В редакцию пришло письмо-осуждение, оставляющее такое послевкусие, будто полыни пожевал. «В ноябре мой племянник крестил своих детей: шестилетнего сына и двухмесячную дочь. К крестинам готовились, как к празднику. Крёстные отец и мать - близкие родственники - специально приехали из Москвы в Петербург. Они люди молодые, но с уважением и почтением относятся к церковным обрядам и традициям, посещают церковь. В назначенный день пришли в храм. А накануне батюшка дал всем задание: подготовиться к Таинству, почитать Евангелие от Марка. Крёстные сказали, что не знакомы с Евангелием, но в Бога веруют, много читали о жизни и смерти Иисуса Христа. Батюшка отказался крестить детей, ссылаясь на то, что без знания Евангелия ничему хорошему они детей не научат, велел прийти в следующий раз. Стоило больших усилий упросить батюшку окрестить детей, ведь они-то ни в чём не виноваты. Крёстные родители все наставления священника выслушали со смирением, но чувство недоумения и даже унижения осталось. Получается, что важно не с какими помыслами человек приходит в церковь, а знает ли он наизусть Священное Писание. Всегда считалось: если человек приходит к вере, приводит в храм своих детей - это уже хорошо. Мы, люди светские, может, и не очень хорошо разбираемся в писаниях, да и читать их не просто, но ведь мы и приходим в церковь, чтобы понять истину, а не выслушивать нравоучения и угрозы. Каждый из нас приходит со своими молитвами и обращается к Богу по-своему. Конечно, священник добросовестно выполнил свою работу, Таинство Крещения длилось больше двух часов. К сожалению, ни душевности, ни теплоты в этом обряде не было, праздника не получилось. Причащаться в эту церковь мы, конечно, детей уже не поведём, да и самим, после того как нам указали на дверь, посещать её не хочется... Сейчас мы находимся под гнётом пережитых впечатлений и задаём себе вопрос, правомерны ли действия священника. Можно ли отворачиваться от прихожан только потому, что они недостаточно хорошо знают молитвы и Священное Писание? Я некоторые молитвы выучить наизусть не могу, хотя смысл их и значение могу пересказать. Так что же, таким, как я, теперь и в церковь заходить нельзя? С уважением Татьяна, СПб».
Давайте безпристрастно и с любовию к заблудшим разберём их послание, опираясь на высказывания Св.Отцов. Итак, священник заранее, а не в последнюю минуту, велел крёстным родителям прочитать Евангелие от Марка. Не выучить наизусть(!), не разобрать и дать толкование, а всего лишь прочесть. Невелик труд, но крёстные поленились: и так сойдёт. Это мне напомнило одну притчу: «Однажды после службы священник сказал: «В следующее воскресенье я буду беседовать с вами на тему лжи. Чтобы вам легче было понять, о чём пойдёт речь, прочитайте дома 17-ю главу от Марка». В следующее воскресенье он перед проповедью попросил: «Поднимите руку, кто прочёл 17-ю главу». Почти все прихожане подняли руки. «Вот именно с вами я и хотел поговорить о лжи, - сказал батюшка. - В Евангелии от Марка нет 17-й главы!» Крёстные лукаво заявили, что хотя и не знакомы с Евангелием, но в Бога веруют, много читали о жизни и смерти Иисуса Христа. Где, в каких мутных источниках, читали они о жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа? Не лучше ли было бы прочесть об этом в первоисточнике - Евангелии?
Правильно сказал батюшка, что без знания Евангелия ничему хорошему они детей не научат. Прп.Симеон Новый Богослов предупреждал: «Принявшие крещение от младенчества и недостойно прожившие всю жизнь будут иметь большее осуждение, нежели некрещёные, как поругавшие... святую одежду Христову». Чтобы этого не произошло, дитя на первых порах должно направлять. Кто это должен делать? Батюшка и крёстные родители, которые несут пред Богом ответственность за своего крестника. Прп.Ефрем Сирин писал: «В словах: «отрекаюсь сатаны и всех дел его» - каких дел? Выслушай: блуда, прелюбодеяния, нечистоты, лжи, воровства, зависти, гадания, ворожбы, раздражительности, гнева, хулы, вражды, ссоры, ревности, отрекаюсь пьянства, празднословия, гордыни, празднолюбия, отрекаюсь глумления, бесовских песен, деторастления, вызывания духов, гадательного писания на листьях, отрекаюсь идоложертвенного, крови, удавленины и мертвечины. Нет и времени перечислить всё. Отрекаемся всего именуемого худым, что только ненавидит Бог (и обязуемся не допускать крестника до этих пагубных дел)». Но чему могут научить крестника его крёстные родители, коли сами ничего не знают? «Источник Евангельских учений имеет отверзтые потоки и, если кто-либо... пьёт из этого источника, тот получает себе жизнь по духу и закону заповедей», - поучает св.Иоанн Златоуст.
