«Взрыв энтузиазма в сумасшедшем доме». Эта фраза, вычитанная когда-то в одном из произведений известного английского писателя Джозефа Конрада, вспомнилась мне при просмотре живых картин новой украинской «революции». Правда, Конрад писал о дикарях в африканских джунглях. Поведение оторванных от цивилизации обитателей «черного» континента показалось герою его повести похожим на действия умалишенных.
Тут же события происходят в столице вроде бы европейского государства, а их участники уж точно считают себя цивилизованными людьми. Только вот ведут себя совершенно неадекватно.
А началось все после того, как украинские власти решили отсрочить (всего лишь отсрочить!) подписание Соглашения об ассоциации с Европейским союзом. Этот шаг вызвал возмущение кое-кого как на Украине, так и за ее пределами.
Понятно недовольство высокопоставленных чиновников Евросоюза. Оно сродни недовольству уличного «кидалы», уже изготовившегося «развести» очередного «лоха» на крупную сумму, но вдруг увидевшего, что «развести» пока что не получается.
Понятно отчаяние лидеров украинской оппозиции. Подписание упомянутого соглашения неминуемо привело бы Украину к быстрой катастрофе, а значит, и к свержению действующей власти, на смену которой как раз и собирались прийти оппозиционные вожди. То, что при таком развитии событий миллионы их соотечественников были бы обречены на тяжелые страдания, оппозиционеров не волновало и не волнует.
Понятна и досада, испытываемая широко известной дамой, вот уже полтора года изображающей из себя смертельно больную и уклоняющуюся таким образом от отбывания наказания, назначенного по приговору суда. Дама нацелилась выехать в Германию «на лечение» с последующим чудесным (практически молниеносным, сразу по пересечении границы) «исцелением» и триумфальным возвращением в политику. Опять же то, что этот триумф будет сопряжен со страданиями миллионов украинцев, даму не беспокоит.
Есть еще на Украине группы и отдельные лица, заинтересованные в ассоциации страны с ЕС. Например, кучка олигархов, стремящихся развивать свой бизнес в западноевропейских странах. Или представители сексуальных меньшинств (у этих одно на уме). Но все это - незначительная по численности часть украинского общества. А как остальные, большинство?
Шествуя в каком-то непостижимом умопомрачении по пути «евроинтеграции» украинская власть влечет страну в пропасть. Влечет ускоренным темпом. Украина уже очутилась у края бездны. Чтобы полететь туда, осталось сделать один шаг. Власть готова была его сделать. Даже ногу занесла. Но в последний момент приостановилась. Глянула вниз и не решилась ступить. Что, в общем-то, тоже вполне объяснимо. Обещанная радость полета никак не компенсировала грядущих печальных последствий от падения для самой власти.
Официальный Киев решил еще раз подумать. Поторговаться со своими западноевропейскими партнерами. Попросить их, чтоб там внизу чуть-чуть пухом постелили (авось не так больно будет приземляться). А Украину от гибельного рубежа так и не отвели. Оставили стоять над краем пропасти с занесенной ногой. Пока власть думает. Тут-то и возник евромайдан.
Казалось, такое возможно только в ужасном театре абсурда: чтобы толпа требовала от правительства обречь ее на нищету. Домогалась повышения цен и платы за коммунальные услуги, уменьшения зарплат и пенсий, поднятия (еще раз) пенсионного возраста, массовой безработицы. Но ведь по сути именно за это стояли (и стоят) особи на киевском и других евромайданах. Требуя немедленно подписать ассоциацию с ЕС, новоявленные «революционеры», в сущности, пытаются заставить власть таки столкнуть страну в пропасть. И при этом гордятся собой. Искренне считают себя патриотами. Не в театре, не в кошмарном сне - наяву! Воистину - невероятное стало очевидным.
Ощущение абсурдности усиливается от того, что происходит сие в стране, не так давно уже переживавшей майданную «революцию», испытавшей на практике, к чему ведут подобные потрясения. Но, видимо, наступать на грабли - традиционное украинское занятие.
Справедливости ради стоит заметить, что участие в абсурдном действе принимает ничтожное меньшинство населения. Что, однако, не мешает майданутым «революционерам» вещать от имени всего (!) народа. Даже не большей его части, а именно всех 46 миллионов граждан Украины (в реальности численность населения уже меньше, сокращается оно в «евроинтегрирующемся» государстве каждый год, но цифру пока называют такую).
