Предвестие спасения

0
255
Время на чтение 6 минут

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы таинственный - и в то же время простой и теплый; многоплановый, многозначный - и оттого близкий каждому верующему сердцу. Что рассказывает нам Святая Церковь о его внутреннем содержании языком богослужения?

Праздник Введения известен буквально с первых веков христианства: упоминания о нем встречаются уже в IV веке от Рождества Христова. Его основой послужило древнее христианское предание - «святоотечески выверенное и принятое всей Православной Церковью», подчеркивает епископ Вениамин (Милов), глубокий богослов и исповедник, который в своих трудах уделял особое внимание почитанию Божией Матери.

Мы помним, что родители Богоотроковицы - праведные Иоаким и Анна - до глубокой старости были бездетны. Когда Бог даровал им Чадо, праведники дали обет посвятить Ее на служение Богу, и вот, когда Марии исполнилось три года, пришло время исполнить это обещание. Праведная Анна пригласила в свой дом родных и близких, а также множество юных девушек. Вместе с Иоакимом, радуясь и торжествуя, она повела свою святую Дочь из Назарета в Иерусалим. Впереди многолюдной процессии с пением шли девицы в белых одеждах, с зажженными свечами в руках. Они пели 44-й псалом, в котором Псалмопевец пророчески говорит о приведении Богоматери в Чертог Царя. Стихи этого псалма мы и сегодня многократно слышим за богослужением Введения и всех Богородичных праздников: «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя, и дом отца Твоего... Приведутся Царю девы в след Ея, искрения Ея приведутся Тебе. Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев... Помяну имя Твое во всяком роде и роде» (Пс. 44, 11, 12, 15, 16, 18).

Мы знаем, что богослужение в храме стирает временные границы: событие, которое мы празднуем, происходит здесь и сейчас, и служба делает нас его свидетелями и участниками. И это особенно верно в отношении Введения: богослужебные тексты всенощного бдения в канун праздника буквально ведут нас вместе с Пресвятой Богородицей и Ее святыми родителями в Иерусалимский храм.

«Днесь собори верных, сошедшеся, духовне да торжествуим и Богоoтроковицу Деву и Богородицу, в храм Господень приводиму, благочестно восхвалим, предъизбранну от всех родов, во обиталище всех Царя Христа и Бога: девы, свещи носяще, предъидите, Приснодевы чтуще честное происхождение, матeри, печаль всю отложивше, радостно споследствуйте Матери Бога бывающей и радости мира Ходатаице. Вси убо радостно, eже радуйся, со Ангелом возопиим Обрадованней, присно молящейся о душах наших.

В сей день собравшись, верные, да торжествем духовно; Богоотроковицу, Деву и Богородицу, во храм Господень вводимую, восхвалим благоговейно, предъизбранную из всех родов в жилище Христа, всех Царя и Бога. Девы, со светильниками предшествуйте, почитая священный выход Приснодевы; матери, оставив всякую печаль, радостно сопровождайте, воспевая, Ставшую Матерью Бога и Подательницу радости миру. Воскликнем радостно со Ангелом: "Радуйся!" - Благодатной, всегда ходатайствующей о душах наших» (на стиховне стихиры; слава, и ныне, глас 6).

На ступенях храма Богоотроковицу встретил первосвященник Захария - отец Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Он назван здесь первосвященником не в прямом смысле, не потому, что носил архиерейский сан, а потому, что на тот момент был начальником иереев в своей чреде. Произошло невиданное событие, которому удивились не только люди, но и Ангелы: Захария ввел Отроковицу во Святая святых! Это было место особого присутствия Божия, куда мог войти только иудейский первосвященник, и то лишь раз в году, с жертвенной кровью, приносимой им за грехи народа. Как, почему Захария осмелился ввести туда маленькую Девочку? Церковные песнописцы - авторы канонов праздника Введения - глубоко переживали события этого дня, духовно проникая в их суть. Автор первого канона святитель Георгий Никомидийский вводит в 8‑ю песнь удивительно трогательный и высокий диалог праведной Анны и пророка Захарии, где объясняется: Захария Духом Святым уразумел, Кто эта Юница. Диалог настолько живой, что мы буквально слышим голоса святых, чувствуем их трепетную радость.

