«В Сретенский монастырь меня направил старец Зосима»

В феврале 2014 года Сретенская обитель будет отмечать 20-летие возобновления в ней монашеской жизни. К этому событию приурочена серия бесед со Сретенскими насельниками. Братия монастыря, расположенного в самом центре современного мегаполиса, рассказывают о своих послушаниях, строе монастырской жизни, о своем пути к монашеству. Сегодня наш собеседник - иеромонах Зосима (Мельник).

Иеромонах Зосима (Мельник). Фото: А. Поспелов / Православие.Ru
Иеромонах Зосима (Мельник). Фото: А. Поспелов / Православие.Ru     

- Отец Зосима, поступить в Сретенский монастырь вас благословил старец - схиархимандрит Зосима (Сокур), который, как известно, вовсе не жаловал большие города. Расскажите, откуда вы родом, каким образом привел вас Господь к батюшке Зосиме и почему он направил вас именно сюда.

- Родом я из города Черкассы - это небольшой украинский город, раньше относившийся к Киевской губернии, а теперь областной центр.

Cхиархимандрит Зосима (Сокур) Cхиархимандрит Зосима (Сокур)

Как я узнал о батюшке Зосиме? Я начал воцерковляться относительно недавно - в 1996-1997 годах, - когда познакомился с замечательным батюшкой - отцом Александром Шашковым, который стал моим духовным отцом. Сейчас он протоиерей.

Отец Александр уже знал об этом необычном человеке - схиархимандрите Зосиме: о его праведной жизни, о его дарах от Бога - рассудительности и прозорливости - и что многие люди, в том числе священнослужители, у него окормляются.

Пришло время, и у меня стали возникать вопросы, ведь когда человек воцерковляется, то все-таки происходит переоценка ценностей, смотришь на свою жизнь - и уже прошедшую, и на будущую - совсем другими глазами. К тому моменту я уже ходил регулярно в церковь, пел на клиросе, и вот передо мной встал вопрос выбора пути: что дальше? Семейную жизнь строить или поступать в монастырь?

Отец Александр, как духовник, переживал за меня, но сам за решение этого вопроса не брался. Он посоветовал, чтобы узнать волю Божию, обратиться к духовно более опытному человеку и к тому же имеющему особые дары Святаго Духа.

И вот вместе мы поехали в село Никольское Волновахского района Донецкой области, где отец Зосима окормлял свою общину. Там собирались люди разных возрастов: и молодые, и пожилые, даже семейные пары, желавшие монашеской жизни. Некоторые приобретали дома и селились по соседству, чтобы быть поближе к своему духовному отцу. Впоследствии эта община была преобразована в Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь.

 

Успенский собор. Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь
Успенский собор. Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь     

Что меня особо поразило - это первая встреча с батюшкой Зосимой. Я все-таки переживал, волновался: человек он необычный, как меня примет? И всё получилось совсем не так, как я ожидал.

Обычно батюшка принимал народ в «крестилке» - так в обители называли место, где совершается Таинство крещения. Выстояли мы очередь, зашли. Думал: увижу строгого, аскетического вида старца-схимника с четками (он действительно перебирал четки), который начнет обличать мои грехи, - а он такой любвеобильный, сияющий человек оказался. С радостью встретил нас, первым поздоровался - с таким ликованием приветствовал: «Здравствуйте!» - как друзей, которых не видел тысячу лет.

Всё, конечно, у меня внутри перевернулось - я такого не ожидал. Это был просто шок.

В первую очередь меня волновал вопрос моего будущего. Он мне сразу сказал: «Ты не переживай, будет тебе 25 лет - тогда определишься».

 

Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь
Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь 
   

Были и другие вопросы: как нынешнюю жизнь вести - с родителями или отдельно?

Родители мои были тогда невоцерковленные, и, конечно, стали у нас на бытовом уровне возникать разногласия: люди, когда только воцерковляются, хотят изо всех сил Богу угодить, но часто забывают, что это всегда должно быть сопряжено с любовью к человеку, к своему ближнему. Так было и у меня.

Спрашиваю у батюшки: «Как мне - с родителями жить или отделяться от них?» К тому моменту я уже был довольно самостоятельным человеком, нормально зарабатывал, что позволяло обеспечить себя и жильем, и всем необходимым.

Он ответил: «Нет, ни в коем случае не надо разделяться. Нужно жить семьей, мирно, в любви: христианам надо разрушать всякие средостения между ближними, когда они возникают, всегда быть миротворцами, в первую очередь - в семье».

