Деньги для диктатуры пролетариата

Как олигарх Николай Шмит революционером стал

Новости Москвы 
0
229
Время на чтение 8 минут

Николай Павлович Шмит - пресненский фабрикант, выражаясь современным языком, олигарх, отдавший кучу денег революционерам. Его жизнь похожа на детектив, а в этом жанре, как известно, вопросительных знаков и многоточий хватает.

В Большой советской энциклопедии давалась такая версия судьбы фабриканта:

«Шмит Николай Павлович (10(22)12.1883, Москва, - 13(26).2.1907, там же), участник Революции 1905-07. Член РСДРП, большевик. Родился в семье владельца мебельной фабрики. Учился в Московском университете. Вступив во владение мебельной фабрикой на Пресне, с 1 мая 1905 ввёл 9-часовой рабочий день вместо 111/2-часового, повысил зарплату, открыл при фабрике амбулаторию и специальные общеобразовательные курсы. В 1905 передал Московскому комитету РСДРП 20 тыс. руб. на вооружение рабочих. Завещал своё состояние большевистской партии. 17 декабря 1905 Шмит был арестован. При подавлении Декабрьского вооруженного восстания 1905 фабрика разрушена. В ночь на 13 февраля 1907 Шмит был убит в одиночной камере Бутырской тюрьмы. Похороны его превратились в политическую демонстрацию».

Раньше подобная оценка представлялась логичной. Во-первых, она была официальной, а потому не подвергавшейся сомнению, а во-вторых, мало кто задумывался над фактом: за какие такие коврижки иные богачи так возлюбили революционеров?

По разным причинам - иные становились идейными, потому что это было модно. Другие заигрывали с революционерами «на всякий случай» - надеясь, так сказать на особое отношение, если те придут к власти. Но были и примеры особого рода: самый типичный являл собой родной дядюшка Шмита, знаменитый Савва Тимофеевич Морозов - самый известный и самый щедрый большевистский спонсор. В судьбе обоих родственников вообще немало схожего.

Молодой Шмит, действительно, «ударился» в революцию. Но почему, чего ему не хватало? У него-то как раз всего было в избытке!

Николай Павлович не только владел лучшей в России мебельной фабрикой на Нижней Прудовой улице - ныне Дружинниковской, но и входил в знаменитую текстильную династию Морозовых, владевших огромной фабрикой в Твери, ещё более внушительной «Никольской мануфактурой» в Орехово-Зуеве и парой меньших предприятий в окрестностях того же города.

Богачи Морозовы были «продвинутыми» купцами, ничем не напоминающими представителей «тёмного царства», торгашей из комедий Островского. Своим деньгам они желали дать «богоугодное» употребление - ссужали их на клиники и больницы, одаривали культуру, искусство и просвещение. Яркий пример - создание МХАТа, «премьеру» которого оплатил Савва Тимофеевич.

На деньги Морозова сыто жили либеральная газета «Русские ведомости» и мятежные «Новая жизнь», «Борьба», «Искра». Средства миллионера помогли основать Пречистенские рабочие курсы, благодаря которым простой люд начал не только читать-писать, но и размышлять. Самые дерзкие мысли и погнали потом народ на баррикады...

Вероятно, Морозов просто не представлял, какого зверя вскармливает. Ведь он имел дело с вполне благообразными господами в котелках, при галстуках, декларирующими светлые цели, привлекательные идеи. И вдохновился, решив поддержать революцию. Разумеется, деньгами: на оружие, нелегальные типографии и даже на организацию побегов осужденных бунтовщиков из ссылок. Он скрывал у себя на квартире революционеров, в частности, Красина и Баумана. А это сущий криминал, вопиющее нарушение законов Российской империи!

Как известно, Морозов погиб во Франции при невыясненных обстоятельствах. Официальная версия - самоубийство. Но отчего?

Возможно, из-за несчастной любви - его пассия, актриса МХАТа Андреева стала супругой Горького, между прочим, друга. Или Морозова погребли под собой рухнувшие идеалы? Может, он содрогнулся от содеянного и убоялся будущего? Ведь ему наверняка грозило судебное преследование...

Есть еще одна версия, о которой писал Горький: «Савва Морозов жаловался на жизнь. «Одинок я очень, нет у меня никого! И есть еще одно, что меня смущает: боюсь сойти с ума... Семья у нас не очень нормальна, сумасшествия я действительно боюсь. Это хуже смерти...» Но были подозрения, что это было не самоубийство, а убийство...

