Православная Церковь в результате служения Истине пришла к тому составу богослужения и чинопоследования Таинств, которые сложились к концу второго тысячелетия. Образовалось три богослужебных круга: годовой, недельный и суточный. Они были продуманы и утверждены в Типиконе и в жизни, так что даже все праздники и даты соединились с повседневным бытом людей.
Еще в первые века христианства, когда происходило создание литургических
форм, были отменены «агапы» как часть богослужебного круга, а на
Карфагенском соборе был указан путь к подготовке к Евхаристии, которым и
шли те святые, которых мы прославляем.
Как показала история церквей, после отделения западной церкви от
восточной борьба (видимо, неправильная) с формализацией в западной
церкви привела к протестантскому расколу. Кстати, эта борьба началась с
вопроса об индульгенции, то есть таинства покаяния. А потом постепенно в
оставшейся церкви, путем разрешения свободной исповеди и свободного
причащения, исправление «формальной исповеди» привело к появлению
формального причащения, ибо «с водой выплеснули и ребенка».
Параллельно с этим стремление к усовершенствованию внешней формы бытия
Восточной Церкви, как бы учитывая требования современного мiра, к этому
же времени привело к разделению восточных христиан через переход части
Восточных Церквей, по подобию Западной Церкви, на новый
стиль. А в результате борьбы с «формализмом» появилось обновленчество,
которое вместо стремления к подъему Духа, как это делали отец Иоанн
Кронштадтский, отец Алексий Мечёв и другие, занялось изменением внешних
форм (вынос престола на середину храма и прочее). Причем, это проявилось
в наиболее многочисленной Русской Церкви. Слава Богу, такой подход к
борьбе с формализацией был отвергнут, хотя и затаился до времени.
Все нововведения и изменения в западной церкви: новый стиль, частичная
отмена латинского языка, выездные мессы на пляже и другие, - кажется, не
произвели видимого церковного подъема на Западе. В то же время ни
славянский язык, ни возврат к вековым традициям «застывших форм» не
помешали нашей Церкви выстоять в тяжелые времена гонений и начать
воцерковление и возрождение приходской жизни. Не следование за духом
времени, а изменение духа времени, как и было сначала: «Вы есте соль
земли» (Мф. 5, 13).
Когда-то в частной беседе отец Александр Ветелев сказал:
- Ничего не меняйте, а лучше объясните, что слово «живот» - это значит «жизнь».
Неправильное понимание перехода от «формальной» молитвы к неформальной
может привести к постепенному оставлению и молитвы, и богослужения. Те
формы, к которым пришла Церковь как Тело Христово в течение многих
веков, требуют одухотворения, а не изменения. Так же, как органы нашего
тела требуют оживления, одухотворения, а не отсечения их или изменение
внешней формы, если они плохо исполняют свое назначение.
Бог есть Дух. И с помощью Божией на дух, а не на форму должны быть
направлены наши усилия. Нужно молиться и пастырю, и пастве и просить
помощи Божией. Яркие примеры - отец Иоанн Кронштадтский, отец Алексий и
отец Сергий Мечёвы.
Еще в 1969 году в частной беседе отец Тихон (Агриков) сказал:
- Теперь исповедь должна быть как проповедь, а проповедь - как исповедь. - (А он именно исповедью и занимался).
Господь, как и святой Иоанн Предтеча, начал свою проповедь с призыва к
покаянию: «Покайтеся, приближися бо Царство Небесное» (Мф. 4, 17). А
потом те, кто слушал их, каялись в своих грехах. «Жертва Богу дух
сокрушен» (Пс. 50, 19).
В наше время отец Сергий Орлов по поводу рассуждений двух молодых
священников о решении современных вопросов жизни Церкви сказал:
«Договорились до того, что про Бога забыли».
А Бог есть Дух, и Дух животворит.
Протоиерей Валериан Кречетов
http://www.rusderjavnaya.info/article.php?art_id=877