Cхиархимандрит Зосима (Сокур) Cхиархимандрит Зосима (Сокур)

Ну и всякие другие вопросы у меня были, вплоть до того, покупать компьютер или не покупать. Батюшка даже на такие отвечал, ничуть не смущался - конечно, может, мы надоедали ему, но он отвечал, зная, что за 700 км к нему из-за пустяка не приедут.

Так вот что касается моей дальнейшей жизни - как я, собственно, в монастырь попал: это и есть чудо прозорливости батюшки Зосимы, совершившееся в моей жизни.

Я приезжал к нему еще не раз, просился в обитель - конечно же, хотел рядом с ним быть, но батюшка говорил: «Да меня скоро не станет, тяжело будет, надо тебе какую-то другую обитель подыскать».

Последний раз я был у отца Зосимы в 2001 году, в больнице Донецка, где он часто лежал в связи с тяжелой почечной болезнью: приходилось делать гемодиализ; бывало, что и несколько раз в неделю. Реанимация - закрытое отделение, однако я туда прошел беспрепятственно. Иду по отделению, меня никто ни о чем не спрашивает... Вижу медсестер: «Где отец Зосима?» - «Отец Зосима? Проходите туда-то». Его и в больнице все любили и у него окормлялись. Зашел к батюшке в палату - вот тогда я его в последний раз и видел. Стал снова проситься, не возьмет ли он меня к себе в обитель, но он ответил так. «Надо, - говорит, - тебе в обитель старинную, уставную; ко мне не получится, потому что меня скоро не станет». - «Может, тогда в Почаев?» Ему не очень понравилось: «А у тебя есть еще какой-то вариант?» - «Сретенский монастырь в Москве».

Почаев - близко, а Москва - где-то далеко, я там никогда не бывал. Но, как ни странно, он благословил меня именно в Москву, в Сретенский монастырь.

Сретенский монастырь Сретенский монастырь

- А откуда вы про Сретенский монастырь узнали?

- Я работал в БТИ, работа была связана с компьютерами, тогда только-только начали проводить интернет, и я попросил своего сотрудника, Юру, найти православный сайт и скачать его, чтобы читать хотя бы off-line. Он набрал в поисковике слово «Православие» и первое, что нашел, - наш сайт «Православие.ru». Там я узнал подробней и о монастыре, и о духовной школе.

Вот я и говорю батюшке Зосиме: «В Москве есть Сретенский монастырь, у них училище - может, мне туда ­- поучиться?» - «Да, тебе надо туда!» - отвечает.

Спросил, как учебное заведение называется. «Сретенское высшее православное училище!»[1] - «Да?! Такого еще не слыхивал. Ну, молодцы, москвичи! Кто там у нас? Архимандрит Тихон! Вот умница, молодец! Там у них порядок, чистота, вот туда и езжай, учись! Только не знаю, примут ли тебя или нет без московской прописки (имелось в виду - в братию). Ну, езжай, а я буду за тебя молиться!»

На этом мы расстались - из больничной церкви пришел батюшка его причащать. Это была последняя наша встреча. Попросил у него благословения и поехал в Москву.

До вступительных экзаменов оставалось две недели. Собрал документы, на скорую руку написал какое-то сочинение, поехал поступать. Думаю: поступлю, потом в послушники попрошусь - такой был план.

Приехал в Москву, нашел Сретенский монастырь. До сих пор помню то незабываемое впечатление, когда впервые вошел в эту зеленую калитку. После шума и суеты города - тишина и умиротворение, запах роз, пение птиц и еще... что-то неуловимое внешними органами чувств. Я сразу влюбился в нашу святую обитель.

Собеседование прошел хорошо; молитвы спрашивали вечерние, утренние - нужно было знать наизусть. Сочинение написал, а вот историю России и Священное Писание - завалил... Что делать? Не поступил, получается, - надо домой ехать... Но непонятно: благословение отца Зосимы не исполнил - как возвращаться?

Один из абитуриентов подсказал: сходи к отцу Тихону, попросись в послушники; наверное, не откажет. Ладно, думаю, пойду.

