В 1838 году в юной Одессе открывается духовное учебное заведение для юношества. А у истоков столь богоугодного дела стояли выдающиеся архипастыри - архиепископ Гавриил (Розанов) и епископ Порфирий (Успенский), ученый-востоковед, открывший Синайский кодекс Библии. Небесным покровителем новой семинарии стал святой апостол Андрей Первозванный.
Это было время правления императора Николая I. Он, совершенно не думая, не надеясь и даже не мечтая занять российский императорский трон, т.к. был всего лишь третьим сыном в семье императора Павла I, все же, без сомнения Божиим Промыслом, становится русским императором. Принимая присягу, Николай I сказал: «Россия на пороге революции, но клянусь, она не проникнет в неё пока во мне остаётся дыхание жизни...»
Так и вышло. Восстание декабристов, с которого это царствование и началось. Подавление польского мятежа в пределах Российской империи и венгерского восстания. Осмелимся отметить, что политика Николая I отсрочила начало террора в России, а следовательно, и начало русских революций. Однако основным направлением деятельности императора для нашей темы является стремление именно Николая I к развитию системы образования.
При этом императоре число крестьянских школ в стране увеличилось с 60 (где учились 1,5 тысячи людей) до 2551 (111 000 учеников). Были открыты технические училища и вузы, по существу, была создана система начального и среднего профессионального образования страны. Поэтому и не удивительно, что решение об открытии Духовной семинарии именно в Одессе получает одобрение и всемерное содействие.
Поначалу духовная школа называлась Херсонской, как и епархия, и размещалась на углу Александровского проспекта и Почтовой улицы (сегодня - улица Жуковского). Здесь располагался Епархиальный дом, на самом деле занимавший целый квартал. В его стенах были и семинария, и типография, и епархиальное управление, и библиотека, и, конечно же, храм - в честь великомученика Димитрия Солунского.
Сегодня на этом месте жилой квартал. Практически все - и жильцы и власти - боятся любого упоминания о былой церковной судьбе этого комплекса зданий, а исполнение закона о реституции «замерло» ещё при президентстве Л.Д. Кучмы. В помещении бывшего храма ныне Дом культуры им. Леси Украинки, где проводятся самые различные мероприятия, в том числе и с участием колдунов и экстрасенсов.
Так сегодня выглядит здание Епархиального дома
Однако вернемся к истокам учреждения и становления Одесской духовной семинарии. Приоритетным направлением в ней, если выражаться современными терминами, было обучение православных юношей из братских стран, находившихся под турецким игом: сербов, болгар, греков (заметим, что семинаристы не избежали влияния революционной пропаганды, даже бывали отчисления за революционную деятельность).
В начале ХХ века на улице, получившей соответствующее название - Семинарская, был выстроен новый учебный корпус. Устроен он был по последнему слову инженерной мысли того времени (системы отопления и вентиляции сохранились до сих пор). Здесь действительно, что называется, процвела богословская мысль и принесла обильный плод в лице многих достойных пастырей. Но наступил 1917 год, и многие революционно настроенные семинаристы теперь уже на практике, а не в мечтах, узнали, что же такое революция.
1 мая 1920 года приказом № 52 Губернского отдела народного образования Одесская духовная семинария была ликвидирована, а в ее здании расположился Сельскохозяйственный институт. Впоследствии - кузница партийных кадров, а затем и «свидомых» чиновников. Сегодня институт стал университетом.
В здании на Семинарской улице находится его административный корпус.В помещении бывшего семинарского Свято-Андреевского храма долгие годы была библиотека вуза. Несмотря на судебные решения, руководство университета отказывалось возвращать его Одесской епархии. Верующим пришлось брать помещение «штурмом», что вызвало некоторый шок у «свидомых». В ходе переговоров с участием митрополита Агафангела и тогдашнего губернатора «нашеукраинца» И. Плачкова было принято решение об освобождении помещения библиотеки от книг и воссоздании в нем храма.
Библиотечное помещение находилось в плохом состоянии, в алтарной части располагалось книгохранилище. Сегодня здесь действуют два храма: верхний и нижний, как и было в исторические времена. И это не только студенческие, но и приходские храмы.
Но вернемся к истории Одесской семинарии. Во время Великой Отечественной войны государство начало поворачиваться лицом к Церкви. Возвращались из тюрем и ссылок священники, открывались и ремонтировались храмы. В 1945 году возобновлена деятельность и Одесской духовной семинарии.Теперь она расположилась в здании Свято-Пантелеимоновского Афонского подворья, в самом центре города. Учебные классы и спальни были оборудованы современнейшим образом. Вновь сели за парты учащиеся, начали получать образование священники. Одесская семинария стала одной из авторитетнейших в СССР, многие епархии Русской Православной Церкви направляли сюда лучших своих юношей для получения духовного образования.
