргументом является аргумент о том, что якобы другие конфессии не поймут и не примут эту поправку. На самом деле мы должны опираться на здоровые силы внутри этих конфессий, а здоровые силы прекрасно понимают роль православия в становлении России, что православие смогло объединить разные культуры, разные народы  и создать эту нашу великую страну. Они не будут против. А то, что в каждой конфессии есть экстремистские силы, это мы знаем.
 
А.В. Ильтяков:
- У святых отцов нет такого термина смирение. У них есть смиренномудрие. Важно понять, что это такое. Что такое смирение? Оно начинается с сострадания, снисхождения любви, это проявление любви к людям. Но если любовь слепая, нет ничего хуже ее на свете. Любовь должна быть мудрой и поэтому - смиренномудрие. Мы должны учиться мудрости жизни, иначе то, что мы называем смирением - это бывает просто трусостью иногда. У нас были большие трудности, переделки в Частоозерье и большое количество боевиков из Чечни приезжало именно туда подлечиться. Не проходило ни одного вечера, чтобы какого-то подростка не избили, не изнасиловали какую-то девчонку. Происходило действительно глумление, и народ восстал, дабы показать силу и мощь.
 
Принято говорить, что русский бунт - бессмысленный и беспощадный. Отчасти соглашусь, но он был вызван издевательствами над местной молодежью. Мне удалось призвать к наведению порядка правоохранительные органы. И предотвратить весь этот кризис, но не до конца. Все-таки выстрел прогремел. Большинство охотников живет в этой местности. Просто люди с граблями, с вилами и ружьями пошли отвоевывать своих детей. И вот когда я вызвал правоохранительные органы, мне поступила прямая угроза, речь шла о кровной мести и прочем. Мы вспоминали генерала Ермолова, вспоминали происхождение русского народа и так далее. Все это, естественно, написано в книгах, и все мы их читали. Я тогда сказал, что до тех пор, пока не будет дано воли свыше, ни одного волоса с моей головы не упадет, впрочем, как и с любой другой.
 
Что происходило дальше? Одному Богу известно, почему. Ни с того ни с сего начали происходить исключительные случаи с людьми (а я их простил по-настоящему): кого-то уже в мире нет. До тех пор, пока злоба существует, она возвращается к тому, кто злится...
 
Встретился с одним парнем уже после того, как он натерпелся и в тюрьме побывал за то, что унижал солдат, пришел из Чечни, стрелял... Вымогали деньги. Уже следствие прошло, и этот человек отсидел за вымогательство, но он не успокоился, он жил злостью. Но вот он упал с пятиэтажного дома, не разбился, но остался калекой. Потом лишился родственников. Говорю ему: в тебе источник зла, в тебе источник проблем. Есть понятие смирения и любви к ближнему. До тех пор, пока не поймешь, несчастья не прекратятся. Дай ему, Господи, это понять. Вроде бы сейчас ничего не случается. Не восстановился, но в остальном все хорошо, живет, ковыляет.
 
Великая вера. Мы - обладатели великой истины, православия. Как сегодня уже было замечено, никто из умных людей возражать против упоминания православия в Конституции не станет. В нашей Конституции будет соответствующая поправка, а без этого мы так и будем болтаться в международном пространстве, не имея, где главу преклонить. А у нас есть один Отец-Создатель.
 
А.Н. Печерский:
- Можно подытожить наш интересный разговор. Месяц назад я разговаривал с губернатором Санкт-Петербурга Георгием Сергеевичем Полтавченко. Он высказал интересную мысль: «Повод для оптимизма у нас, несомненно, есть. Посмотрите, Пояс Пресвятой Богородицы привезли именно в Санкт-Петербург. Я знаю не из чужих слов, а знаю наверное, что наш президент сам выразил желание встретить Пояс Пресвятой Богородицы первым, когда он был привезен на нашу землю». Я считаю - это символично. Еще один символ - когда мы с моим другом Виктором Саулкиным дежурили в храме Христа Спасителя целую ночь, передо мной как бы прошла вся Россия. Я видел людей, которые вполне вероятно, впервые зашли в храм. Молодой парень с изумленными глазами спросил меня: «А что я должен сделать сейчас?» таких людей было очень много. Один подошел и сказал: «отец, положи мне руку на голову». Я не понял, что он имел ввиду, но видно человек вообще впервые зашел в храм Божий, и он принял меня за священника. Если  бы он был немного более образован, он бы сказал: батюшка, благослови! Но я же не священник. Я на всякий случай положил ему руку на голову, он пошел и приложился. Люди шли. 3,5 млн их прошли около пояса Пресвятой богородицы. Святейший Патриарх ведь не даром отметил: «Люди наши шли не к поясу, не к мощам святым, а к самой Богородице шли, и это без следа и без последствий положительных для нас не останется. Думаю, что нет нам времени унывать, как говорил Серафим Саровский, и все у нас впереди.
 