Читаем далее: «Праздника не получилось... чувство недоумения и даже унижения осталось...» - А может быть, это уязвлённая гордыня не даёт покоя? Прп.Иоанн (Кассиан) Римлянин предостерегает: «Гордость есть столь великое зло, что заслуживает иметь противником не Ангела, не другие противные ей силы, но Самого Бога...» Готовы вы бороться с Богом? «Гордый... пресмыкается, как червь в грязи», - предупреждает свт.Иоанн Златоуст. Вы пишете: «Правомерны ли действия священника? Можно ли отворачиваться от прихожан только потому, что они недостаточно хорошо знают молитвы и Священное Писание? Я молитвы выучить наизусть не могу... Так что же, таким, как я, теперь и в церковь заходить нельзя?»
Помилуйте, а разве священник гнал вас из церкви?! Разве требовал выучить все молитвы и вызубрить Священное Писание? Лжесвидетельство - грех. Считаете батюшку неправым? Вспомните слова свт.Василия Великого: «Если увидишь ближнего в грехе, не на это одно смотри, но размысли, что сделал или делает он хорошего, и... найдёшь, что он лучше тебя». А ведь вы сами пишете, что «священник добросовестно выполнил свою работу, Таинство Крещения длилось больше двух часов». Где же ваша благодарность?
А мне вспоминается совсем другое крещение. Лет 15 тому назад при Череменецком мужском монастыре под Лугой был устроен детский православный лагерь. Кроме детей прихожан привезли мальчишек из неблагополучных семей. Ох и намучились мы с этими трудновоспитуемыми! Но когда выяснилось, что ребята ещё и токсикоманят, настоятель сказал, что ждёт их на исповедь. Оказалось, что многие некрещёные. Батюшка подозвал к себе «нехристей», заглянул в их настороженные глаза, спросил: «Креститься хотите? Но надо перестать грешить: бензин нюхать, воровать, курить, сквернословить». И, дождавшись согласных кивков головой, подытожил: «Завтра готовиться к Таинству Крещения начнём».
В очередное воскресенье весь лагерь, прихожане из близлежащих деревень, монахи и насельники монастыря собрались на берегу Череменецкого озера. Батюшка начал крещение. Когда он назвал крещаемых новоизбранными воинами Христа и молил Создателя дать им Ангелов Хранителей, лица мальчишек посуровели. Батюшка подходил к каждому, трижды дул и говорил: «Изжени из него всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его». Потом, подведя к самой кромке воды, развернул их лицом на запад, спиной к озеру. Трижды вопрошал батюшка: «Отрицаетесь ли сатаны и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его?» Трижды мальчишеские голоса отвечали: «Отрицаюся». Прочитав Символ веры в знак сочетания новокрещаемых с Христом, батюшка стал молиться о наитии Святого Духа на воду озера: «Ты убо Человеколюбче Царю, освяти воду сию!» Солнце клонилось уже к закату, образовав на озёрной глади золотисто-алую дорожку. По этой-то дороге батюшка уводил бывшего хулигана, одетого в длинную белую рубаху, в глубь озера с молитвенным пением. Так дошли они почти до середины - озеро здесь мелкое. Наконец батюшка остановился, положил руку на склонённую мальчишескую голову и со словами: «Крещается раб Божий Владимир» трижды погрузил крещаемого в воду. Вокруг них покачивались белые озёрные лилии, будто снежнокрылые Херувимы опустились на воду, а их длинные жёлтые пестики походили на восковые свечечки. Так же чинно возвращались назад. И пока воспитатели переодевали блаженно улыбавшегося Володьку, батюшка вёл в озеро другого подростка. «Так кто ты теперь - раб Божий или нет?» - хитро улыбнулся крёстный Юрий. «Раб, - спокойно ответил новокрещённый. - И воин Христа». А мы зачарованно смотрели, как уходят в озеро по солнечной дороге батюшка и светлоголовый отрок в длинном, до пят, белом одеянии. Уверена: своё крещение мальчики запомнят на всю жизнь, и как бы ни мытарила их жизнь, останутся верными Господу Богу нашему Иисусу Христу.