Шмит был не только родственником Морозова, но и его единомышленником. Николай Павлович почитывал революционные брошюры, проникался их содержанием, но куда сильнее на него влияли беседы с дядюшкой. Тот представил племянника уже знаменитому Горькому, который, вероятно, еще больше поспособствовал брожению молодого ума. Как известно, писатель умел не только пылко и доходчиво внушать и объяснять, но и артистично меняться в лице и даже пустить слезу вовремя.

Фабрикант и студент - Шмит учился в московском университете, впрочем, не ограничивался теориями: смягчил условия работы на своём предприятии, стал пускать в дом «нелегалов», причем не только большевиков, но и меньшевиков, социалистов-революционеров. Кстати, и впоследствии он помогал деньгами не только ленинцам. Твёрдых и определённых политических и социальных убеждений у молодого человека не было: ему наносили визиты социалисты-революционеры, меньшевики, с которыми он, наверное, не только пил чай. Известно, что фабрикант давал деньги и на нужды вполне буржуазной - народно-демократической партии...

Когда грянула революция, Шмит не стал скрывать, на чьей он стороне - на территории его фабрики на Пресне, прозванной полицейскими «чёртовым гнездом», собирались боевые отряды, где они отдыхали, лечились.

Конечно, и оружие приобреталось за деньги фабриканта. По некоторым сведениям, он лично участвовал в вооруженных действиях против законной власти, командуя боевой дружиной.

Николай Валентинов, бывший одно время сподвижником вождя большевиков, писал в своей книге «Малознакомый Ленин»:

«Во время подавления декабрьского восстания в 1905 году фабрика Шмита была дотла разрушена пушками правительственных войск, - В этом акте проявилось нечто большее, чем желание подавить один из главных революционных бастионов, - это была месть. Бомбардировка шла и после того, как стало ясным, что сопротивление никто из фабрики не оказывает. Некоторые рабочие были расстреляны, многие арестованы, был арестован и Шмит».

От московских домовладельцев и лавочников, чьи строения пострадали от артиллерийского огня, поступило немало ходатайств в адрес властей. В том числе, и от Веры Шмит, матери мебельного фабриканта, дом которой полностью был разрушен. Она оценила его вместе с разграбленным имуществом в 200 000 рублей и требовала возмещения убытков, поскольку сама в революционном движении не участвовала. Тем временем мятежный сын госпожи Шмит, уже находился под стражей.

Две недели Николай Павлович провёл в Пресненском полицейском участке, и за это время боевики дважды, но неудачно пытались его освободить. Затем Шмита перевели в Бутырскую тюрьму, там началось следствие, во время которого жандармы его пытали, как утверждает в «Воспоминаниях о В.И. Ленине» его жена Крупская:

«...Николай Павлович был арестован, его всячески мучили в тюрьме, возили смотреть, что сделали с его фабрикой, возили смотреть убитых рабочих, потом зарезали его в тюрьме. Перед смертью он сумел передать на волю, что завещает своё имущество большевикам».

Крупской категорически возражает все тот же Валентинов, считавший, что «охранка никогда бы не посмела применить к нему, члену фамилии Морозовых, приемов, ставших вещью нормальной и обычной в практике ГПУ и НКВД. Жандармский офицер из московского охранного отделения, занимавшийся делом Шмита, обработал его другим способом» - вел с подследственным задушевные разговоры в обстановке, походившей больше на отдельный кабинет ресторана, ибо стол был обильно накрыт - присутствовали даже спиртные напитки. Протокола якобы никто не вел...

Шмит, к слову, человек прямой, честный, да и наивный, попался на удочку хитрющих жандармов. Рассказал всё, что знает, назвал фамилии, адреса, явки бунтовщиков. Поведал о своей и дядюшкиной роли в мятеже. После этого следователь сказал ему что-то вроде: «Милостивый государь, Николай Павлович! Ваша игра окончена, вы полностью изобличили себя и своих товарищей! Судьба ваша незавидна...» И вручил побледневшему арестанту кипу листков - протокол тех самых «душещипательных» бесед, которые вели стенографы, находящиеся за стеной комнаты для допросов...

