Следовать за Духом Божиим, а не за духом времени

Православная Церковь в результате служения Истине пришла к тому составу богослужения и чинопоследования Таинств, которые сложились к концу второго тысячелетия. Образовалось три богослужебных круга: годовой, недельный и суточный. Они были продуманы и утверждены в Типиконе и в жизни, так что даже все праздники и даты соединились с повседневным бытом людей. 

Еще в первые века христианства, когда происходило создание литургических форм, были отменены «агапы» как часть богослужебного круга, а на Карфагенском соборе был указан путь к подготовке к Евхаристии, которым и шли те святые, которых мы прославляем.
 
Как показала история церквей, после отделения западной церкви от восточной борьба (видимо, неправильная) с формализацией в западной церкви привела к протестантскому расколу. Кстати, эта борьба началась с вопроса об индульгенции, то есть таинства покаяния. А потом постепенно в оставшейся церкви, путем разрешения свободной исповеди и свободного причащения, исправление «формальной исповеди» привело к появлению формального причащения, ибо «с водой выплеснули и ребенка».
 
Параллельно с этим стремление к усовершенствованию внешней формы бытия Восточной Церкви, как бы учитывая требования современного мiра, к этому же времени привело к разделению восточных христиан через переход части Восточных Церквей, по подобию Западной Церкви, на новый стиль. А в результате борьбы с «формализмом» появилось обновленчество, которое вместо стремления к подъему Духа, как это делали отец Иоанн Кронштадтский, отец Алексий Мечёв и другие, занялось изменением внешних форм (вынос престола на середину храма и прочее). Причем, это проявилось в наиболее многочисленной Русской Церкви. Слава Богу, такой подход к борьбе с формализацией был отвергнут, хотя и затаился до времени.
 
Все нововведения и изменения в западной церкви: новый стиль, частичная отмена латинского языка, выездные мессы на пляже и другие, - кажется, не произвели видимого церковного подъема на Западе. В то же время ни славянский язык, ни возврат к вековым традициям «застывших форм» не помешали нашей Церкви выстоять в тяжелые времена гонений и начать воцерковление и возрождение приходской жизни. Не следование за духом времени, а изменение духа времени, как и было сначала: «Вы есте соль земли» (Мф. 5, 13).
 
Когда-то в частной беседе отец Александр Ветелев сказал:
 
- Ничего не меняйте, а лучше объясните, что слово «живот» - это значит «жизнь».
 
Неправильное понимание перехода от «формальной» молитвы к неформальной может привести к постепенному оставлению и молитвы, и богослужения. Те формы, к которым пришла Церковь как Тело Христово в течение многих веков, требуют одухотворения, а не изменения. Так же, как органы нашего тела требуют оживления, одухотворения, а не отсечения их или изменение внешней формы, если они плохо исполняют свое назначение.
Бог есть Дух. И с помощью Божией на дух, а не на форму должны быть направлены  наши усилия. Нужно молиться и пастырю, и пастве и просить помощи Божией. Яркие примеры - отец Иоанн Кронштадтский, отец Алексий и отец Сергий Мечёвы.
 
Еще в 1969 году в частной беседе отец Тихон (Агриков) сказал:
- Теперь исповедь должна быть как проповедь, а проповедь - как исповедь. - (А он именно исповедью и занимался).
 
Господь, как и святой Иоанн Предтеча, начал свою проповедь с призыва к покаянию: «Покайтеся, приближися бо Царство Небесное» (Мф. 4, 17). А потом те, кто слушал их, каялись в своих грехах. «Жертва Богу дух сокрушен» (Пс. 50, 19).
 
В наше время отец Сергий Орлов по поводу рассуждений двух молодых священников о решении современных вопросов жизни Церкви сказал: «Договорились до того, что про Бога забыли».
 
А Бог есть Дух, и Дух животворит. 

Протоиерей Валериан Кречетов

http://www.rusderjavnaya.info/article.php?art_id=877

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Валериан Кречетов:
О заблуждениях юности
Проповедь в неделю о блудном сыне
22.02.2019
Храм Божий - высшее, что есть на земле
Проповедь на Сретение Господне
14.02.2019
Все содержит в Своей руке Всемогущий Бог
Беседа протоиерея Валериана Кречетова, настоятеля Покровского храма в с. Акулово Московской области
02.04.2018
Все статьи автора