Первая героиня

29 ноября 1941 года фашистскими извергами была казнена отважная и несгибаемая Зоя Космодемьянская

Накануне Дня знаний в подмосковном городе Рузе открылся памятник советской партизанке Зое Космодемьянской работы скульптора Зураба Церетели. Скульптуру в дар городу передало Российское военно-историческое общество. Открытие приурочили ко Дню города Рузы и дню рождения советской героини, которой 13 сентября исполнилось бы 90 лет. Трудно представить, но она могла бы дожить до наших дней...

Зоя родилась в селе Осино-Гай в семье потомственных местных священников. Фамилия «Козьмодемьянские» происходит от имён двух почитаемых в народе святых - Козьмы и Демьяна (Космы и Дамиана). Дед Зои, священник Знаменской церкви села Осино-Гай, Пётр Иоаннович был схвачен большевиками в ночь на 27 августа 1918 года и после жестоких истязаний утоплен в Сосулинском пруду. Отец Зои Анатолий учился в духовной семинарии, но бросил её и женился на местной учительнице Любови Чуриковой. О чём всё это говорит? Страшные потрясения России, раскол и муки её никогда не застили патриотам смысл бытия, боли за судьбы Родины, на которую напал страшный враг. Всегда есть два пути: ожесточиться, замкнуться или понять и принять историческую судьбу свой страны, встать на защиту её многострадального народа по зову души.

Напомним, что Зоя Космодемьянская стала первой женщиной, посмертно удостоенной звания Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны. В ноябре 1941 года партизанка была схвачена и замучена офицерами 332-го полка вермахта. В годы войны и послевоенное время Космодемьянская олицетворяла собой героизм советского народа, ей посвящены многочисленные литературные произведения, картины и скульптуры. Два года назад памятник Зое был установлен в подмосковных Химках. О героине был снят впечатляющий фильм, который почему-то давно не показывают. Тем не менее в прессе, а в последнее время и в интернете появлялись какие-нибудь «откровения-обличения». В них утверждалось: Зоя Космодемьянская, подозреваемая в заболевании шизофренией, пошла в деревню Петрищево, где не было немцев, самовольно, без приказа командира отряда; диверсантка пыталась сжечь дома местных жителей, но те её схватили и выдали немцам. Ещё один вариант - Зою выдал фашистам её товарищ по оружию Василий Клубков. Есть версия, что под псевдонимом «Таня» на самом деле скрывалась не Зоя Космодемьянская, а другая девушка - Лиля Азолина. В этих публикациях отразились некоторые факты биографии Зои Космодемьянской, опускаемые в советское время как несущественные, но отразились, как в кривом зеркале, в чудовищно искажённом виде.

Профессор Сергей Кара-Мурза рассказывает: «...Читал я лекцию в Бразилии перед обществом психологов. Тему они задали такую: "Технология разрушения образов в ходе перестройки". Я рассказывал факты, приводил выдержки из газет. А смысл слушатели понимали лучше меня. Особенно их заинтересовала кампания по дискредитации Зои Космодемьянской. Мне задали удивительно точные вопросы о том, кто была Зоя, какая у неё была семья, как она выглядела, в чём была суть её подвига. А потом объяснили, почему именно её образ надо было испоганить - ведь имелось множество других героинь. А дело в том, что она была мученицей, не имевшей в момент смерти утешения от воинского успеха (как, скажем, Лиза Чайкина). И народное сознание, независимо от официальной пропаганды, именно её выбрало и включило в пантеон святых мучеников. И её образ, отделившись от реальной биографии, стал служить одной из опор самосознания нашего народа». Именно такие опоры не только нашего народа, но и всех славянских народов разрушали в первую очередь!

Итак, 27 января 1942 года в газете «Правда» был опубликован очерк Петра Лидова «Таня». Вечером его передали по Всесоюзному радио. Диктор Ольга Высоцкая, с трудом сдерживая слёзы, рассказала потрясённой стране о юной девушке-партизанке, во время выполнения боевого задания попавшей в руки немцев, вынесшей нечеловеческие пытки, но не предавшей своих товарищей. Казнённой, но не сломленной. Специально созданная комиссия установила подлинное имя героини. Ею оказалась 18-летняя московская школьница Зоя Космодемьянская. 16 февраля 1942 года Зое Анатольевне Космодемьянской посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Что же на самом деле произошло в подмосковной деревне Петрищево? Кто была героиня тех событий? Что она представляла собой как личность? В архивах сохранились материалы, позволяющие ответить на эти вопросы.