Впрочем, сами по себе заявления «революционеров» о собственной многочисленности и всенародности не имели бы большого значения. Не имели бы, несмотря на то что старательно тиражировались СМИ (прежде всего, телевидением, завышавшим число участников акций в десятки раз). Киевский евромайдан (а провинциальные евромайданы - тем более), пошумев и покричав, через несколько дней благополучно сдулся. Он находился уже на последнем издыхании, когда случилось то, что названо «кровавым разгоном».
Вряд ли можно сомневаться в том, что имела место типичная провокация. И нужна она была именно «евроинтеграторам». В том числе и тем, кто, занимая сегодня высокие посты в президентской администрации, не гнушается намеренно подставлять президента.
После случившегося уже почти сдохший евромайдан воспрянул и пополнился новыми участниками. Олигархическое телевидение искусно взвинчивало общество. Начались столкновения (на этот раз, действительно, кровавые). И, конечно же, нагнетались антироссийские настроения. Даже руководителя одиозной организации «Братство», ярого русофоба Дмитрия Корчинского, заподозренного в провоцировании беспорядков, украинские СМИ объявили российским агентом.
Примечательно и другое. «Революционеры» с евромайдана усиленно подогревали себя и друг друга пугающими слухами о «российском спецназе», будто бы направленном Кремлем в помощь Януковичу для разгона митингующих и уже высадившемся в аэропорту «Борисполь» под Киевом. И в то же время с воодушевлением обсуждали другой слух - о возможной оккупации Украины «миротворческими» войсками НАТО. Такая оккупация (если она будет) евромайданутыми «патриотами» и блюстителями «независимости Украины» только приветствуется. Нужны ли тут комментарии?
В этой обстановке, к сожалению, уже традиционно не на высоте оказался президент Виктор Янукович. Первые сутки, прошедшие с начала обострения ситуации, он просто где-то прятался. Затем решил пообщаться с несколькими специально подобранными журналистами.
В принципе, все, что ему требовалось на тот момент - выступить с кратким и четким заявлением. Объяснить, что подписание договора об ассоциации на предложенных ЕС условиях означало неизбежное и быстрое крушение Украины. Привести аргументы в подкрепление этого тезиса (их предостаточно). И предупредить, что беспорядков в стране власть не потерпит.
Вместо этого Виктор Федорович почти час нудно разглагольствовал о своей приверженности «демократическим ценностям». Не знаю, кому как, а лично мне он напомнил Михаила Горбачева образца 1991 года. То же многословие при отсутствии реальных действий. Причем тогда, когда эти действия крайне необходимы.
Какой вывод напрашивается? Президент Украины все еще мечтает о «евроинтеграционном рае». Паузу перед подписанием он сделал в расчете получить «бонусы». И от Запада (за то, что подпишет требуемый договор, хоть и чуть позже). И от России (за то, что не сразу подпишет). И вот - «дождались»: в минувший вторник, встречаясь с тремя экс-президентами Украины, Янукович заявил, что работа по выработке условий, на которых страна готова подписать Соглашение об ассоциации с ЕС, будет ускорена, и он рассчитывает завершить ее до мартовского саммита Евросоюза. А глава правительства Н. Азаров накануне заседания российско-украинской межгоскомиссии, в свою очередь, заявил: «Никаких разговоров о Таможенном союзе нет, никаких документов правительство не готовит».
И на этом фоне ждать еще какие-то «бонусы»? Их, скорее всего, не будет. Евросоюз, возможно, что-то еще пообещает. Образно говоря, согласится подстелить немного пуха на «дно» бездны, в которую собирается низвергнуть Украину. Но сколько пуха там ни стели, а прыжок вниз все равно закончится летальным исходом.
И Россию обмануть уже не получится.
Ну а пока Украина зависла над пропастью. Зависла на одной ноге, раскачиваемая евромайданами. Долго стоять так она не сможет. Придется сделать хотя бы один шаг. Или от пропасти, или в пропасть. Третьего не дано.
http://rusedin.ru/2013/12/16/ukraina-absurd-na-krayu-propasti/