itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Отвергнутый людьми, прославленный Богом

0
218
Время на чтение 6 минут

Наше представление о Церкви будет бедным и неполным, если не интересоваться вселенским измерением православия. В ХХ веке из исторической тени стали выходить святые, совершившие свой земной путь на землях Западной Европы, жившие до Великой схизмы XI века. Много трудов приложил к тому, чтобы память этих святых почиталась в Православной Церкви, святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский.

Сегодня «Отрок» рассказывает о святом короле-страстотерпце Эдуарде Английском.

Руины замка Корф - один из самых запоминающихся исторических памятников юга Англии. До недавнего времени его стены служили строительным материалом, теперь же останки замка взяты под охрану. Когда был основан замок - никто не знает. Однако во второй половине X века на его месте уже располагались укрепления - настолько мощные, что в замке могли чувствовать себя в безопасности ближайшие родственники короля.

Рядом с замковой горой и теперь можно заметить небольшой ручей. 18 марта 979 года его зеркально чистые воды приобрели нехарактерный багровый цвет. Ручей окрасился кровью из раны молодого человека, лежавшего на его дне бездыханным. После некоторых поисков тело юноши было обнаружено. Несколько человек схватили его за ноги и потащили в стоявшую неподалёку лачугу. Прикрыв мертвеца первыми попавшимися лохмотьями, они оставили тело лежать до утра.

Хозяйкой хижины была пожилая женщина, слепая от рождения. Оставшись с телом один на один, она вдруг ощутила вокруг себя присутствие такого количества света, что от удивления воскликнула: «Господи, помилуй!» - и тотчас прозрела. Теперь она могла рассмотреть источник своего исцеления. Женщина приподняла лохмотья и увидела лежащее на столе тело юноши в богатых одеждах, с которых всё ещё стекала вода.

Этим юношей был король Англии святой страстотерпец Эдуард.

Сегодня на том месте, где произошло чудо, стоит храм, а ручей, где лежало тело короля, считается целебным - его воды приносят облегчение тем, кто страдает болезнью глаз.

Утром за телом вернулись. Встретив у лачуги женщину и обнаружив, что она за ночь исцелилась от слепоты, пришедшие растерялись. Но не растерялась приёмная мать мёртвого короля, Эльфреда. Она настояла, чтобы тело сына было как можно скорее предано земле. Юного короля похоронили без каких-либо почестей и церемоний в безымянной могиле.

Вскоре на трон взошёл его сводный брат Этельред, а о его предшественнике, Эдуарде, королева-мать старалась даже не вспоминать - и другим этого делать не советовала. Двор прилагал большие усилия к тому, чтобы вычеркнуть из народной памяти четыре года правления предыдущего государя...

Э то были непростые четыре года. Они прошли под знаком внутренних неурядиц, голодных восстаний, внутрипартийных разборок знати и, наконец, устойчивого стремления монарха навести во всём этом хаосе порядок.

Главной причиной проблем, которые пришлось решать юному Эдуарду, были реформы в Церкви, инициированные его отцом - святым королём Эдгаром Миролюбивым. Последний решил навести порядок в имущественных вопросах Английской Церкви. Во время его правления возник конфликт между монастырями и приходским духовенством: ряд храмов и земельных наделов, изначально принадлежавших монахам, постепенно перешёл в управление приходов. Эдгар вернул монастырям храмы и земли и этим вызвал бурю негодования в свой адрес - не только со стороны обделённого белого духовенства, но и со стороны знати: приходские священники, как правило, находились в тесных родственных узах с сильными мира сего. Своим авторитетом Эдгар смог погасить разногласия, но в 975 году он скончался.

Дальнейшее правление должен был воспринять один из двух сыновей короля. Положение усугублялось тем, что двенадцатилетний Эдуард и семилетний Этельред были сыновьями одного отца, но разных матерей. После смерти короля Эдгара его старший сын Эдуард остался полным сиротой, тогда как Этельред находился под опекой своей матери Эльфреды. Королева немедленно потребовала возложить корону на своего родного сына - в обход сложившейся традиции, - на трон мог претендовать только старший сын умершего правителя. Дело в том, что Эльфреда ещё при жизни Эдгара получила право носить королевские знаки отличия, чего была лишена мать Эдуарда. Таким образом, факт рождения от двух коронованных родителей делал, по мнению вдовствующей королевы, положение Этельреда более предпочтительным. Спор был решён благодаря вмешательству Кентерберийского архиепископа святого Дунстана, который по собственному усмотрению помазал на царство Эдуарда, а не его сводного брата. Конфликт был исчерпан, но, как оказалось, ненадолго.

Ч тобы в Англии снова воцарились мир и порядок, новому королю необходимо было окончательно решить вопрос о монастырских землевладениях и храмах, которые после смерти Эдгара стали расхищаться местной знатью. Противники реформ стали ещё смелее в своих разбойных действиях, когда получили поддержку со стороны влиятельного аристократа Элфера. Однако Эдуард и архиепископ Дунстан твёрдо отстаивали интересы монашества.

