«Учитель! Скажи брату моему»

Следует ли христианину судиться?

0
233
Время на чтение 6 минут

Трагедия на Кубани

Девятнадцатого октября был убит протоиерей Николай Меденцев - настоятель храма в городе Белореченске. Он из старых батюшек, ещё в семидесятые закончил семинарию, был на хорошем счету.

Что произошло?

Мнение следствия: убийство на бытовой почве. Убийца - Юрий Скрипалёв, в прошлом заместитель командира роты ППС, а после увольнения - заместитель казачьего атамана в Апшеронске. Но и эту должность ему пришлось оставить, устроившись охранником в супермаркете. Череда его неприятностей началась из-за конфликта с женой. Несколько лет они делили имущество. Доходило до кулаков, за что Скрипалёв получил год условно.

При чём тут отец Николай? Дело в том, что бывшая жена бывшего офицера ППС приходилась батюшке племянницей. На суде, где она одолела мужа, священник выступил в роли свидетеля, и его роль была во многом решающей. С точки зрения Скрипалёва, священник помог его ограбить. Это довело убийцу до бешенства. Никто не смеет грабить сотрудника патрульно-постовой службы, пусть даже бывшего!

Скрипалёв пришёл к священнику, чтобы найти какую-то свою правду. Разговора не получилось, и он, кстати бывший спецназовец, нанёс батюшке несколько сильных ударов и задушил. Потом погрузил тело в багажник машины, но, так как находился в невменяемом состоянии, далеко уехать не смог. Нарушив правила дорожного движения, он врезался в дерево. С места происшествия сбежал, однако найти его не составило труда.

Такая вот страшная история. Священников на Кубани не убивали со времён сталинских репрессий. Отец Николай Меденцев стал первым. Отзываются о нём в епархии с уважением. Говорят, что был ответственным человеком, мог прийти на богослужение заранее, часа за два, был опытен в богословских, духовных обсуждениях. Добра особого за долгую пастырскую службу не нажил и родственнице помогал безвозмездно - пожалел её с детьми. Но стоило ли ему вообще ввязываться в эту отвратительную историю с дележом автомобилей и прочего?

«пошёл и взял»

В связи с этим зададимся вопросом, как вообще нам, православным христианам, относиться ко всякого рода судам?

Недавно в Сыктывкар из Петербурга приезжал правозащитник Дмитрий Дубровский, руководитель некоммерческого объединения «Право знать». Меня поразили его рассуждения. Вот, например: «Все разговоры об особой ментальности россиян меня смущают. Наши государственные органы любят говорить о низкой правовой культуре, правовой грамотности населения. Это, может быть, и правда, но у меня есть пример, который я не могу объяснить. В Сан-Франциско самыми большими сутяжниками считаются граждане, приехавшие из бывшего Советского Союза. В ситуации, когда можно обойтись без суда, они будут судиться».

То есть, с одной стороны, Дубровский называет этих любителей судиться «сутяжниками, сумевшими превзойти даже американцев», что, казалось бы, невозможно. С другой - восхищается вдруг прорезавшейся у них «правовой культурой» и «правовой грамотностью».

Дальше в том же ключе, с нескрываемым оптимизмом:

«Как только люди увидят, что их сосед пошёл и просто взял, ситуация изменится. Это лавинообразный процесс».

«Пошёл и взял» - то есть отсудил. И верно, здесь колоссальные перспективы. Возьмём, к примеру, всякого рода затопления квартир соседями сверху. Сколько десятилетий мы решали такие вопросы по-свойски! А ведь грамотный адвокат поможет содрать столько, что пойдут наши соседи сверху по миру. Или мы пойдём, если сами окажемся соседями сверху. Тут ведь раз на раз не приходится.

Небольшая армия юристов вполне способна наполнить нашу жизнь страхом, ненавистью к ближним и дальним. Это первые признаки «правовой культуры». Вот уже много лет над этим работает наше ТВ: показывают множество передач, где люди без конца судятся. Отец Игнатий (Бакаев) однажды рассказал мне, как печально ему было оказаться в больнице среди женщин, которые смотрят эти передачи. Они не молятся, не каются, а напряжённо следят за медперсоналом. Ждут нарушений. Помню горечь в голосе одного районного судьи, когда она рассказывала, как изменились преступники за последние двадцать лет. Прежде раскаивались, сознавали, что натворили. Сейчас прячутся за адвокатами. Рост «правовой грамотности» налицо, но почему этим понятием так часто прикрывают бессовестность?

