Еще месяц Росимущество будет ждать сведений от представителей различных конфессий о бывших монастырях и храмах, которые сегодня принадлежат государству и находятся в природоохранных зонах. Только тогда станет ясно, нужны ли законодательные изменения для передачи их в собственность религиозным организациям. Об этом шла речь на "круглом столе" в Росимуществе.
Возможные поправки в закон об охранных природных зонах связаны в том числе и с биосферными заповедниками. Например, Толшевский Спасо-Преображенский женский монастырь в Воронежской области находится как раз в биосферном заповеднике. Здесь не то что стоянку нельзя сделать, но даже само присутствие человека считается вмешательством, что в принципе запрещено законом, пояснил "РГ" глава управления по размещению федеральных органов власти и иных организаций Росимущества Сергей Аноприенко. Однако в законе, по которому государство передает конфессиям имущество, нет статьи, которая бы запрещала передачу монастырей и церквей в природоохранной зоне. Росимуществу приходится отказывать верующим, ссылаясь на закон о природоохранных зонах. Но в самом ведомстве отмечают, что у священнослужителей есть право обратиться в суд для корректировки этого решения.
Русская православная церковь предложила изменить статьи закона об особоохраняемых природных территориях. Минприроды, понятно, в сомнениях. Многое, рассуждают в ведомстве, зависит от количества запросов о передаче имущества в природных зонах. Если речь идет об исключениях из правил, то стоит решать вопросы в судебном порядке. Действительно, почему в тех нацпарках, где разрешено гулять, устраивать концерты, нельзя проводить богослужение?
Но передать монастыри - это полдела. Не все общины содержат данное им имущество в идеальном состоянии. И одна из общин уже обратилась с просьбой в Росимущество оказать помощь в ремонте и содержании переданного имущества. Она имеет на это право, поскольку получила все это добро в безвозмездное пользование.
Закон о передаче имущества церкви работает три года. Но большая часть заявлений пришла в 2013-мДругое дело - передача в собственность, тогда раз взял - то за все и отвечай сам. Поэтому Росимущество считает, что большая часть объектов должна быть передана именно в собственность, а не в безвозмездное пользование, тогда у тех, кто управляет имуществом будет больше ответственности, отметил Сергей Аноприенко. А то государство вкладывает деньги на освобождение этой недвижимости, а потом еще за свой счет ее ремонтирует. А суммы на переезд немалые, например, на то, чтобы Росгидромет смог перебазировать Музей Арктики и Антарктики из Никольского единоверческого собора в Санкт-Петербурге нужно не менее 2,5 миллиарда рублей.
Но есть и объекты, за которые поручился сам Патриарх. Рязанский Кремль, например. Он перейдет в управление Русской православной церкви в 2014 году. Музей, который располагался там, получит новое здание. Церковь Ильи Пророка на Славне в Нижнем Новгороде будет тоже передана в 2014 году по заявлению старообрядцев. И Свято-Успенский мужской монастырь - Саровская пустынь.
Закон, который дал возможность передачи имущества церкви, вступил в силу в 2010 году. Но большая часть заявлений от конфессий стала поступать только в 2013 году. При этом на передачу имущества каждого из объектов из федеральной собственности есть предусмотрено шесть лет с момента принятия положительного решения. Пока основная часть заявок поступала от Русской православной церкви.
Тем временемРосимущество вошло в число лидеров по прозрачности госзакупок среди федеральных органов исполнительной власти по результатам анализа, проведенного независимым негосударственным исследовательским центром "Национальный рейтинг прозрачности закупок".
http://www.rg.ru/2013/12/18/rosimushestvo.html