Зоя Космодемьянская была среди тех, кто остался тогда в Москве. Во второй половине октября в Москве отбирали лучших комсомольцев для работы в тылу врага. Их вызывали в райкомы, где вручили путёвки. Затем в здании ЦК ВЛКСМ с каждым беседовали секретарь МГК комсомола А.Н.Шелепин и руководители разведывательно-диверсионной войсковой части №9903. Разговор в кабинете Шелепина был кратким и жёстким. «Родине нужны безстрашные патриоты, способные перенести самые тяжёлые испытания, готовые на самопожертвование, - говорил Шелепин. - Хорошо, что все вы согласились пойти в немецкий тыл сражаться с врагом. Но может случиться, что 95% из вас погибнут. От фашистов не будет никакой пощады: они зверски расправляются с партизанами. Если кто-то из вас не готов к таким испытаниям, скажите прямо. Никто вас не осудит. Своё желание биться с врагом реализуете на фронте». Однако «отказников» не оказалось. Но брали не всех. У кого-то были нелады со здоровьем (требовалось предъявить медицинскую справку), кто-то слишком нервничал при разговоре, и возникали сомнения, как он поведёт себя, если попадёт в плен. Поначалу отказали и Зое, выглядевшей слишком юной и хрупкой. Но она оказалась настойчивой, и её зачислили в отряд.

Отобрали приблизительно 2 тысячи человек. Их партиями собирали в кинотеатре «Колизей» (ныне театр «Современник»), а затем в крытых грузовиках отвозили в войсковую часть №9903, располагавшуюся в Кунцеве. В начале ноября Зоя и её товарищи получили первое задание - заминировать дороги в тылу противника. Группа выполнила его успешно и без потерь вернулась в часть. 18 (по другим сведениям - 20) ноября командиры диверсионных групп части №9903 П.С.Проворов и Б.С.Крайнов получили задание «сжечь 10 населённых пунктов: Анашкино, Грибцово, Петрищево, Усадково, Ильятино, Грачево, Пушкино, Михайловское, Бугайлово, Коровино. Срок выполнения - 5 - 7 дней». На задание группы уходили вместе. Среди бойцов группы Проворова - Зоя Космодемьянская, Вера Волошина, Клава Милорадова и др.

В районе деревни Головково партизаны наткнулись на немецкую засаду. Завязалась перестрелка. Группы оказались рассеянными. Часть бойцов погибла. Вера Волошина, учившаяся на актрису (вот она, советская «богема»!), как узнали много позже, попала в плен. О её подвиге рассказали местные жители. Тяжело раненную партизанку немцы привезли в деревню Головково. Начался допрос: где партизаны, сколько их, каковы их планы? Вера молчала. Её зверски пытали, истязали, но так ничего и не добились. Истерзанную девушку снова бросили в машину и повезли на казнь. Когда солдаты опустили борта машины, жители увидели лежавшую в кузове в одном белье Веру. Палачи хотели поднять её, чтобы набросить на шею петлю, но она оттолкнула их и, цепляясь рукой за кабину грузовика, медленно встала. В наступившей тишине раздался звонкий голос: «Вы пришли в нашу страну и найдёте здесь свою смерть! Москву вам не взять...» Когда машина медленно тронулась с места, Вера последний раз громко крикнула: «Прощай, Родина! Смерть фашизму!»

Как выяснилось впоследствии, Зое удалось поджечь три дома. Однако после этого она не вернулась на условленное место, а, пересидев день в лесу, на следующую ночь (или, по показаниям одного из очевидцев, через ночь) вновь пошла в село. Именно этот поступок отважной партизанки лежит в основе позднейшей версии о том, будто бы «она самовольно, без разрешения командира направилась в деревню Петрищево».

Вернёмся к материалам комиссии, собранным 3 февраля 1942 г. Вот что сообщил В.А.Кулик (1903 г.р.): «...Вывели её из дому, при этом было человек 100 немцев только при нашем доме, а всего их было очень много: и пешие, и конные. Потом подставили ящик. Она без всякой команды стала сама на ящик... Подошёл немец и стал надевать петлю. Она в это время крикнула: "Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов. Но за меня вам наши товарищи отомстят". Это она сказала уже с петлёй на шее. Она хотела ещё что-то сказать, но в этот момент ящик убрали из-под ног, и она повисла. Она взялась за верёвку рукой, но немец ударил её по рукам. После этого все разошлись. Возле виселицы в течение 3 дней стояли часовые - 2 человека... Повесили её в центре села, на перекрёстке дорог, на виселице, которая была в 50 м от домов, посреди слободы».