+ + +


После круглого стола не хотелось расходиться и мы продолжили беседу с одним из его участников Александром Владимировичем Ильтяковым.
 
А. Н. Печерский:
- Я бы просто хотел дополнить ваше выступление более конкретными вещами и конкретными вопросами. Прежде всего, что конкретно вы считаете надо делать для того, чтобы большинство наших людей пробудилось от сна и стало православными?
 
А.В. Ильтяков:
- У меня был интересный случай в жизни. Мы на предприятии устанавливали новое оборудование. Как раз это был январь месяц, Крещение. Каждый год мы делаем купель. Строим храм на середине озера изо льда. Со сводами, 6 метров высотой, 9 метров в длину, 6 метров шириной, чтобы каждый мог шагнуть в воду, не побояться, привозим на санях баню, ставим электрогенератор. Люди приходят, спокойно раздеваются, батюшка благословляет, они заходят в воду. 15 тыс. человек за неделю купаются в этой проруби.
 
В село приехали иностранцы для установки оборудования. Их было 13 человек. Я им показываю, рассказываю о наших православных традициях, о том, как люди заходят в воду. Они по-немецки говорят: «Русские - дураки». Я им в ответ: мол, понимаю по-немецки. Но чтобы получше объясниться, приглашу переводчика. И стал им рассказывать о русском солдате, о самопожертвовании, о жертвенности вообще.
 
А на это сподобиться может только тот человек, который истинно верует. Вы нас будете называть алкоголиками, взбудораженными, несчастными, убогими, кем вы нас только ни называете, но вы никогда не сможете понять истины до тех пор, пока вы не войдете в эту прорубь. Человеку, при входе туда, не важно, что он, может, заболеет, может, он даже умрет во имя Господа Бога, но он идет ради духовного туда. Ну что, готовы шагнуть? Я делаю им по новой прорубь. На следующий день везу их туда, говорю, не переживайте, в бане мы вас напарим, потом вы зайдете, все в порядке будет. Но баня не была истоплена. Это уловка была. Когда приехали туда, говорю, давайте зайдем, показываю, как это делать, раздеваюсь, перекрестился, захожу в эту прорубь, трижды окунулся, спокойно, без всякого крика вышел из нее.
 
Температура была около 25 градусов мороза. Говорю, ну что, кто следующий? Все стоят голышом, женщин у нас нет. Один из Голландии кинулся в эту воду с криком, выскочил оттуда в раздевалку. Я продолжаю дальше стоять. Они, глядя на мое спокойствие, стараются спокойно зайти в воду, но все равно все с криком, и как ошпаренные выскакивают в раздевалку.
 
Конечно, потом напарили их в бане. И они ещё несколько раз заходили в эту прорубь пытаясь вновь и вновь сдержать эмоции, не закричать, но до конца так и не смогли этого сделать. Затем мы сели за стол.
 
Один из гостей встал и неожиданно для всех произнёс откровенные, искренние слова, в которых уже многие из них были утверждены: «Нам в Германии с экранов телевизоров говорят о России, что здесь все пьют, везде криминал, недоразвитые люди, не имеющие своих принципов. Больше я никогда верить этому не буду. Это моя первая поездка в Россию, и у меня была полная убеждённость, что еду в страну недалёкого мышления. Я признаюсь в этом честно. Но то, что мне удалось сегодня увидеть и почувствовать на себе - это нечто иное, великое. Это то, что невозможно объяснить, то что является основой сути человеческой, что-то настоящее, живое, грандиозное. Я никогда больше не стану смеяться над этой страной и всё, что показывают у нас по телевидению о России, смотреть не буду. Это великая и действительно непобедимая страна, когда есть такой дух веры, преодоления своего страха. Именно духовное начало этого народа ставит его выше всех народов на земле». Когда он говорил, у него в глазах блеснули слёзы.
Необходим личный пример: не впадать в уныние, не ныть, не стонать, а брать и делать и действительно, веруя, доказывать это все делами. Не ради материального состояния. Какая у меня была ситуация? Никто в Бога не веровал. Когда мы начинали поднимать этот цех в деревне, всем казалось: если человек иногда не выходит на работу - это нормально. На следующий день спрашиваю: где был? - Запил. То есть все это было в порядке вещей. Понимал, что нет никакого духовного воспитания людей. Церковь, которая стояла в селе, была взорвана. А потом адмирал Колчак на том месте, где стояла церковь, 38 комиссаров закопал живьем. Там действительно дьявол прошелся. Такие были тяжелейшие события в истории этого села Частоозерье.
 
