Очень ранним утром 28 ноября житель села Крещеные Казыли в
Рыбно-Слободском районе Анатолий Харитонов вышел из дома, чтобы ехать в
Казань. И увидел на месте храма Живоначальной Троицы гигантский факел:
"Церковь изнутри пылала, наверное, внутри горючее зажгли. Она у нас
была высотой метров двадцать, а огонь стоял на 25 метров...".
В
ту ночь как раз выпало немного снега. Поэтому Анатолий смог увидеть
цепочку следов к пожарищу и обратно и понять, где стояла машина, на
которой приехали поджигатели. "Вы ведь видели в Интернете видео этого
пожара?" - ревниво интересуется он. Этот ролик, снятый Харитоновым на
видеорегистратор машины, уже набрал массу просмотров.
Если бы во
время пожара можно было сделать что-то для спасения церкви, он это
сделал бы: деньги на постройку этого храма пожертвовал его брат
Владимир, а сам Анатолий принимал участие в строительстве, и спустя
почти 12 лет после его начала оставалось лишь водрузить купол... Но
ничего, кроме как снять этот пожар на видео, для этого храма
действительно нельзя было сделать. Его бревенчатые стены молниеносно
прогорели и обрушились, это было все. Теперь число православных церквей,
сожженных осенью 2013 года в Татарстане, достигло семи.
-
Сегодня приезжал министр лесного хозяйства. Сгоревшие церкви по всей
республике будут восстанавливать за госсчет, - сообщает в среду глава
местного самоуправления, в территорию которого входят Крещеные Казыли,
Альфия Нурутдинова.
"В деревне этой живут крещеные татары", -
рассказывает она, то ли не зная, то ли игнорируя тот факт, что кряшены
считают себя отдельным этносом, а это название - "крещеные татары" -
воспринимают с обидой...
"А что, кряшенские церкви всегда
деревянные? - спрашиваю я Анатолия Харитонова. - Это обычай такой?". Он
задумывается. "И правда, в основном деревянные... Вот Русская Серда, это
рядом село, там русская церковь кирпичная. А кряшенские: наша, в
Кряш-Серде, в Албае... - перечисляет он, и в этом перечне первая и
третья были сожжены в одну ночь 28 ноября. - Все деревянные. Наверное,
обычай".
- Это не обычай, - слегка улыбается священник отец Димитрий Сизов, - а бедность. Олигархов среди кряшен нет...
Впрочем,
тут же мы вспоминаем: один-то точно есть - Иван Егоров, глава "Ак Барс
холдинга". "Но он к кряшенским делам равнодушен".
У священника в
очередной раз звонит телефон, и он вполголоса отвечает про каких-то
подозрительных "бородачей", которые бродили возле церкви, и что "сегодня
вообще женский батальон прислали"... Это, мне кажется, звучит комично,
учитывая, что сам отец Димитрий - обладатель заметной рыжеватой бороды, а
уж про женский батальон понять вообще невозможно. И я спрашиваю, о чем
это он.
Оказывается, где-то в конце августа возле церкви в
Крещеных Казылях, а потом и возле церкви в Кряш-Серде (последняя -
официальный приход отца Димитрия, а в Казыли, как и в Албай, он просто
приезжает проводить службы, поскольку там постоянного священника нет)
видели людей, как говорит священник, "салафитского вида: бороды не как у
наших, без усов". Они снимали эти храмы на видео.
- Это же была
разведка! - объясняет он. - Выяснить, где подъезд, где люди живут...
Поджигают-то ночью, на все - 2 - 3 минуты, и бежать, пока не заметили.
Как
бы то ни было, а после того явления бородачей с камерой церковь в
Крещеных Казылях была подожжена... А у другого объекта той видеосъемки -
храма в Кряш-Серде - районные власти в тот же вечер поставили охрану.
Впрочем, еще до того, как уголовные дела о поджогах церквей в Татарстане
объединили в одно, переквалифицировав статью по требованию прокурора
Татарстана с идеологически нейтральных хулиганства и "порчи имущества" в
"террористический акт", поступило указание охранять православные храмы
по всей республике. И людей для этого в полиции, похоже, не хватает -
отсюда упомянутый отцом Димитрием "бабий батальон": позавчерашней ночью
на охрану его церкви прислали лейтенанта-женщину.
Я обращаю
внимание на такое статистическое обстоятельство. Из трех сотен церквей,
молитвенных домов и часовен, что действуют в Казанской митрополии,
кряшенских - порядка 30 единиц, т.е. не более 10 процентов. А вот из
подожженных осенью этого года семи православных храмов и часовен -
кряшенских три, почти половина. Если это случайность, то, по-моему,
столь же возможная, как вероятность с закрытыми глазами вынуть из полной
пригоршни обычной пшеницы три окрашенных зернышка...
- И
по-моему, на случайность это не похоже, - соглашается отец Димитрий. -
Есть ведь такой миф, что Иван Грозный крестил татар-мусульман, вот они и
стали кряшенами - официальные татарские историки его создали; на самом
деле православными наши предки были еще во время Волжской Булгарии... А к
людям, которые отказались от своей веры, какое отношение? Как к
отступникам! Националисты к кряшенам так и относятся, и экстремисты -
так же. Отступника, по их убеждению, надо убить...
"А в Ленино, -
священник вспоминает село в Новошешминском районе, где ночью 17 ноября
был подожжен и сгорел дотла молитвенный дом в честь великомученика
Димитрия Солунского, тоже кряшенский, - говорят, перед тем, как случился
поджог, жителей агитировали принять ислам".
И конечно, он
вспоминает знаменитую Всероссийскую перепись-2002: "Было очень сильное
административное давление, чтобы кряшены записывались татарами".
"Зачем?" - удивляется московская коллега, приехавшая с нами. "Ну как же,
- объясняет священник, - тогда численность татар оказалась бы меньше, и
регион уже нельзя было бы объявлять исламским, как это делается... Тут
этнических мусульман и этнических православных примерно один к одному, с
какой стати этот регион мусульманский?!".
В 1926 году,
продолжает он, на конгрессе кряшен был принят курс на слияние с
татарской нацией. С тех пор и от языка кряшен остался разве что
церковно-кряшенский язык православного богослужения...
Тем
временем мы доезжаем до Кряш-Серды. Село это кряшенское, а церкви здесь
уже давным-давно не было. Деревянный храм святителя Николая, где
настоятелем о. Димитрий, и скромный дом для батюшки построил в 2006 году
местный уроженец, не особенно крупный предприниматель-кряшен. Дома
деревенских - там, на периферии огромного поля, где только ветер
перетаскивает с места на место худосочные барханчики снега. "Дико вам
здесь после города?" - спрашиваю священника: он родился в Чистополе,
учился в Казанской семинарии и Московской духовной академии.
Отвечает,
что уже привык, хотя, конечно... Идет в своих валенках проводить нас до
машины, улыбаясь, машет вслед. Церковь за его спиной ждет наступления
следующей ночи - сегодня ли явятся поджигать, завтра ли?.. Служить все
равно надо. И надо будет снова ехать в Крещеные Казыли - храм там
сожгли, но ведь осталась часовенка, - и в другие места, где свой храм
еще есть, а своего батюшки нет уже и не упомнят сколько. Только бы
кто-то из прихожан прислал за ним машину, а то от церкви до церкви по
такой погоде пешком и за день не дойдешь...
http://www.evening-kazan.ru/articles/kto-eto-sdelal-bog-tolko-znaet.html