В последнее время из Татарстана стали поступать зловещие новости. Поджоги православных храмов, попытка обстрела гигантского химического предприятия самодельными ракетами...
В тихой и богатой республике кем-то заваривается горькая каша - это видно даже издалека. Корреспонденты «КП» выехали в Татарстан, чтобы разобраться вблизи.
Последнюю (седьмую по счету) церковь ваххабиты спалили в кряшенском (кряшены - крещеные татары) селе со знаковым названием Крещеные Казыли. Это пара часов езды от Казани.
|
Еще две недели назад здесь была непролазная грязь, в которой и застряла машина поджигателей. В ту ночь местные жители не увязали встающее над горизонтом огненное зарево и двух молодых бородачей, толкавших засевшую по самые оси «Ладу»-«пятнашку».
Бородачей поймали на днях. Целую группу поджигателей из Чистопольского района, исповедующих, как скромно сказано в пресс-релизе республиканского МВД, «нетрадиционный ислам». На место их преступления мы и ползем на полном приводе по заваленному снегом проселку.
Центральная улица Казылей. Нас встречает огромный портрет ветерана Великой Отечественной на стене закрытого сельского магазина. Становится теплее на душе. Подкатывает старенький, но ухоженный трактор. За рулем - церковный староста Анатолий Харитонов. Трактор опускает ковш и ледоколом пробивает для нас сквозь сугробы дорогу к храму.
От него, храма Живоначальной Троицы, остался лишь кирпичный фундамент. Да еще старинный алтарный камень от первой церкви 1904 года постройки. В 2000-х ее разобрали, и не спеша всем миром стали складывать новую.
- Только купола оставалось поставить, - стоя на пепелище, Анатолий Харитонов пытается перекричать пургу. - Теперь все по новой. А в ту ночь спасти ее не было шансов. Пока звонил в МЧС, людей собирал... За 20 минут ничего от церкви не осталось.
- Подожгли?
- Подожгли, - соглашается Анатолий. - Электричества в храме не было, печки не было. Само не могло загореться.
- За что?
- За то, что здесь живет народ кряшены. Мы разговариваем по-татарски, а сами христиане. Нас почти 200 тысяч по всей России.
|
ТРЕТИЙ ЭЛЕМЕНТ
За сутки до поимки поджигателей выяснилось, что мусульмане республики собрали православным землякам деньги на восстановление семи сожженных церквей (три из них - кряшенские). А правительство республики распорядилось выделить лес и рабочих. Но не все проблемы можно решить субсидиями. В селе Албай, где в ту ноябрьскую ночь тоже сожгли церковь, мы в полной мере это почувствовали. Остался только старинный алтарный камень и огромное черное пятно среди белоснежных сугробов. Жар пожарища так прогрел землю, что снег даже спустя неделю сюда так и не лег.
Мы хотели поговорить здесь о непростой ситуации, в которой оказались кряшены. Но не смогли найти ни одного собеседника. Женщина из почтового отделения, что рядом с пожарищем, спросила:
- Татарский не знаете? Вам будет сложно найти человека, знающего русский язык...
Она лукавила. Русский язык здесь многие знают. Но самый распространенный ответ: «Ничего не видел... Спал, ничего не знаю...»
В Татарстане нередко можно услышать: «Кряшенский вопрос созрел». Корни его уходят в 90-е годы, в знаменитое ельцинское «берите суверенитета, сколько проглотите». Республика тогда пыталась обособиться. Мешали 40 процентов русского населения и никому неведомая за пределами республики народность - кряшены.
- В середине 90-х годов про нас внезапно вспомнили, - рассказывает Аркадий Фокин, председатель Совета ветеранов кряшенского движения Казани. - Тогда жестко противостояли Шаймиев и теневое правительство, претендовавшее на власть. Вопрос стоял - кто кого. Кряшены выступили на стороне законной власти. И она, в свою очередь, была очень лояльна к малым этническим группам. А во время Всероссийской переписи-2002 этноним «кряшены» был даже признан официально, строкой в отчете.
Так у татарских нацио-налистов-сепаратистов в республике появился принципиальный противник.
- Вот вы говорите, сотни лет мы жили вместе, - продолжает Аркадий Фомин. - Но для татар-националистов наличие кряшенов и сегодня психическая травма. Они говорят: «Кряшены, вы продали веру отцов!» И в националистических СМИ против нас была развернута оголтелая кампания.
- В чем вас обвиняли?
- В получении денег от Москвы, в насильственном крещении татар. Понятно, церкви жгли националисты и экстремисты, но я думаю, что не обошлось и без вмешательства извне. Со стороны «южного мусульманства», которое неуклонно проникает в Татарстан.
ИСЛАМСКИЙ «РЕНЕССАНС»
Казанская епархия долго призывала «не нагнетать» и «не разжигать». Но когда игнорировать акции поджигателей стало уже невозможно - о них трубили все СМИ, - православное и мусульманское духовенства выступили с совместным заявлением. А республиканские власти поспешили сгладить недовольство верующих.
- Было поручение президента Минниханова помочь в восстановлении сожженных храмов, - рассказывает нам секретарь Казанской епархии отец Александр. - Недавно провели по этому поводу специальное совещание. Мы предложили несколько эскизных проектов. По срокам строительства говорить сложно, сами понимаете - зима. Но в одном из районов уже завезли бревна.
|
- Это варварство, нацеленное на попытку разрушить многовековой межконфессиональный мир, - сокрушается первый зам. муфтия Татарстана Рустам Батров. - Мы все здесь братья и сестры. Наши деды проливали кровь, плечом к плечу защищая общую отчизну. Может, кто-то пытался таким образом бросить тень на одну из крупнейших конфессий не только в республике, но и в России. Мы не должны идти у них на поводу.