Тогда решил поступить несколько по-другому. Ведь я верую, и есть люди, которые не понимают, что такое вера, и надо им прочитать Библию. И стал читать. Выходил на пятнадцатиминутный перерыв, и в 10 часов и в 15 часов и читал по 15 минут. Сначала надо мной смеялись. Затем люди стали ждать, когда выйду и снова начну читать. Затем мы перешли к тому, что люди пообедают в течение получаса, а остальные полчаса слушают то, что я им читаю. Мы прочитали полностью Библию, мы прочитали закон Божий. Мы каждую фразу проанализировали вместе. Мы читали Священное Писание, не становясь какими-то религиозными фанатиками, но чтобы именно через эту призму понимать жизнь - для чего она дана человеку на земле.
 
Для того, чтобы творить во Имя Господне, для того, чтобы приблизиться хоть на йоту к Создателю, к этому Свету. Вы знаете, удалось переломить на собственном примере весь ход событий и состояние общества. Людям стало стыдно появляться на улице в пьяном виде, людям стало стыдно появляться курящими в обществе. Вот он Свет.
 
Год назад мы сделали улицу с фонарным освещением. За свой счет все сделали. И вот нашелся человек, который начал разбивать фонарики. Мы новые привернем, а их опять разобьют, привернем - снова разобьют. А эта улица с фонарным освещением больше километра. Обратился к людям: «Ведь это же кто-то из нашего общества делает. Я приверну еще и еще эти фонарики, но ведь это сделано для всех нас. Для наших детей, для нашего будущего. Если мы не сможем сами в себе эту мерзость искоренить, никто за нас этого не сделает, никакие правоохранительные органы, законы, - ничего, кроме своего собственного самосознания». Уже год не вижу ни одного разбитого фонарика.
 
Люди слышат, верят. И это самое главное. Считаю, что надо на своем примере показывать, не боясь и не стесняясь. На самом деле, будет и злословие, будут и те, кто скажет: «Врет он все, ничего не было так». Но я-то знаю правду.
 
Помните, юноша подходит к Господу Богу и говорит: «Господи, что мне еще сделать, чтобы унаследовать Царствие Небесное?» Бог говорит: «Почитай мать, отца своего, почитай заповеди Господни и войдешь в Царствие Господне».
 
- Все то, что ты сейчас сказал, я уже унаследовал от отца и матери своих. Что мне еще сделать?
- Продай все свое имение, деньги раздай нищим и следуй за мной.
Опечалился юноша и отошел от него. А Господь сказал своим апостолам: «Истинно вам говорю: легче верблюду сквозь игольное ушко пройти, нежели богатому войти в Царствие Небесное». Но и бедность не спасает от гибели. Бывает, человек бедный начинает причитать, роптать на судьбу и этим самым убивает сам себя, гибнет. Любой, наверно, человек не хочет, чтобы наступило время, когда вдруг придется скитаться в нищете. Но если вдруг Господь сочтет нужным послать мне такие испытания, то только об одном прошу: пусть он меня не оставляет никогда.
 
Помните, Есенин пишет в стихотворении:
 

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот - и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.
 
Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в Бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.
 
Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.
 
Дар поэта - ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
 
 
Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-
 
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.


Нельзя сдаваться. Казалось бы, человек переживает: вот, эта интеллигенция уничтожила православие, уничтожила веру. Для чего? Хотели жить по-другому. Мамона одолела. Что мы сделали, зачем уничтожили страну? Да, мы заблуждались... Я все-таки отдаю себе отчет и говорю: для того, чтобы нам не упасть, не надо ни на кого роптать, надо самому браться за дело, работать. Сколько могу, столько и буду творить. Как сказал Гёте: «Когда я не могу сделать дождь для всего мира, я беру лейку и поливаю свой огород».
 
