С одной стороны, странно видеть на шоколадной обертке образ первого царя из рода Романовых - ибо это именно он, Михаил Федорович, еще юноша, в шапке Мономаха на голове, с крестом на груди и со скипетром в руке. Но с другой стороны, нам странно, потому что для нас царское время - уже давняя история, причем история, которую постарались вытравить из сознания у многих поколений...
Род Романовых принадлежал к числу древнейших семей московского боярства. Михаил Федорович Романов был избран на царство 21 февраля 1613 года Земским Собором. Он состоялся после многих лет смуты, хаоса и разорения на Руси, после господства Лжедмитриев, после изгнания интервентов и временщиков. Лучше всего об этом пишет, на мой взгляд, Сергей Михайлович Соловьев в своем фундаментальном труде «История России с древнейших времен» - он подробно и обстоятельно повествует о важнейших для нашей страны событиях: «Разосланы были грамоты по городам с приглашением прислать властей и выборных в Москву для великого дела; писали, что Москва от польских и литовских людей очищена, церкви Божии в прежнюю лепоту обреклись и Божие имя славится в них по-прежнему; но без государя Московскому государству стоять нельзя, печься о нем и людьми Божиими промышлять некому, без государя Московское государство разорят все. Без государя государство ничем не строится и воровскими заводами на многие части разделяется, и воровство многое множится: и потому бояре и воеводы приглашали, чтобы все духовные власти были к ним в Москву, и из дворян, детей боярских, гостей, торговых, посадских и уездных людей, выбрав лучших, крепких и разумных людей, по скольку человек пригоже для земского совета и государского избрания, все города послали бы в Москву, и чтоб эти власти и выборные лучшие люди договорились в своих городах накрепко и взяли у всяких людей о государственном избрании полные договоры. Когда съехались довольно много властей и выборных, назначен был трехдневный пост, после которого начались соборы...». Выбор пал на Михаила Романова, который 11 июля 1613 года в Успенском соборе Московского кремля был венчан на царство. Полагаю, что именно это событие изображено на обертке шоколада - царь в окружении бояр, которые привели его на престол...
У юбилейного шоколада есть автор - «Поставщик высочайших дворовъ Д. И. Филипповъ». Кто это?
Дмитрий Иванович Филиппов был известным кондитером-булочником. Он - из московской купеческой семьи династии Филипповых, замечательных мастеров хлебопекарного производства. Булочные этого купеческого семейства были и в Москве, и в Санкт-Петербурге, так что на обертке неслучайно указаны оба города. В обеих столицах продукция семейной фирмы пользовалась большим спросом.
Писатель Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» сообщал о заведении Дмитрия Ивановича: «Булочная Филиппова всегда была полна покупателей. В дальнем углу вокруг горячих железных ящиков стояла постоянная толпа, жующая знаменитые филипповские жареные пирожки с мясом, яйцами, рисом, грибами, творогом и вареньем. Публика - от учащейся молодежи до старых чиновников во фризовых шинелях и от расфранченных дам до бедно одетых рабочих женщин. На хорошем масле со свежим фаршем пятачковый пирог был так велик, что порой можно было сытно позавтракать. Их завел еще Иван Филиппов, прославившийся далеко за пределами московскими калачами и сайками, а главное, черным хлебом прекрасного качества».
В одном из центральных московских переулков нищие бесплатно получали почти каждый день от фирмы Дмитрия Ивановича черный хлеб.
Фирма выпекала разные кулинарные изделия. Больше всего - булочек. Стоило услышать кому-нибудь «филипповская булочка», как тут же появлялся аппетит... Особой гордостью фирмы считалась сайка с изюмом. Она появилась благодаря отцу Дмитрия Ивановича, Ивану Максимовичу. Прежде такой сайки вообще не было - изюм при выпечке кулинарных изделий никогда не использовали. Это - новинка. Открытие в кулинарном мире. Когда Ивана Максимовича расспрашивали, как он до этого додумался, он лукаво улыбался: «Очень даже просто». Вот как это произошло.