На Кавказе тоже долгие годы отмахивались: «Какой ваххабизм? У нас единый и неделимый ислам». А сейчас только разводят руками: мол, молодежь не признает традиционных религиозных авторитетов. Безусому юнцу предлагают самому трактовать Коран и сунну так, как ему хочется. И опытные психологи лепят из него то, что нужно «мировому джихаду». Чечня это прошла и переварила. У Дагестана эта кость застряла в горле. В Татарстане же блюдо еще только подают к столу. Хотя ингредиенты готовились давно.
- В 90-е у нас был такой исламский ренессанс, - вспоминает доктор социологических наук Александр Салагаев, активист русской общественности. - По указанию Шаймиева и его окружения строились мечети в селах и городах. Приглашались проповедники из Саудовской Аравии, Эмиратов. Посылали туда учиться шакирдов (ученики медресе. - Авт.). Они и принесли ваххабизм. Он у нас пока не такой воинственный, как в Дагестане, но все же... На границе с Кировской областью они подорвали газопровод низкого давления. Потом скважину в Альметьевском районе. Потом было убийство Валиулы Якупова, зампредседателя Духовного управленя мусульман, боровшегося с ваххабизмом, и подрыв машины муфтия. А сейчас пошел новый этап - наступление на православие. Первая ласточка - в 2010 году в Базарных Матаках подожгли дом священника. В августе этого года сожгли часовню у родника в селе Ленино Новошешминского района. Потом еще две церкви сожгли - в Ленине и Чистополе. И в конце ноября еще две. У них есть и оружие, и боевые группы. Если в конце 90-х наши исламисты из Набережных Челнов отправлялись в Чечню в лагеря подготовки боевиков, то теперь ездят в Сирию. И привозят оттуда «передовые технологии».
СИРИЙСКИЙ СЛЕД
Пробу пера боевики провели 16 ноября, запустив самодельные ракеты по одному из крупнейших предприятий республики - Нижнекамскому нефтехиму. Заряды не взорвались, а некий «амир Татарстана Абдуллах» в своем видеообращении заявил: это всего лишь предупреждение и демонстрация силы. Всего лишь... Раньше российские террористы подобными способами доставки не пользовались даже на искушенном в диверсионном деле Кавказе. Неудивительно, что все детали происшествия и его расследование тут же были засекречены.
- Шум поднялся, когда одна ракета упала на территорию колонии ИТУ-1, - рассказывает местный чиновник, знакомый с ситуацией. - Ее сначала зеки нашли, показали офицерам. Те за головы похватались и вызвали чекистов.
...Объезжаем по периметру территорию Нижнекамскнефтехима, занимающего площадь стандартного городского микрорайона. Надо очень верить в свои силы, чтобы рассчитывать попасть неуправляемым зарядом в какое-нибудь уязвимое место. Даже если со 100-процентной уверенностью знаешь, где оно находится.
- Они и не целились в завод, - развеивает наши сомнения чиновник. - Ракеты были направлены на железнодорожную станцию Соболеково, где стоят составы с цистернами химикатов. Всего было шесть полутораметровых ракет типа «кассам» - как у палестинцев. Установили их ночью на таймер. В 7.40, когда люди шли на работу, стартанули четыре ракеты. Еще две почему-то не сработали, так и лежали на снегу прямо между вагонами.
На следующий день закрытым общереспубликанским указом была усилена охрана всех стратегических объектов. Но оппоненты власти - местные националисты и исламисты - в террористическую подоплеку нижнекамской истории лукаво не верят.
- Есть несколько информационных структур, напрямую подчиненных Москве, которыми руководят бывшие спецслужбисты, - убеждает нас лидер татарских националистов из организации «Алтын Урды» («Золотая орда») Данис Сафаргали. - Именно они и распускают о Татарстане разные небылицы. Мол, в наших лесах якобы прячутся 3000 боевиков-ваххабитов.
- И зачем кому-то распускать небылицы?
- Чтобы объявить республику ваххабитской, ввести прямое правление. Понимаете, у татар есть единственная среда выживания - их республика. Поэтому мы за нее будем зубами держаться. И найдем в себе силы ее отстоять.
...С Данисом можно согласиться: лесов в Татарстане действительно немного - экстремистам в них было бы тесновато. Поэтому большинство бородачей предпочитают жить в городском комфорте. И спокойно посещать пятничные намазы в своих мечетях, в самом центре столицы республики. На один из таких намазов и приехали ваши корреспонденты...
А В ЭТО ВРЕМЯ
Кряшены просят защиты Патриарха
«Террористы жгут наши церкви. Слава Богу, поджигателей нашли, но мы не уверены, что это не случится вновь, - говорится в обращении главы Казанской общественной организации кряшен Марии Семеновой к предстоятелю Русской православной церкви. - Уже были случаи, когда к православным священникам приезжали ваххабиты, агитировали принять ислам. Кому жаловаться, они не знают, боятся, что их тут же обвинят в исламофобии. И к исламу мы отношения не имеем, вся наша история связана только с православием, с нашей Русской православной церковью, в лоне которой мы были и хотим оставаться навечно. Халифаты и эмираты нам не нужны, нам нужна сильная Россия. Просим Вас заступиться за православных кряшен в Татарстане».
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Современные кряшены себя татарами не считают, позиционируясь как отдельная национальность, уходящая корнями в древнетюркские и финно-угорские племена. И православие они приняли, по преданиям предков из язычества, в отличие от тех татар, которых крестили насильно, - те со временем вернулись обратно в ислам.
У кряшенов есть свой язык, который ученые называют «средним диалектом татарского языка».
В своих храмах настоятели проводят службы на церковнокряшенском языке.
http://samara.kp.ru/daily/26173/3061988/