А. Н. Печерский:
Я скажу сейчас удивительную вещь. Мой духовный отец архимандрит Кирилл много раз мне говорил: «Андрей, читай ежедневно Евангелие». И вот  наша первая беседа, а он никогда не давал интервью, можно проверить. Это было на 50 летие победы, и тогда он сказал: «Ты возьми благословение у игумена Троице-Сергиевой Лавры. Я ведь инок». И только тогда он согласился. Беседа называлась: «Я шел с Евангелием и не боялся». Батюшка рассказал свою историю, как он во время Великой Отечественной войны, находясь в окруженном Сталинграде, нашел в развалинах дома истрепанную книгу. Может быть это был дом Павлова, может быть, какой-то другой. У старца тоже фамилия Павлов. До сих пор идут споры: это был он или его однофамилец. Батюшка рассказывал: «Я увидел запыленные странички какой-то книги. Я поднял и увидел, что это Евангелие и начал его читать. Меня до того потрясли эти слова, что я прошел с этой книгой всю войну, у меня в мешке всегда лежало Евангелие, и я его читал». Так он войну и закончил, а потом прямым ходом пошел в солдатской шинели в московскую семинарию, и стал великим нашим старцем, архимандритом Кириллом. Вот что делает Евангелие - оно делает чудеса с людьми. Всем, кто к нему приходил, он говорил именно об этом. Мы можем чуть ли не все молитвы знать, а Евангелие зачастую и не открываем.
 
Я как-то тут лежал в больнице, и мне мой друг Володя говорил: «Андрей, молитвы - это твое обращение к Богу, а Евангелие - это Бог с тобой разговаривает». Это удивительно, то, о чем вы сейчас рассказали. Недаром святой старец так настоятельно просит всех читать Евангелие. Сейчас век словоблудия, когда люди научили очень хорошо, красиво говорить, а евангельские истины могут и забывать. То, что вы говорите, это действительно, верный путь и к спасению себя, и своих близких и нашего народа. Я надеюсь, что будем это делать каждый на своем месте. Хотел бы еще задать вопрос. С вашей точки зрения, что сейчас происходит в России?
 
А.В. Ильтяков:
- Божий промысел. Для меня это Божий промысел. До тех пор, пока мы не уверуем в Бога, мы ничего не получим. Сегодня я не случайно сказал, что Курганская область - область, которая по концентрации разрушенных храмов лидирует. Это самая пострадавшая территория из всей России: 286 храмов было разрушено за время гражданской войны на территории Курганской области.
 
Сегодня еду и смотрю на эти фундаменты, остовы грандиозных храмов. Люди строили, веровали. Ни на чем строили, ни у кого ничего не просили. Веровали в Бога, и Он им воздавал.
 

Идти вперед по нашему историческому пути

 

Интервью председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерея Димитрия Смирнова корреспонденту газеты «Русь Державная»


- В редакции газеты «Русь Державная» состоялся круглый стол «Православие - в Основной закон нашей страны». В нем участвовали известные депутаты Государственной Думы, представители Русской Православной Церкви, средств массовой информации, общественности. Ваше отношение к обсуждаемой проблеме?
 
- Мне кажется, здесь вообще никакой проблемы нет. И, как стало известно, в исходном тексте Конституции подобные фразы были. Это как раз очень важно, и это восстанавливает духовно-историческую преемственность основного документа нашего Отечества и народа. Поэтому очень трудно понять, какие могут быть здесь возражения? Это, как дважды два четыре. Поэтому тот, кто высказывает противоположные мнения, либо неуч, либо враждебный православию человек. Тем самым он некоторым образом себя обнажает. Вот, собственно, и все.
 
- Поскольку наше общество еще неоднородно, высказываются разные мнения...
 
- Просто есть несколько сотен людей, которые выпадают из нашего общества - по воспитанию, по национальной принадлежности, может, по своим политическим пристрастиям. Они люди интеллигентные, образованные, их часто можно видеть, слышать в СМИ, читать их мнения в разных изданиях. Но можно ли сказать, что это какая-то часть общества? Количество этих людей настолько ничтожно в абсолютных величинах, что их намного меньше статистической погрешности, которой можно даже и пренебречь. Наш народ, наше государство само разберется, что нам делать. Их мнение заранее нам известно: что они будут говорить по тому или иному поводу, как будет реагировать на те или иные тексты. Заранее знаем их реакцию на публикации «Руси Державной». Это совершенно однозначно и без вариантов. Поэтому, мне кажется, страна, народ должны жить своей жизнью, и нечего все время оглядываться на эти окрики, но нужно широко и свободно идти вперед по нашему историческому пути.
 