Но началась эпоха Хрущева, пришла «оттепель», по слову известного церковного иерарха, «обернувшаяся лютой зимой для церкви». В 1961 году, как вспоминают очевидцы, за одну ночь семинарию перевели в Свято-Успенский мужской монастырь, что на 16-й станции Большого Фонтана, практически на окраине. Гостиничные корпуса монастыря, в которых и сегодня располагается Духовная семинария, в то время были жилыми домами. В срочном порядке отселяли жильцов, ремонтировали здание и приводили его в соответствие с нормами для учебных заведений. При этом учебный процесс не прерывался.
Вскоре и Пантелеимоновское подворье был закрыто, а в его стенах на долгие годы обосновался планетарий. И только в начале 90-х годов сюда вернулись монахи, открылся Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь.
В те годы духовная школа выстояла во многом благодаря личному участию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского). Когда в классах оставались всего лишь единицы студентов, он своим высочайшим повелением направлял учеников в Одессу из Московской духовной семинарии. Святейшему врачами был показан морской климат, он полюбил Одессу, часто и подолгу жил в Свято-Успенском мужском монастыре, и это спасло обитель от закрытия и разорения в шестидесятые годы, и даже сделало ее, если можно так выразиться, «образцово-показательной». Сюда возили иностранные делегации для демонстрации «свободы совести» в Советском Союзе. За послевоенный период из стен семинарии вышло более 2500 воспитанников в священническом и монашеском чине.Так не прервалась цепочка воспитания пастырей в Одесской семинарии. Сегодня это одно из самых знаменитых духовных учебных заведений и Украины, и России. Святейший Патриарх Пимен, Блаженнейший митрополит Владимир, Высокопреосвященнейший митрополит Агафангел и многие другие видные иерархи и богословы святой Православной Церкви были в разное время воспитанниками и преподавателями этой семинарии. В свое время ее ректорами были Блаженнейший Владимир и Высокопреосвященнейший Агафангел, под архипастырским окормлением которого Одесская духовная семинария достигла наибольшего расцвета на современном этапе своего развития.
Сегодня - это среднее духовное учебное заведение, насчитывающее четыре курса. Среди воспитанников не только дети священников и юноши, стремящиеся к служению Господу, но и взрослые мужчины, осознавшие свое истинное предназначение, уже получив светское образование и часто достигнув успехов в мирской деятельности. Есть и заочное отделение. Отрыты регентское, золотошвейное и иконописное отделения, здесь получают духовное образование девушки.Располагаются эти отделения в стенах Одесского Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря и опекаются лично его игуменией - матушкой Серафимой. Многие будущие батюшки именно здесь находят своих матушек.
Выпускники семинарии получают высшее духовное образование в Киевской и Московской духовных академиях, на богословских факультетах зарубежных университетов...
13 декабря 2013 года в Одессе состоялись торжества в честь святого апостола Андрея Первозванного и 175-летия Духовной семинарии, небесным покровителем которой он является.
В Свято-Успенском кафедральном соборе после традиционного пятничного акафиста перед чудотворной «Касперовской» иконой Пресвятой Богородицы состоялась Божественная литургия, на середину собора из семинарского храма-музея была принесена особая святыня - стопа святого апостола Андрея Первозванного. А после богослужения в актовом зале состоялся юбилейный Акт (торжественное собрание). Его возглавил митрополит Агафангел, присутствовали многие гости, в том числе и председатель Учебного комитета РПЦ Высокопреосвященнейший Евгений, который зачитал поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю знаменательного юбилея.
Владыка Агафангел в своем архипастырском слове особо отметил: «Сегодня для широкой массы верующих одна литургическая жизнь уже не является единственной и самодостаточной для спасения школой богословия. Тем более вам, настоящим и будущим пастырям Церкви, которые должны хранить и передавать подобающее пастырям ведение, следует ориентировать себя на более возвышенное и утонченное познание. Надо с уверенностью и дерзновением устремляться к вершинам догматического сознания, стать мыслящими христианами, способными быстро и правильно разобраться в запутанных обстоятельствах изменчивой действительности. Тогда и паства ваша будет чувствовать себя в безопасности, будучи окормляема бдительным и образованным пастырем».Трудно не согласиться с этими словами. Поздравим же и мы всех воспитанников Одесской духовной семинарии с юбилеем их alma mater!