Николай Павлович перестал есть, спать. Быть может, ужаснулся того, что натворил, с какими людьми связался. Или, наоборот, содрогнулся оттого, что изменил делу, которое ему доверили товарищи. Вторая версия вернее, ибо во время свиданий с сёстрами он говорил о желании передать свое состояние народу, желая хотя бы частично себя реабилитировать в глазах единомышленников.

Нравственные страдания Шмита были так сильны, что перешли в расстройство нервной системы, и врачи перевели его в тюремный госпиталь.

Вот свидетельство Валентинова:

«Тюремные сторожа, получавшие от родственников Шмита весьма изрядную мзду, выполняли потихоньку по его поручению все сношения Шмита с внешним миром. Говорили, что речи, которые им держит Шмит, часто таковы, что ничего в них разобрать нельзя. Странным им казалось и его отношение к приходящим к нему на свидание сестрам. То он плакал, что их около него долго нет, то говорил сторожам: «Гоните их в шею, не допускайте ко мне...»

В тюремном госпитале он и завершил свою жизнь - разбил стекло и его осколком перерезал себе горло. Впрочем, поговаривали, что его убили...

Эта версия представляется вполне реальной. Палачами вполне могли быть не жандармы, а сами большевики - Шмит для них стал предателем. Ну а деньги он завещал родственникам. То есть, он превратился в отыгранную карту...

Но большевики, разумеется, обвинили в смерти Шмита «буржуазное правительство и режим Николая Кровавого». Позже эта версия стала официальной советской. Ее подтвердила одна из двух сестер Николая Павловича, в руках которой якобы оказалась предсмертная записка фабриканта-революционера:

«Дорогая моя сестрица Катя, в эти минуты уходящей от меня жизни ты мне дороже, чем когда-либо...

Я чувствую, что минуты мои сочтены. Еще вчера вечером появились необычные признаки и странное отношение, надзиратели что-то утаивали от меня, а вместе с тем говорили о разных зловещих для меня случаях... Мне представляется, что хотят поскорее покончить со мною, торопятся и избегают огласки... Прощаюсь я с вами, с жизнью навсегда...»

Короткие, шестистраничные воспоминания сестры были опубликованы в сборнике «Московское декабрьское восстание 1905 г.», выпущенного в 1940 году - во времена, когда историю с легкостью перечеркивали, ретушировали и переписывали заново, подгоняя к партийной схеме. 

После гибели Николая Павловича разгорелась отчаянная борьба за наследство, которое унаследовали брат Алексей и две сестры. Дальше приходится больше предполагать, чем утверждать - вся ведь эта история и тогда была мутной, а сейчас и подавно.

Брат от большого капитала - то ли в 300, то ли в 400 тысяч рублей - якобы отказался. Не сам, конечно, а испугавшись вполне явных угроз большевиков. Несовершеннолетней Елизавете подыскали «опекуна», разумеется, большевика, и шмитовские деньги уплыли в партийную кассу. Что же касается старшей сестры - Екатерины, то на ней женился помощник присяжного поверенного Николай Андриканис, тоже член РСДРП.

Однако с богатством он расставаться не пожелал - несмотря на явные намёки Ленина прислать к нему кавказских боевиков для «серьёзного» разговора. В конце концов, Андриканис, зная суровый нрав своих товарищей, пошёл на попятную - сколько-то тысяч отдал, но большую часть вроде утаил. И всё же, как вспоминала Крупская, наследство Шмита стало для большевиков «прочной материальной базой».

http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/dengi_dla_diktatury_proletariata_808.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Бурт
Новая фаза ближневосточного кризиса: Трамп раскрывает объятия Израилю
«Новый порядок» США для Ближнего Востока
12.11.2024
«Израиль остался позади»?
Камала Харрис делает неоднозначные заявления в адрес Тель-Авива
31.07.2024
Ближний Восток: эхо взрывов в Йемене
Израиль нанёс удар по хуситам и ждёт ответной атаки
24.07.2024
Загадки для Масуда Пезешкиана
Сможет ли реформатор провести реформы в Иране?
11.07.2024
Все статьи Валерий Бурт
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нехватка кадров? Безработица? Нет, безхозяйственность!
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.11.2024 13:29
Запад не верит в нашу решимость
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 13:02
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
27.11.2024 12:56
С урологами на дружеской ноге
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 12:45
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
27.11.2024 12:44
Церковь всегда одна
Новый комментарий от протоиерей Вячеслав Пушкарёв
27.11.2024 11:10
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 10:26