-Антал, позволь я буду тебя называть просто по-братски - Антал, потому что мы знакомы почти уже 20 лет. Сейчас ты в Отделе рукописей библиотеки Академии наук занимаешься, в частности, русско-венгерскими отношениями, причем имеешь возможность доступа к самым важным документам, которые их проясняют. Что в этих документах тебе кажется важным? Когда между нашими странами были периоды любви, а когда ненависти?
-Я думаю, что народной ненависти никогда не было. Конечно, когда советская армия появилась в Венгрии, это для нас не было особой радостью. Но с солдатами я в то время встречался, когда служил в армии. Эти контакты были нормальными. Ну, конечно, в 56-м году, во время венгерской революции и после нее, было сложное время для нас. Я думаю, что и для вас тоже, но впоследствии отношения немножечко улучшились, мы из этого вырвались. Так что сложились наши отношения нормально.
-Как происходили, в таком случае, культурные взаимодействия между венгерскими и советскими писателями? Ты прекрасно знаешь русскую литературу. Что-то похожее в Венгрии есть?
-Да, очень много схожего. Например, у нас старейшие классики в венгерской литературе 20 века, так называемые писатели народники Ласло Немет, Дюла Ийеш и. т. д.
И у вас в России тоже были, немного по-другому их называют, деревенские писатели: Астафьев, Распутин, Белов. Они очень близки по ценностям. Для них, как и для венгерских народников, тоже имела огромное значение народная культура, национальная почва.
-Но у нас здесь была острая полемика между либеральной пишущей братией и русофильской. С кем сражалась у вас почвенническая литература? Какие были у нее противники?
- У нас было и есть два лагеря: так называемые народники и урбанисты. Урбанисты - это либералы. Вражда между ними началась где-то в 30-х годах прошлого века. Но это и сейчас очень чувствуется. Например, для народников очень важно положение зарубежных венгров, потому что после первой мировой войны Венгрия потеряла 2/3 своей территории. И каждый третий венгр оказался за границей.
И во время 50-60-70-80-х годов венгры за рубежом, в Румынии и Словакии жили в ужасных условиях. Для народных писателей самая важнейшая цель была, что бы их спасти, потому что там происходил, можно сказать, культурный геноцид.
В Румынии во время правительства Чаушеску была главная цель ассимилировать венгров. Но венгры там живут более 1000 лет. Это огромная культура. Для нас венгров западная часть Румынии (раньше этот регион назывался Трансильванией) имеет такое же значение как для сербов Косово. Истинная венгерская культура сохранилась там и сейчас. И в наше время лучшие писатели - из Трансильвании. Там колыбель венгерской культуры. Но во время правительства Чаушеску там было просто кошмарное положение.
Огнем и мечом попробовали закрыть венгерские школы. И закрыли. Было очень трудно иметь контакты с венграми в Румынии. Я лично там был в Румынии и никогда не забуду, когда на границе пограничник направил на меня автомат. Было очень неприятно.
- Успех какой-то от деятельности венгерских писателей народников был ли в конечном счете?
-Можно
сказать, что именно только у писателей и был результат, потому что в те
время официально была интернациональная политика. И тот, кто смел
говорить в Венгрии, что за рубежом, в Румынии и Словакии, есть какие-то
национальные проблемы, сразу их называли националистами. Об этом просто
не писали, молчали. Это было с одной стороны и смешное положение, но с
другой стороны и трагическое. Ну, представьте себе, что в 70-е годы в
одном университете на вступительном экзамене на географический
факультет, задавали каверзный вопрос: на каком языке говорят
трансильванци-секеи. Ни один будущий студент не мог ответить на этот
вопрос. Это тоже самое, что в России спросить: на каком языке говорят
казаки? И вот не знают на каком языке говорят.
Но были и другие
случаи. Крупнейшего венгерского писателя Тамаша Арона спросили: кто
такие трансильванцы-секеи. Он ответил: это более венгры, чем венгры.
Тогда это был героический поступок. Так что было ужасное положение.
Писатели
народники взяли бремя официальной политики на свои плечи и очень упорно
занимались этим вопросом. Можно сказать, что своими средствами
атаковали венгерское коммунистическое правительство Яноша Кадара.