Пошли к его корпусу, звоним. Дверь открывает тогдашний келейник отца наместника послушник Андрей Шестаков[2]. «Мы к батюшке, - говорим. - Я вот в послушники хочу к нему попроситься». Он позвал отца Тихона. Вышел отец наместник. Говорю: «Отец Тихон, благословите мне остаться, я к монашеской жизни расположен». - «Откуда ты это знаешь?» - «Батюшка Зосима благословил». Он ничего не сказал - что слышал о нем или знал. «Хорошо. Ты сейчас вещи забирай, а в сентябре приезжай».

У меня - камень с души: я понял, что мне нужно делать! Определился, как сказал батюшка Зосима.

 

Сретенский монастырь
Сретенский монастырь     

И что интересно: это было накануне дня моего 25-летия. Батюшка сказал: «Будет тебе 25 лет - определишься». Я-то думал, что в течение года, до 26 лет. Но слово в слово исполнилось, день в день.

В сентябре приехал, и начались послушания: в саду, за свечным ящиком в храме, в столярке, на вещевом складе...

- А сейчас какие у вас послушания?

- В редакции интернет-портала «Православие.ru»: обрабатываю и размещаю на сайте аудиоматериалы - богослужения, проповеди, произносимые в нашем храме. Помогаю в Патриаршем Совете по культуре. Сейчас работаем над проектом «Положения о должности епархиального древлехранителя». Это касается сохранения объектов культурного наследия, своевременной реставрации, ремонта. Кроме того это направлено на налаживание хороших отношений с музейным сообществом, региональными учреждениями культуры.

 

Иеромонах Зосима (Мельник). Фото: А. Поспелов / Православие.Ru
Иеромонах Зосима (Мельник). Фото: А. Поспелов / Православие.Ru     

Занимаемся святынями Ярославской епархии, например. Там много церквей, где давно не совершались или очень редко совершаются богослужения, и монастырей, находящихся в ведении музеев, в их числе - Спасо-Преображенская обитель в Ярославле, Горицкий монастырь в Переславле-Залесском, где сейчас хотят возобновить монашескую жизнь. Создана рабочая группа от государства и Церкви, ведем переговоры - чтобы и монашеская жизнь в обителях шла, и для паломников был открыт доступ, и для туристов, которые хотят ознакомиться с памятниками древнерусской культуры: храмостроительством, монументальной живописью, иконописью и т.п.

- Приходилось слышать, что присутствие большого количества туристов в обителях привносит в монашескую жизнь черты, которых кому-то, может быть, хотелось избежать. В связи с этим вопрос: Сретенский монастырь расположен не просто в центре Москвы, а в центре московской пробки, которая гудит за его стенами почти 24 часа в сутки. А это ведь проблема даже для мирских людей, что уж говорить о монахах, - городской муравейник, который несется со страшной скоростью, шумит, кричит и не дает никакого покоя. Как вы решаете эту проблему?

- Да, конечно, неизбежно ритм городской жизни влияет и на саму обитель. Нам приходится больше ориентироваться на приходской режим: так и богослужения построены, и весь наш распорядок и быт связан с жизнью города.

Тем не менее удается и ночные богослужения совершать - более уединенно, по-монашески, - и полунощница три раза в неделю служится в 6:15 утра - тоже сугубо монашеская служба, на которую даже в силу транспортных особенностей города могут попасть далеко не все миряне.

Есть у нас время и для уединения, для совершения монашеского келейного правила.

Конечно, хочется порой и на лоне природы побыть, отдохнуть от этого суетного ритма - для этого у нас есть скит, можно туда поехать на несколько дней.

Скит Сретенского монастыря / Гурий Балаянц. Отчий дом / Фотогалереи сайта Православие.Ru
Скит Сретенского монастыря / Гурий Балаянц. Отчий дом / Фотогалереи сайта Православие.Ru     

Как говорится, желающий ищет возможностей, а нежелающий - повода. Самооправдание, конечно, всегда можно для себя найти, что не совсем сподручно быть монахом в городе, - но желающий может вести монашескую жизнь даже в центре мегаполиса.

- Батюшка, среди ваших послушаний была и обязанность отвечать на присланные на сайт вопросы. С чем, на ваш взгляд, связано стремление задать вопрос в интернете, а не пойти в ближайший храм и спросить у священника?

- Кому-то, может быть, и лень, но я думаю, что причина кроется в общем барьере личного общения: сейчас людям гораздо легче общаться в социальных сетях, скрываясь за маской никнейма, чем пойти и лично поговорить со священником в храме. Да и не только со священником. Многие стесняются общаться со своими соседями по лестничной площадке. А тем более идти или ехать куда-то далеко, не всегда ведь рядом есть храм, да еще и священника искать... Для современного человека это - подвиг.