Как уже отмечалось, в начале 1990-х гг. в печати вновь появились утверждения о том, что героиня из Петрищева - это не Зоя, а другая партизанка. Конкретно называлось имя Лили Азолиной. Чтобы окончательно установить истину, 17 декабря 1991 г. по просьбе руководства Центрального архива ВЛКСМ во Всероссийском НИИ судебных экспертиз была проведена судебно-портретная экспертиза по фотографиям Зои Космодемьянской, Лили Азолиной, девушки, которую ведут на казнь в селе Петрищеве (фотографии казни нашли у пленного немца), и трупа повешенной девушки. Вывод был однозначным - «на фотоснимках трупа повешенной девушки запечатлена Зоя Космодемьянская».

Теперь - о смысле операции. Приказ Ставки ВГК №0428 от 17 ноября 1941 года, подписанный Сталиным, гласил, что необходимо «лишить германскую армию возможности располагаться в сёлах и городах, выгнать немецких захватчиков из всех населённых пунктов на холод в поле, выкурить их из всех помещений и тёплых убежищ и заставить мёрзнуть под открытым небом. Разрушать и сжигать дотла все населённые пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40 - 60 км в глубину от переднего края и на 20 - 30 км вправо и влево от дорог. Для уничтожения населённых пунктов в указанном радиусе действия бросить немедленно авиацию, широко использовать артиллерийский и миномётный огонь, команды разведчиков, лыжников и диверсионные группы, снабжённые бутылками с зажигательной смесью, гранатами и подрывными средствами. При вынужденном отходе наших частей... уводить с собой советское население и обязательно уничтожать все без исключения населённые пункты, чтобы противник не мог их использовать». Да, безжалостный приказ. А с каким зверским врагом мы имели дело?

Но не только эту задачу выполняли в Подмосковье бойцы бригады Спрогиса, в том числе красноармеец Зоя Космодемьянская. Надо было заметным огнём пожарищ обозначить твёрдую линию вражеской оккупации - иначе как бомбить, куда направлять удары войск? - ведь не все же населённые пункты были основательно заняты врагом! Наверное, после войны руководителям страны и Вооруженных сил не хотелось напирать на то, что бойцы действующей армии жгли подмосковные деревни, поэтому вышеназванный приказ Ставки долгое время не рассекречивался.

Правда войны бывает куда более жестокой, чем мирные, обывательские, киношные представления о ней. Неизвестно, чем бы закончилась кровавая Московская битва, если бы фашистам дали шанс спокойно отдыхать в натопленных деревенских избах и откармливаться колхозными харчами. Многие бойцы бригады Спрогиса старались взрывать и поджигать только те избы, где квартировали фашисты и размещались штабы. Когда идёт борьба не на жизнь, а на смерть, в действиях людей проявляются как минимум две правды: одна - житейская (уцелеть любой ценой), другая - героическая (готовность к самопожертвованию ради Победы). Именно столкновение этих двух правд и в 1941 году, а уж тем более сегодня порождает домыслы и клевету вокруг святого имени Зои. Тут перед каждым встаёт вопрос: кто мы - наследники или очернители Победы?

Тело Космодемьянской провисело на виселице около месяца, неоднократно подвергаясь надругательствам со стороны проходивших через деревню немецких солдат. Под Новый 1942 год пьяные немцы сорвали с повешенной одежду и в очередной раз надругались над телом, исколов его ножами и отрезав грудь. На следующий день немцы отдали распоряжение убрать виселицу, и тело было похоронено местными жителями за околицей деревни. Впоследствии Космодемьянская была перезахоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

Но, конечно, память о первой советской героине сохраняется в Петрищеве, на месте её казни. Помню, снимал телесюжет в можайской школе, спросил у ребят: кто бывал в музее Петрищева? Ни одной руки. «Ну, хотя бы у памятника Зое на Минском шоссе?» (22 км от Можайска) - поднялось две руки. Вот и всё патриотическое воспитание...

Многие посетители музея Зои выражают благодарность главному хранителю музея Надежде Владимировне Савосиной. Надеюсь, что этой осенью школьники хотя бы Московии, уставшей от выборов и политиканства, снова поедут на землю, где беззаветно сражалась с лютым врагом и трагически погибла первая советская героиня - святая защитница и мученица Зоя.

Александр Александрович БОБРОВ

http://www.russdom.ru/node/7228
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александр Бобров:
Информационная угроза и поэзия
Мощным нападкам подверглось женское монашество, и особенно Малоярославецкий Свято-Никольский женский монастырь, при котором действует детский православный приют «Отрада»
07.03.2017
Все статьи автора