«Пречистый храм в дом Божий приводящи Анна иногда, вопиющи, с верою рече священнику: Чадо, от Бога данное мне, прими ныне, введи во храм Зиждителя твоего...

Анна, приведя Пречистый Храм в дом Божий, взывая с верою, сказала священнику: Дитя, данное мне от Бога, прими ныне и введи во храм Создателя твоего...

Рече, видев, Анне иногда Духом Захария: Жизни Матерь вводиши истинную, Юже светло пророцы Божии Богородицу проповедаша, и како храм вместит Ю? Тем чудяся, вопию: благословите, вся дела Господня, Господа.

Сказал Анне Захария, созерцая Духом Святым: вводишь ты истинную Матерь Жизни, Богородицу, Которую проповедовали пророки Божии; как же храм вместит Ее? И оттого я с удивлением взываю: благословляйте, все творения Господни, Господа!» (первый канон Введению, песнь 8, тропари 1, 2).

Этот момент встречи на ступенях храма обычно занимает центральное место на иконе праздника. В облике праведных родителей - и безмерная любовь, и смирение, и преклонение перед великой тайной. Верующее сердце знает: эта совсем крохотная Отроковица - селение славы Божией, Превысшая небес.

«Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.

Пречистый храм Спасителя, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божией, в сей день вводится в дом Господень, вводя с Собою благодать Божественного Духа. Воспевают Ее Ангелы Божии: Она - скиния Небесная» (кондак праздника, глас 4).

Интересно, что на иконе Введения Пресвятая Дева изображается в традиционной одежде взрослых замужних женщин: на Ней мафорий, головное покрывало, укрывающее почти всю Ее фигуру. Она меньше всех на иконе, но в то же время Ее облик - не детский. Объяснение этому мы также находим в службе праздника, где так говорится о совершенстве Ее души:

«Трилетствующая телом и многолетствующая духом, ширшая Небес и Горних сил превышшая, да восхвалится песньми Богоневестная.

Трехлетняя телом и многолетняя по духу, пространнейшая небес и превысшая Горних сил, да прославляется в песнях Божия Невеста» (второй канон Введению, песнь 3, тропарь 5).

В богослужебных текстах много раз повторяется, что Пресвятая Мария, Которая по возрасту была еще младенцем, приняла Свое переселение в храм без страха, а, наоборот, с радостью и любовью. Разъясняя службу этого праздника, епископ Вениамин (Милов) так говорит о возрастании души Богоматери в храме: «Пребывание в церковной обстановке, слушание Священного Писания, богослужебного пения, чтения молитв и слышание ангельской беседы чрезвычайно радовало Пречистую. Душа Ее непрерывно обогащалась мудростью, сердце услаждалось благодатию... Вскормленная небесным хлебом и воспитанная Святым Духом, Она промыслительно уготовилась к рождению миру Хлеба жизни - воплощенного Отчего Слова».

Праздник Введения иногда называют «православным родительским днем». Действительно, в нем столько добрых примеров и для родителей, и для детей: примеры доверия, верности и любви к Богу, которые показывают нам и праведные Иоаким и Анна, и Сама Пресвятая Богородица; подтверждение тому, как важны пребывание и молитва в храме для человеческой души - и для взрослого, и для ребенка. Но все-таки духовный центр этого праздника - ожидание Христа. С благодарностью прославляя Матерь Божию, мы радуемся тому, что приближается наше спасение:

«Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Сей день - предзнаменование Божия благоволения и предвестие спасения людей: в храме Божием является Дева и предвозвещает всем Христа. К Ней и мы воззовем: "Радуйся, исполнение предначертанного Создателем!"» (тропарь праздника, глас 4).

Праздник Введения отмечается во время Рождественского поста, которым мы готовим себя к Рождеству Христову. И, казалось бы, пост только начался. Но уже во время всенощного бдения на Введение в храме звучит предвестие Рождества: с этого дня на праздничных службах в конце каждой песни канона поется Рождественская катавасия (ее первый ирмос начинается словами: «Христос раждается, славите, Христос с Небес, срящите...»). Так в церковной службе проявляется глубокая связь между событиями Священной истории. Так они становятся и событиями нашей собственной жизни, если мы стараемся осознанно участвовать в богослужении Святой Церкви.

Газета «Православная вера» № 22 (498)


http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-12-03-16-38-36-predvestie-spaseniya
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Горенок
Все статьи Наталья Горенок
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06