...Генерал-губернатором Москвы с 1848 по 1857 год был граф Арсений Андреевич Закревский. Человек невежественный, грубый, наглый, привыкший властвовать. Приведу свидетельство современника, хорошо знавшего губернатора: «Это был человек очень ординарный, дурно воспитанный. Обхождение его с подчиненными и низшими отличалось грубостью: он им говорил "ты", бывал с ними крайне несдержан на язык и нередко опускался до площадной брани. Все его замашки доказывали его убеждение в полной безнаказанности... Не существовало никаких вопросов общего или частного характера, в которые он бы не вмешивался». Москвичи боялись Закревского как чумы. Прозвали его «беспощадным».
Генерал очень любил филипповские сайки. По утрам, попивая чаек, Арсений Андреевич блаженствовал. Но однажды утром внезапно вызвал к себе булочника Филиппова. Когда Иван Максимович переступил порог генеральского кабинета, Закревский сунул ему сайку. Брезгливо поморщился. Заорал:
- Это что?! Таракан! Запеченный таракан! Ты что натворил?!
Иван Максимович обомлел. Ни жив, ни мертв. Минуту стоял как вкопанный, не шелохнувшись. И вдруг... Расплылся в улыбке:
- Ваше сиятельство! Да это... Это - изюминка.
И, не моргнув глазом, съел сайку с тараканом. Съел и причмокнул.
- Вкусно! Ваше сиятельство! Очень вкусно!
Генерал-губернатор удивился.
- Да ты что? Разве бывают сайки с изюмом? Не ври!
Через несколько минут Иван Максимович появился в своей пекарне. Взял решето, полное изюма, и высыпал его в саечное тесто. А еще через какой-то час он вошел в кабинет Закревского с подносом. На нем - горячие сайки, и каждая - с изюмом. Угощенье генералу понравилось. Он даже снисходительно похлопал по плечу булочника. Буквально на следующий день филипповская новинка была нарасхват.
Говорили, что эта история с тараканом принесла фирме популярность. Она пошла гулять по всей Москве. Обрастала подробностями, пикантностями, даже анекдотами. А слухи не знают границ. У них - большие крылья. О том, как Иван Максимович не спасовал перед всесильным диктатором столицы, нашелся, обхитрил его, узнала вся Россия.
Заслуженную славу Филипповы завоевали еще раньше благодаря своему труду, природным способностям, недюжинной предприимчивости, деловой хватке, смекалке. Дмитрий Иванович Филиппов значительно расширил дело Ивана Максимовича. К концу XIX века в Москве было уже 10 булочных фирм. А главная булочная, что на Тверской, стала настоящей фабрикой. В ней разные цеха: сухарный, бараночный, кондитерский. И еще - немецкого, шведского, стародубского, рижского, петербургского столового черного и белого хлебов. Калачный и мармеладный цеха. А также карамельная мастерская. В 1915 году булочные Дмитрия Ивановича были и во многих городах империи.
Все Филипповы занимались общественной деятельностью. Много внимания уделял этому и Дмитрий Иванович. В Петербурге он был старостой при церкви цесаревича Николая Александровича. В первопрестольной столице - сотрудником Общества поощрения трудолюбия, почетным членом Московского совета детских приютов, выборным Московского ремесленного общества, попечителем ремесленной богадельни и состоящего при ней Александровского училища, старостой одного из Кремлевских соборов. За свою благотворительную деятельность Дмитрий Иванович снискал почет и уважение у москвичей и петербуржцев.
Предприимчивая фирма Филиппова еще накануне торжеств в честь 300-летия Дома Романовых наладила производство новой для себя продукции - шоколада. Дала ему соответствующее название - «Юбилейный». Этот шоколад превзошел своим вкусом, ароматом сорта, выпускаемые другими фирмами. И так же, как филипповские булочки, стал любимым лакомством многих подданных империи...
Плитку шоколада, что была в нашем фантике, давным-давно кто-то съел. А сам фантик? Он оказался в тайнике, и я уверен, неслучайно. Наверное, эта конфетная обертка должна была занять достойное место в коллекции одного из наших земляков, который жил неподалеку от Волги, интересовался жизнью страны и очень любил сласти. Но внезапно... фантик стал документом истории.
Газета "Православная вера" №22 (498)
Юлий Песикhttp://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-12-24-06-01-18-shokolad