Владимир Легойда Фото: РИА Новости
В связи с принятием Синодом Русской Православной Церкви документа "О крещении младенцев" появился целый ряд вопросов, недоумений и даже претензий. Попробую ответить на некоторые, наиболее часто встречающиеся. Тему собственно суррогатного материнства оставлю в стороне: она подробно рассмотрена в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. Сейчас речь пойдет именно о крещении младенцев, рожденных "суррогатной матерью".
Итак, вопрос первый: "Правда ли, что Церковь запрещает креститься людям, родившимся от суррогатной матери?".
Нет, не запрещает. В документе четко сказано, что "факт «суррогатного
рождения» сам по себе не является препятствием для крещения человека,
ибо он не несет ответственность за поведение своих родителей". Но - при
определенных обстоятельствах крещение может быть отложено. В каком
случае и почему? А вот здесь важно спокойно, но серьезно разобраться.
Крещение младенцев совершается, во-первых, по вере Церкви, по
уверенности, что для них возможно и важно вхождение в благодатную
церковную жизнь. Во-вторых, младенцев крестят по вере тех, кто приносит
их в храм, кто не просто берет на себя ответственность за ребенка, но
служит гарантом его христианского воспитания. Так было всегда. В чине
Крещения восприемники (крестные) произносят за ребенка "Символ веры"
(текст с основными христианскими истинами - ред.), свидетельствуя тем
самым как о готовности воспитывать ребенка по-христиански, так и о
собственном христианском мировоззрении. Они также отрекаются от сатаны,
утверждая этим свое намерение принимать участие в христианском
воспитании маленького человека.
Все это очень важно осознавать
хотя бы в самых общих чертах. Крещение - сознательный выбор жизни со
Христом, жизни по-христиански - в противовес безрелигиозному образу
жизни. А если ребенок пока сам это выбор сделать не может, то это могут и
должны сделать взрослые. Никого не обманывая. Самих себя в первую
очередь. Суррогатное материнство - репродуктивная технология, которую
Церковь считает нравственно недопустимой. Это должны осознавать люди,
когда приносят ребенка в храм для того, чтобы он начал свою жизнь в
Церкви. Осознание должно повлечь за собой понимание церковной позиции и
покаяние. А как же иначе?
И здесь возникает вопрос второй: "Почему Церковь требует от родителей покаяния?"
Церковь ничего ни от кого не требует. Она главным образом отдает.
Просто не все берут. Начальное условие церковной жизни - покаяние.
(Кстати, греческое слово "метанойя", которое переводится на русский, как
"покаяние", буквально означает "перемена ума".) Если это и можно
назвать требованием, то с одной важной оговоркой: его практически
бессмысленно исполнять против воли. Точнее, покаяния против воли... просто
не может быть! Раскаяние может быть глубоким и не очень, эмоциональным
или бесстрастным, скорым или сделанным после долгих размышлений и
мучений... Но оно всегда - добровольно. Так сказать, по определению:
"Невольник - не богомольник". Иоанн Креститель, которого церковная
традиция именует Предтечей Христа, так начал свою проповедь перед тем,
как крестил людей: "Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное!".
Кстати, в Древней Церкви практика Крещения младенцев возникла не сразу
(не отдельные случаи, всегда имевшие место, но именно традиция). Зато
изначально и безусловно связывалась с верой родителей, с обязательностью
христианского воспитания. Приступая к таинству Евхаристии (причастия),
главному таинству Православной Церкви, люди испытывают себя в таинстве
Покаяния, которое чаще называют Исповедью. И никто вроде бы пока, слава
Богу, не возмущается этим "требованием", не называет его "негуманным" и
нарушающим чьи-либо права. Иными словами, покаяние - это уж никак не
нововведение, но основа духовной жизни. Нововведением был бы, напротив,
отказ от покаяния, от осознания своих поступков и ответственности за
них.
Вопрос третий: "Почему такие правила применяются только к "суррогатным детям"?