Вопрос был вынесен на рассмотрение собора, собравшегося в Киртлингтоне (графство Оксфордшир) в 977 году. Обстановка на заседаниях настолько накалилась, что во время дебатов скончался епископ, который был учителем молодого короля. Обсуждением того же вопроса был занят и собор в Калне (графство Уилтшир). Когда спор достиг кульминации, архиепископ Дунстан заявил: «Теперь, когда я состарился, вы решили вспомнить старые обиды. Я не сдаюсь, и пусть Высший Судия решит дело Своей Церкви». Когда он произнёс эти слова, случилось землетрясение. В этот момент пол комнаты верхнего этажа здания, где происходило собрание, рухнул. Нерушимой осталась только балка, на которой стоял архиепископ. Однако признание правоты короля так и не последовало. Противники реформ сгруппировались вокруг королевы Эльфреды, видя в её сыне скорое решение всех накопившихся проблем. Замысел смены власти созрел быстро. Теперь только оставалось его воплотить.

В один из весенних дней 979 года король Эдуард с небольшой свитой охотился в окрестностях замка Корф. Юный правитель решил навестить своего брата Этельреда и направился в крепость с небольшой свитой. Подъехав к воротам, он заметил, что остался совсем один. За мгновение до этого слуги, пытаясь подшутить над ним, разъехались в разные стороны. Узнав о приезде Эдуарда, мачеха выразила притворное дружелюбие и пригласила его в свои покои. Король отказался, пожелав поговорить с братом. В этот момент к нему подошёл слуга Эльфреды и, поцеловав, предложил выпить вина. Когда царственный юноша поднёс чашу к устам, слуга выхватил нож и нанёс ему смертельную рану. Сражённый Эдуард упал с коня, запутавшись одной ногой в стременах, и в тот же момент лошадь повлекла тело страдальца в сторону леса. Когда короля нашли, он лежал в ручье уже мёртвым.

Узнав о случившемся от приближённых, Этельред был сильно огорчён. Скорбью о погибшем наполнилось и сердце архиепископа Дунстана. Когда владыка помазывал на царство Этельреда, то предрёк Англии скорые бедствия. После смерти святителя в 988 году его пророчество стало сбываться. Орды датчан-язычников вторглись на остров и после более двадцати лет кровопролитных войн полностью завладели им.

Этельред правил почти сорок лет: с 978 по 1016 год. За время своего долгого пребывания у власти он так и не завоевал любви подданных, но погрузил страну в хаос войны и получил прозвище Неразумный. В отличие от своей матери, король Этельред искренне почитал память убитого брата, о святости которого говорили многочисленные факты. Не прошло ещё и года с начала правления нового короля, как над местом захоронения Эдуарда жители тех мест заметили огненный столб, который силой своего свечения приковывал внимание всей округи. Люди извлекли из земли нетленное тело короля-страстотерпца и захоронили его у храма в честь Пресвятой Богородицы в Уорехаме.

Узнав о множестве чудес, происходивших на месте захоронения праведника, аристократ Элфер покаялся и организовал на свои средства торжественную церемонию перенесения мощей святого в женский монастырь в Шафтсбури. По дороге в обитель к святым останкам Эдуарда поднесли двух больных, которые едва могли передвигаться. Приложившись к мощам короля, они на глазах у всех встали с носилок и пошли своими ногами. Прославив Бога, участники процессии благополучно добрались до монастыря.

То, что Эдуард угодил Богу, со временем стало очевидно и Эльфреде. Она решила попросить прощения у мощей своего приёмного сына. Однако по пути в Шафтсбури лошадь королевы внезапно остановилась и, несмотря ни на какие угрозы и побои, так и не сдвинулась с места. Когда Эльфреда слезла с коня, то также не смогла сделать ни шага вперёд. Королева вернулась ни с чем. Со временем она раскаялась в своих грехах и удалилась в Уэрвеллский монастырь, где на протяжении многих лет носила власяницу, спала на земле без подушки и всячески умерщвляла плоть.

Король Эдуард был канонизирован в 1008 году. Во время событий Реформации XVI-XVII веков в Англии, когда многие монастыри были разорены, а их святыни поруганы, мощи страстотерпца удалось спрятать от святотатцев. Останки праведника были обнаружены только в XX веке. Во время археологических раскопок свинцовый ящик со святыми мощами оказался в руках археолога-любителя Уилсона-Клэриджа. В 1984 году святыня была передана им Русской Православной Церкви Заграницей в храм в честь святого короля-страстотерпца в Уокинге.

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/otvergnutyi_ljudmi_proslavlennyi_bogom.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Горайко
Валент и Исаакий
История одной встречи
01.10.2010
Златоуст и Евтропий
Страницы истории Византии
06.07.2010
Все статьи Андрей Горайко
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:02
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44