- Действительно, таких людей совсем немного, но они крикливые и шумные. Часто говорят: но есть люди других вероисповеданий, мусульмане, например, как они к этому отнесутся?
 
- Не надо вообще с ними полемизировать. Потому что они не мусульмане, они в синагогу не ходят, в дацане не молятся, о чем тогда говорить, какое отношение они к другим конфессиям и религиям имеют? Никакого. Это абсолютно безбожный слой, не принадлежащий ни к какой религиозной организации. Да, у нас в стране есть и атеисты, но они даже и  в атеистах не состоят. Мусульмане молчат, более того, они не возражают против нашего православия. Православный священник, к примеру, не обидел никогда ни одного мусульманина.
 
Самый главный у нас аргумент: у нас никогда не было религиозных войн, ни одной стычки на этой почве не было. Это самое важное. Второй аргумент: во время освобождения от татаро-монгольского ига на нашей стороне были и татары тоже. А на стороне мусульман, на стороне Мамая были русские. Такие обстоятельства надо учитывать. Далее, у нас прекрасно служили мусульмане в русской армии. Просто прекрасно служили. Всем известно. Вспомним хотя бы кавказскую «Дикую дивизию», совершавшую бесстрашные подвиги на полях Первой мировой войны. Верой и правдой служили мусульмане Государю Императору и нашей Родине. В Санкт-Петербурге мечети строили. И наша Большая соборная мечеть в Москве построена до советской власти. Что говорить! У нас была испокон веков государственная христианская религия, она же его и создала. Но это не значит, что другие религии как-то притеснялись, не давала их исповедовать. Не было никакого насильного обращения в христианство. Из татар есть и русские святые: Пётр, царевич Ордынский; Пафнутий Боровский.
 
Мы, русские, построившие наше государство, вывели его на передовые рубежи в мире; прославили Отечество удивительными достижениями науки, техники, культуры, искусства, тем самым обогатив все человечество. Поэтому мы вправе сами продолжать строить свое собственное государство и свою культуру так, как мы считаем нужным. Без оглядки на Запад, на Европу, на Китай и враждебную частичку общества. Мы должны со всеми дружить, со всеми торговать, изучать все культуры, все языки, всех любить, но строить свое собственное государство так, как относятся к построению своего государство другие народы. Те же китайцы, те же израильтяне делают это так, как они считают нужным. А на критику неконструктивную и недружественную не обращать никакого внимания, как на комаров в лесу. И тогда всё пойдет у нас своим чередом. Не надо искать какой-то свой путь, он, собственно, уже есть. И надо просто продолжать по нему идти. Потому что в 17-м году свернули влево, и привело это к очень большим бедствиям. Если же сейчас свернем вправо - сторону того, что по какой-то глупой причине именуется на Западе «демократией», то будут последствия еще более ужасные. С Запада пришли все эти учения - марксизм, коммунизм, демократия. Вот и получили: минус 500 миллионов жителей на Руси...
 
Этот псевдо-демократический путь развития, в кавычках ставлю слово «демократический», приведет к окончательному уничтожению народа и к закрытию самой темы - «русская цивилизация». Все наши двести российских народов должны, как это было и прежде, вместе с русским народом, который является основной основ всего в нашем Отечестве, строить наше государство. Мы не можем назвать какой-то другой народ, который создал нашу страну. Это не эвенки, не башкиры, это не грузины, не армяне, это не евреи, не татары. Это русские. Что мы должны сделать с нашей Конституцией, с нашей страной, нашим образованием и так далее - определять нам самим. Почему мы должны принимать какие-то странные для нас для всех вещи? Например, двухпалатный парламент. Зачем нам эти кальки? С Великобритании, еще с каких-то стран. Народ этого не понимает и не принимает. Зачем это делать? Что-то искусственное и неприемлемое...
 
Нужно построить то, что народу понятно, приемлемо, знакомо, любо, что традиционно.
 

Фото Ларисы Беляевой

«Русь Державная», 2014, № 1

http://www.rusderjavnaya.info/

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий