Ощущение радости, или Святая Земля глазами Священника-Художника

- Я, по собственному восприятию, импрессионист... Люблю солнце. Солнечные эффекты меня вдохновляют, - говорит протоиерей Василий Шиханов, чья персональная выставка "Впечатления цвета" проходит в Никольском храме Новоспасского монастыря ( на втором этаже).

Действительно, работы отца Василия наполнены светом и восторгом перед яркостью, красотой окружающего мира. И впечатлений цветовых и световых на самом деле хватает: от мрачного, почти достоевского, Петербурга до оранжево-солнечных стен и башен Святого города.

Его картины - это подчас некие краткие отчеты о тех путешествиях, которые совершил отец Василий: это и Борисоглебский монастырь, где подвизался преподобный Иринарх, затворник, и Никитская мужская обитель в Переславле-Залесском, один из древнейших монастырей нашего Отечества, улочка в Ростове Великом, и домики острова Корфу, манящее море, а так же зовущие в путешествие яхты, стоявшие на причале в Эйладе. Но главный персонаж нынешних работ отца Василия - Святая Земля. Несколько лет назад отец Василий совершил паломничество в Святой град, и теперь этиместа его не отпускают.

Святая Земля - земная родина Христа Спасителя. Здесь было Благовещение

Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Сретение и Крещение Господне, здесь Господь наш Иисус Христос жил, учил, творил чудеса, на Тайной вечере в Сионской горнице установил спасительное таинство Святой Евхаристии, здесь Он был предан Иудою, претерпел Страдания, Распятие, Крестную смерть. Здесь же, на Святой Земле, было Его Славное Воскресение, Вознесение на Небеса и Сошествие Святого Духа на апостолов.

 

На Святой земле протекала жизнь Матери Божией и было Ее славное Успение. Отсюда вышли на проповедь святые апостолы. Здесь пролилась кровь первых мучеников за Христа. Иными словами, Иерусалим во веки веков останется для нас Святым Градом, а Церковь Иерусалимская - Матерью всех Церквей.

В наши времена, переменчивые и неустойчивые, на Святой земле поражают ее величественные, из глубины веков в вечность устремленные церковные традиции.

- Ты в Иерусалиме и понимаешь: нет путей налево и направо, здесь невозможно схитрить, потому что вот она - правда и Истина. Хотелось бы там быть всегда. Если бы была возможность, наверное, я остался бы там, на земле, где все преисполнено Божией благодати. Вспоминаются ученики Христа на Фаворе, когда ими было произнесено:"Хорошо нам здесь быть" (Мф. 17,4). В этом желании мы были похожи с ними. Там всеобъемлющая разлитая радость в воздухе, - так делится своими впечатлениями от паломничества на Святую землю протоиерей Василий Шиханов, настоятель храма Софии Премудрости Божией в Ярославле. Явным результатом паломничества стало ощущение соприкосновенности с вечностью и шесть небольших живописных работ, сделанных с натуры. Отец Василий-художник, он закончил художественно-промышленную академию им. В. Мухиной в Санкт- Петербурге. В любое путешествие, по сложившейся традиции, батюшка берет с собой этюдник. Никакого равенства между двумя призваниями он не делает. Священство - на первом месте, но без полотен, красок, картин его жизнь уже представить невозможно. Живопись помогает в осмыслении мира, возможности думать, уходить в себя, оставаться одному. У отца Василия - лиричные пейзажи: светлый Крым, мокрый и плачущий Санкт-Петербург, русская деревня с покосившимися избами... Глядя на них, ощущаешь запах жизни. Да и сам протоиерей говорит, что любит все красивое, чувствует красоту Божиего создания. Может, поэтому и родился художником. Техника, приемы - все это шлифует мастерство живописца. Но главное - чувствовать, ловить и замечать. Не всегда удается предать всю красоту на полотнах, но в сердце, по словам отца Василия, он пишет всегда. Теперь к ряду изображений святых мест земли добавилось еще шесть небольших работ, написанных в вечном городе. Все они объединены единой темой. Но каждая - особая, рассказывающая свою историю. По признанию отца Василия, в паломничестве спутники его понуждали взяться за краски. Он сопротивлялся в малой степени. К тому же хотелось успеть все там, где вечность - в реальной близости, а сутки все равно состоят из 24 часов. Надо было успевать молиться, смотреть, впитывать, узнавать, ездить и писать. Писал батюшка прямо на улочке в старом городе среди многолюдной, многоязыковой толпы. Кто-то из местных жителей сразу старался купить изображение, хваля художника. Несколько дней - несколько работ оттуда, где все живописно: улицы, природа, архитектура, типажи - все, что более ста лет назад так же привлекало и увлекало Василия Дмитриевича Поленова. 

- Честно говоря, на Святой земле писать можно все: там все красиво. Я люблю писать солнце в манере импрессионистов. Там его предостаточно. Художнику не приходится искать виды для живописи, они везде и всюду. Можно уехать туда на всю оставшуюся жизнь и писать, писать...

- Что же удалось? 

- Вообще-то я пишу маслом, но в этот раз взял акрил для удобства транспортировки, к тому же я не представлял, удастся ли что-нибудь написать, обязательной цели не ставилось. Первую работу я написал на третий день - это вид храма Гроба Господня со двора, потом, на другой день, - улочку Старого Города. Вид со стенами и панорамой Нового Города в районе Яффских ворот. Две работы были написаны с террасы монастыря Марии Магдалины - там очень красивый вид на Золотые ворота и купол Аль Акса. И еще "начальник" Гроба мне разрешил написать вид самой Кувуклии с натуры.

- А возможно сейчас создать свой евангельский цикл?

- Разная психология сегодняшнего и поленовского времени. Мы утеряли повествовательность картин. Полотна того времени являлись по своей сути фильмом, целой ретроспективой. В мозг современного человека слишком много информации поступает отовсюду, а хочется, чтобы имело место созерцание, углубленность. В быстроте жизни это не нужно и поэтому... ускользает. Чтобы сделать полотно на историческую тему, мне кажется, сейчас одной повествовательности мало. Здесь, если писать, надо найти какой-то эпический ход. Я пока не могу осознать. Желание писать картины на религиозные темы давно есть. Вопрос в том, что я пока не представляю, как это выражать современным языком.

Сокрушались царства, открывались континенты, войны и революции сотрясали государства - а в глубине ночи святогробский монах шел совершать Божественную Службу на Святом Гробе, поклониться Царствующему над всеми. Так было веками, так происходит и сейчас, и хочется верить: так будет до той последней полуночи, когда под звуки труб архангельских опустеют все гробы во всей вселенной.


Благоговейный паломник прикасается на Святой Земле к особому миру, память о котором остается навсегда. Там со всеми происходят чудеса, только кто-то этого не замечает. Чудо случилось и с протоиереем Василием - ему было благословлено писать у Гроба Господня.

- Это казалось нереальным - писать с этюдником в самом храме, - до сих пор удивляясь, говорит отец Василий. - Побывав там, ты становишься другим человеком. В тебе все должно измениться. Правда Божия видна там - не надо ничего объяснять, лучше поехать и увидеть. Говорят, что человек, побывавший в Святом граде, всегда хочет вернуться туда снова. Я с этим совершенно согласен.

- А как Вам хватает времени на все: и храм, и живопись?

- В данном случае я профессионал, поскольку все-таки зарабатываю деньги для семьи живописью. С другой стороны - времени не так много, как хотелось бы. У меня приход достаточно маленький, а потому и службы проходят не каждый день. Конечно, много дел и по храму, и по приходу. Но, я стараюсь как-то выкраивать время. Еще пытаюсь брать пример с брата - тоже художника. Из поездок за границу он обычно привозит множество написанных работ. Там-то никто тебя не отвлекает, даже телефонными звонками.

- Успехов вам, батюшка, и в служении и в творчестве!

- Спаси Господи!

http://www.religare.ru/2_102904.html

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Юлия Стихарева:
Жизнь по вертикали
Юлия Стихарева о деятельности Института Русского Афона, где открываются потаенные страницы монашеской жизни
09.08.2018
Все статьи автора
Василий Шиханов:
Все статьи автора