Кстати, нетрудно догадаться, почему наши граждане всё ещё стесняются судиться слишком энергично и отрываются потом за границей. У нас сутяжничество всё ещё не считается нормой, к счастью. Кстати, слово «сутяжник» использовалось прежде для обозначения истца. Но уже словарь Даля говорит о сутяжнике как о вздорном, неправедном истце, охотнике «до придирчивых тяжб, исков».

Во что это может вылиться, показывает пример Соединённых Штатов, где ежегодно судятся десятки миллионов человек, примерно каждая третья семья, а число юристов превзошло количество фермеров. Огромная масса этих процессов носит совершенно безумный характер. Например, жена может засудить мужа, представив фото их с ребёнком на пляже в качестве доказательства его педофилии. Несколько десятков тысяч человек обогатились, выиграв суды у торгово-промышленных компаний. В результате все компании начали закладывать потенциальные судебные издержки в стоимость товаров и продуктов. Каждая американская семья теряла на этом уже в 90-е в среднем около пяти тысяч долларов в год. С тех пор цены значительно выросли. Замечательный способ отравить друг другу существование.

«К стыду вашему говорю»

Между тем есть христиане, которые оправдывают сутяжничество исканием справедливости, желанием улучшить мир, который должен строго соблюдать законы. Но сколь строго сам такой человек соблюдает духовные законы? Например: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». Или: «Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую». Если ты законник, так исполняй это неукоснительно, подавая другим пример. Если же ты не можешь исполнить законы своей веры, зачем лезешь наводить порядок в миру? Кто поверит в твою искренность?

Что говорит о сутяжничестве Церковь?


Н. К. Бодаревский. Суд над апостолом Павлом

У апостола Павла читаем:

«Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев. Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют?» (1 Кор. 6, 1).

Я не отрицаю необходимости судов и не исключаю полностью права обращения к ним. Мы помним, что и сам апостол Павел потребовал суда кесаря, когда его схватили без всякой вины. В связи с этим возникло мнение, что судиться можно с неверующими. Но подумаем, какой пример мы подаём им этим. Лишь когда все остальные возможности полностью исчерпаны и иного выхода просто нет, а обращение в суд - меньшее зло, тогда оно оправданно.

Нужно признать, что есть множество пограничных ситуаций. Известный священник протоиерей Алексий Уминский рассказал журналу «Нескучный сад» о ситуации, когда не хватает любви и терпения решать дело миром:

«Молодая семья после свадьбы стала жить в квартире у родственников жены. В маленькой квартире было прописано достаточно много людей, было тесно, но другого выхода для молодых не было. В итоге родственники, по-видимому, не согласные с квартирной теснотой, решили выселить семью из квартиры не очень достойным и к тому же абсолютно незаконным образом. Родственники просто выписали жену, которая была прописана в квартире, лишив её жилплощади. В итоге жена с мужем оказались на улице. Что им было делать? Естественно, отстаивать свои права через суд».

Правда, трудно представить, как, добившись своего, молодая семья вернётся обратно в квартиру. Разделить её из-за большого числа жильцов тоже не получится. Непросто священнику в такой ситуации дать благословение судиться или отказать в нём. О том, насколько это трудно, можно судить по такому случаю из земной жизни Спасителя:

«Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?» (Лк. 12, 13-14).

Протоиерей Леонид Царевский из Подмосковья привёл такой пример: «Я знаю одну женщину, которая объективно была более права в ситуации, при которой ей пришлось судиться, но именно она неожиданно и сильно заболела. И болезнь помогла ей уступить. Она смогла посмотреть на свою жизнь по-другому: зачем ей вообще всё это нужно, когда неизвестно, сколько ей ещё осталось жить? Но часто в ситуации человек не один, за ним стоит его семья, дети...»

Здесь мерилом, конечно, являются совесть, миролюбие и понимание, что Господь попускает подобное, чтобы испытать нас, пробудить совесть и молитвенный дух.

Владимир ГРИГОРЯН

http://www.rusvera.mrezha.ru/695/7.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Григорян
Сошедший в Россию
Об афонском старце, архимандрите Ипполите (Халине), который вернулся на родину отогревать и поднимать людей
27.02.2024
Все статьи Владимир Григорян
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06