Не только. Крещение - это сознательный выбор. Для взрослого - изменить свою жизнь, стремиться думать и поступать по-евангельски. Для ребенка - таким же образом быть воспитанным. То есть, это сознательный выбор родителей, бабушек-дедушек, крестных. Выше уже об этом говорилось. В последнее время в Русской Православной Церкви особенно много делается для того, чтобы катехизация (научение основам веры и нравственности) была не формальным процессом, но действительно помогала вхождению в христианскую жизнь. В 2011 году Архиерейский собор Русской Церкви принял важный документ "О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви". В нем много говорится о подготовке к крещению. В случае крещения взрослых и детей старше 7 лет подчеркивается:
"Оглашение - это совокупность бесед и наставлений готовящимся принять Святое Крещение. Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 7 лет, желающие принять Таинство Крещения.
Недопустимо совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве.
Необходимыми условиями для совершения Таинства Крещения являются православная вера (Мк. 16:16) и покаяние (Деян. 2:38) желающих креститься.
Вера оглашаемых должна выражаться в исповедании ими Иисуса Христа
истинным Богом и Спасителем, в твердом намерении жить согласно учению
Церкви и Слова Божьего, в исповедании Символа веры. Таинство Крещения не
может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины
православной веры и христианской нравственности. К участию в Таинстве
Крещения не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным
причинам.
В таком случае рекомендуется отложить совершение Таинства
Крещения до времени осознания человеком подлинного смысла этого
Таинства".
В случае крещения младенцев (до 7 лет), согласно вышеуказанному документу, важно учесть следующее:
"...крещение
детей совершается в Церкви по вере их родителей и восприемников. В этом
случае минимальную огласительную подготовку должны пройти как родители,
так и восприемники, кроме тех случаев, когда они научены основам веры и
участвуют в церковной жизни. Огласительные беседы с родителями и
восприемниками следует проводить заранее и отдельно от совершения
Таинства Крещения. Уместно призвать родителей и восприемников
подготовиться к участию в Крещении их детей личным участием в Таинствах
Покаяния и Евхаристии".
Разве что-то в недавнем решении Синода
не совпадает с этим документом? Если веры нет, если очевидно, что люди
не собираются жить по-христиански, что крещение для них - не более, чем
магический ритуал ("чтобы не болел, чтобы по ночам не плакал, чтобы
собраться за столом, чтобы породниться с нужным человеком"... продолжите
сами), то возникает резонный вопрос: а зачем? Зачем вводить ребенка в
жизнь, которая вам не важна, не интересна, с которой вы на самом деле не
согласны и о которой даже ничего не хотите знать? Христианство - не
мир духовного уюта, а Крещение - не духовный страховой полис, на
который каждый имеет право. Это жизнь, которая в идеале (sic!)
заканчивается терновым венцом, а не бонусами и лаврами. Крещеный ребенок
должен жить жизнью христианина, жить с Христом. В этом, именно в этом
главный, если не единственный смысл крещения. А иначе зачем?
Четвертый вопрос: "Что сейчас делать, если крещение уже совершено?"
Совершённое таинство Крещения, конечно же, является действительным. А
вот родителям в любом случае важно переосмыслить то, что было сделано. И
понять логику церковных установлений. Поговорить со священником, прийти
на исповедь.
И, наконец: «Почему дети должны отвечать за поступки родителей? Да, суррогатное материнство - это плохо, но почему не крестить детей?»
Не должны и не отвечают. Об этом прямо говорится в рассматриваемом документе. И здесь нужно иметь в виду как минимум два момента. Первый. Многие критики решения Синода смотрят на Крещение почти как на конституционное право, в ряду избирательных прав, права на медицинское обслуживание и проч. Обсуждают решение Церкви с позиций либеральной концепции прав человека. Но Крещение - это не право. Это, как уже многократно говорилось выше, сознательное вступление в иную жизнь. Свидетельство серьезного и осознанного решения стать христианином и/или решения о христианском воспитании для своих детей. И в этой связи второй момент: допустим, крестили ребенка, родители которого не осознают последствий своего поступка и вообще не собираются вводить его в жизнь Церкви. Несложно представить себе такую ситуацию, правда? Так вот: чем это лучше отложенного решения по такому крещению? Чем лучше, что крещенный ребенок не будет бывать в храме, не будет приобщаться Святых Христовых Таин (причащаться) и научаться основам веры, не будет расти христианином? Что это, если не сознательная профанация Таинства? Крещение - не магический ритуал, избавляющий от болезней или сглаза с порчей. Это жизнь со Христом. Другая жизнь. Об этом и речь.
Легойда Владимир, председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата, профессор МГИМО