Другие, может быть, стесняются своего церковного не то чтобы невежества, но неосведомленности. В церковной этике, в традициях, в том, как нужно вести себя в храме. Приходится объяснять самые элементарные вещи: как, например, следует одеваться, когда идешь в храм, или как записку о здравии правильно заполнить.

О чем душа скорбит : Жизнеописание, пастырские труды, воспо¬минания духовных чад схиархимандрита Зосимы (Сокура) / Авт.- сост. иеромонах Тихон (Васильев), иеромонах Зосима (Мельник), схимонахиня Евфросиния (Бондаренко). - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. О чем душа скорбит : Жизнеописание, пастырские труды, воспо¬минания духовных чад схиархимандрита Зосимы (Сокура) / Авт.- сост. иеромонах Тихон (Васильев), иеромонах Зосима (Мельник), схимонахиня Евфросиния (Бондаренко). - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. -

Одним из ваших послушаний стала и работа над книгой «О чем душа скорбит: жизнеописание, пастырские труды, воспоминания духовных чад схиархимандрита Зосимы (Сокура)», выпущенной в прошлом году Издательством Сретенского монастыря. Расскажите, пожалуйста, о ней.

- Идея возникла у братии и сестер Успенского Васильевского монастыря, которые хотели к десятилетию преставления[3] батюшки Зосимы выпустить о нем книгу.

Биографическую часть взял на себя иеромонах Тихон (Васильев) - он сейчас учится в Оксфорде, пишет богословскую работу. Воспоминания о последних месяцах жизни батюшки Зосимы написала схимонахиня Евфросиния - она вела летопись. В книгу также вошли воспоминания духовных чад, записи чудесной помощи по молитвам отца Зосимы, биографии его духовников. Еще одна часть - моя дипломная работа.

К этому времени, как началась работа над книгой, я закончил семинарию, а дипломный проект у меня назывался «Пастырские труды схиархимандрита Зосимы (Сокура)». В 2008 году нашим издательством была выпущена книга «Слово о Святой Руси. Проповеди схиархимандрита Зосимы (Сокура)». Было сделано исследование аудио- и видеозаписей его проповедей. Используя эти материалы и следуя советам архимандрита Тихона (он был руководителем моей работы), были проведены параллели между учением Священного Писания, святых отцов Православной Церкви и тем, чему учил своих духовных чад отец Зосима. На таком сравнении была построена вся работа. Мне это было интересно - думаю, было интересно и его духовным чадам, которые знали батюшку и слышали эти проповеди непосредственно от него, в храме.

Слово его - это не морализаторство какое-то, произнесенное в нарочито назидательном тоне. Оно всегда было обращено к сердцу конкретного человека. Многие рассказывают, что если им не удавалось попасть к батюшке и задать лично свои вопросы, то часто бывало так, что ответы на них они слышали прямо в храме, на проповеди: независимо от праздника, дня памяти святого, батюшка вдруг начинал говорить на конкретные темы, интересующие стоящего в храме человека. И человек этот, пришедший с неразрешенным вопросом, получал ответ и добрый совет, а вместе с ним и все слушающие получали и до сих пор получают духовную пользу. Бывало, что и на несколько вопросов таким образом отвечал батюшка Зосима. Таким вот необычным было его слово - чудотворным.

С иеромонахом Зосимой (Мельником)
беседовала Анастасия Рахлина

[1] Так с момента своего основания в 1999 году до 2002 года называлась Сретенская духовная семинария.

[2] Ныне - иеромонах Игнатий (Шестаков).

[3] 29 августа 2012 года.

http://www.pravoslavie.ru/sm/67497.htm

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Зосима (Мельник):
Все статьи автора
Последние комментарии
Вторая мировая война началась 14 марта 1939 года
Новый комментарий от Русский Сталинист
14.12.2019
Священник-антисоветчик - жалкое зрелище
Новый комментарий от Валерий Медведь
06.11.2019
«Демографическая яма находится в своей кульминации»
Новый комментарий от максим поляков
13.12.2019
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Наталия 2016
12.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Наталия 2016
04.12.2019
О цареубийстве и «екатеринбургских останках»
Новый комментарий от София7
07.12.2019
Сергей Чапнин как «церковный контрреформатор»
Новый комментарий от София7
17.09.2019