Результатом их усилий стало заявление Союза венгерских писателей 68-го
года о том, что зарубежная венгерская литература - это часть общей
венгерской культуры и мы несем за зарубежных венгров ответственность. И в
других вопросах писатели играли очень-очень важную роль. Тогда, в
советское время, мы можно сказать победили. Тогда, по крайней мере, было
признано, что существует единая венгерская большая культура. Сейчас же,
мы сталкиваемся с другими тенденциями. Они уже называются не
коммунизмом, а глобализмом и интеграцией. Сейчас положение еще сложнее. В
коммунистическое время все было ясно. Ты знаешь, кто твой противник,
кто твой враг. А сейчас символом настоящего времени надо считать
радиацию, атомное излучение, смертельное излучение. Не видишь, но оно
убивает тебя. Сейчас эта трагедия происходит не только в Венгрии, но и
по всей Европе. Но именно сейчас, во время действующего венгерского
правительства Виктора Орбана, мы пробуем этому противостоять.
-Меня это интересует, потому что Россия не очень пристально наблюдают за политической жизнью в Венгрии, а вместе с тем то, что иногда до нас доходит весьма поучительно. Например, в Евросоюзе явно ненавидят нынешнего премьер-министра Виктора Орбана. За что его ненавидят и какова его политическая позиция и программа?
-Да это ясно, вы совершенно правы, его ненавидят. Например, у нас была принята новая конституция и какой скандал разразился! Оказывается в этой конституции сказано, что брак это сочетание мужчины и женщины! О, ужас! Для Европы это ненормально. Наш премьер говорит: да мы члены Евросоюза, но несмотря на это у Венгрии есть свои собственные цели. Это тоже скандал! Да еще он собирает налоги с банков, можете представить какой это скандал. Да еще правительство уж очень открыто говорит о том, что есть религиозные ценности и это для Венгрии очень важно. И для Евросоюза это тоже скандал! В свободной Америке один иммигрант-либерал открыто призывал свергнуть правительство Виктора Орбана любыми способами, не считаясь с демократическими процедурами, потому что это не либеральный стандарт. Но, конечно есть и более строгие сторонники венгерских интересов, которые думают, что и этого еще мало.
-Есть ли у правительства народная поддержка? Понятно, что старшее поколение по определению более консервативно и привержено традиционным ценностям. А молодежь? Она же очень легко подвержена соблазну всякого рода "свобод". Другими словами, венгерское общество еще христианское или пост-христианское?
-Это важный вопрос. Во-первых, поддержка у правительства есть. Приблизительно год-полтора тому назад, правительство вынуждено было противостоять либералам из Асамблеи Евросоюза в Страсбурге. Ходили слухи, что в Страсбурге собирались свергнуть правительство Орбана. И тогда через Будапешт прошел огромный марш. Говорят, что именно впечатление о мощи этого марша сохранило правительство. Во-вторых, насчет моральных, нравственных ценностей. Как и везде церковь в трудном положении, конечно же, но несмотря на это есть тенденции, благодаря которым можно говорить, что есть какое-то восстановление, возрождение церкви. Очень много среди молодежи консервативных, верующих людей. Но все же, я думаю, у вас ситуация лучше. Потому что все-таки есть огромная разница между православной и католической церквями. Я считаю, что православная церковь более консервативна. И как-то лучше, более храбро противостоит вот этим либеральным войнам. А Католическая церковь - ни шатко ни валко. Так что ответить на твой вопрос, что это пост-христианский или христианский мир определенно не могу.
- Ты уже 30 лет работаешь с материалами наших архивов. То есть вся картина возрождения России, становления, изменения перед твоими глазами. Что наиболее бросается в глаза человеку, который приезжает сейчас в Москву?
- Я всегда с удовольствием приезжаю в Москву, я очень люблю русскую культуру. И для меня удивительно как Москва развивается. Я в прошлом году приезжал сюда на две недели и с того времени так много изменений в городе. Везде строят, везде кладут тротуары. Так что, я думаю, огромными темпами развивается Россия, особенно Москва. К сожалению, в провинциях не бывал, могу говорить только о Москве. Видно, что это живущий культурный центр, мировой культурный центр. И здесь все можно найти. Это действительно сердце мировой культуры. Это сразу же чувствуется. Так что я всегда в Венгрии говорю: ребята, русская культура, это не та, о которой у нас все время говорят в прессе. Русская культура, это совсем другая культура. Если ты пойдешь в Третьяковку, надо сразу пойти на первый этаж. Если ты уже полюбил иконы Рублева, ты уже понимаешь русскую культуру. Если ты любишь только Шишкина или Репина, то ты западник и еще ничего не понимаешь в русской культуре.
- На мой взгляд, это очень точное наблюдение. Спасибо большое.