На прошлой неделе папа римский Франциск встречался с председателем Отдела внешних церковных связей МП митрополитом Волоколамским Иларионом. О чем говорили за ватиканскими стенами представители церквей, уже много веков разделенных разногласиями, выяснял "Огонек"
Папа, по своему обыкновению, принимал высокопоставленного гостя в скромных интерьерах Дома Святой Марты. О том, что патриарху Кириллу может оказаться сподручнее вести диалог с понтификом, "явившимся с края земли", итальянская пресса пишет давно. А сейчас к этим догадкам добавились ожидания от предстоящего через неделю визита в Ватикан президента РФ Путина.
О подробностях встречи с предстоятелем римско-католической церкви, а также об экуменистическом диалоге и о направлениях сотрудничества двух христианских конфессий в эксклюзивном интервью "Огоньку" рассказал сам митрополит Иларион.
- Владыка, что стоит за вашим визитом в Ватикан? Может быть, мы накануне исторической встречи главы Русской православной церкви с понтификом?
- Эту встречу можно ожидать, но мы пока не говорим ни о времени, ни о месте этой встречи. Для нас самое важное - подготовить эту встречу с содержательной точки зрения.
- Тогда расскажите подробнее о своем визите в Ватикан.
- Визит состоялся в рамках богословского диалога, который ведут все православные церкви с католической церковью в рамках соответствующей специальной комиссии. Папа Франциск с пониманием относится к позиции православной церкви, очень уважает православную церковь, и я думаю, эта встреча заложила основу для дальнейшего развития наших отношений в позитивном ключе.
- В какой степени ваш визит можно назвать предтечей встречи Владимира Путина с папой римским?
- Он не имел ничего общего с визитом Владимира Путина. То будет государственный визит, и он не имеет никакого касательства к взаимоотношению церквей.
- Тем не менее известно, что центральной темой разговора президента России с понтификом станет ситуация на Ближнем Востоке и, в частности, в Сирии, о которой папа Франциск в свое время написал Владимиру Путину письмо. Вы только что из этих краев. Вы говорили с папой о своей поездке в Ливан и впечатлениях от нее?
- Да, это была одна из центральных тем нашего разговора. Дело в том, что христиане на Ближнем Востоке находятся в большой опасности. Они чувствуют себя беззащитными, чувствуют, что Запад от них отвернулся. Как мне неоднократно говорили в Ливане христианские политики, Запад на Ближнем Востоке интересуют только две вещи - Израиль и нефть. О судьбе христиан западные державы совершенно не задумываются, и когда они принимают решения о своих действиях на Ближнем Востоке, то возможные последствия для христиан ими абсолютно не учитываются. В странах Ближнего Востока, таких как Ирак, Ливия, Египет, Сирия, на протяжении веков существовал некий баланс между представителями различных религиозных традиций, который позволял им жить вместе. Этот баланс был разрушен в последние годы в результате действий внешних сил. Если взять Ирак вне зависимости от нашего отношения к режиму Саддама Хусейна, при нем в стране проживало полтора миллиона христиан. А сейчас от них там осталась, по-видимому, лишь одна десятая часть. И произошло это из-за вмешательства западных держав, которые вошли в страну и попытались установить свои порядки. Ситуация была расшатана, и на передний план вышли экстремистские силы. При этом христиане были никем и ничем не защищены, и они были либо уничтожены, либо вынуждены покинуть свою страну. То же самое произошло в Ливии, где сейчас даже государственная власть не может и не намерена защищать христиан. То же самое наблюдалось в Египте, когда к власти пришли "Братья-мусульмане", которые развязали полномасштабное гонение на христиан - сжигали церкви, убивали священников и мирян. То же самое происходит сейчас в тех районах Сирии, которые попадают под власть боевиков. Практически все христианское население этих мест либо уничтожается, либо изгоняется.
- Как может повлиять на ситуацию Россия и православная церковь?
- Взоры христиан Ближнего Востока сейчас обращены к России. Во время пребывания в Ливане я это очень остро почувствовал, любое упоминание о России и президенте Путине встречало овации, люди прямо мне говорили, что они разочаровались в Западе, потому что Запад уже больше не является христианским. Все их надежды обращены к России. Только Россия может нас защитить, говорят они, выражают благодарность нашей стране и Русской православной церкви за ее последовательную позицию.
- И что говорит по этому поводу папа римский?
- Папа Франциск согласился, что защита страждущих христиан должна стать важнейшим направлением нашей совместной работы с римско-католической церковью.
- Какие еще направления сотрудничества вы обсуждали?
- Мне представляется, что одним из главных направлений нашего сотрудничества в ближайшие годы будет совместная защита христианского понимания брака и семьи. Католическая церковь продолжает сохранять то нравственное учение, которое основано на библейском представлении о семье и которое сейчас не пользуется большой популярностью в секулярных кругах Запада. Мы должны напоминать верующим, что такое библейское понимание семьи, как и чем оно отличается от той идеологии, которая сегодня навязывается в секулярном обществе. Мы должны напоминать о том, что духовно-нравственные ценности имеют не относительный, а абсолютный характер. Они отражены в заключенных в Священном Писании заповедях Божьих, которые не могут быть ни исправлены, ни перетолкованы в противоположную сторону. Мы должны это учение проповедовать не только с амвонов наших храмов. Но и через все доступные нам средства, в том числе и СМИ. И мы должны использовать любые возможности, чтобы совместно засвидетельствовать единство этой нашей позиции.
- Из-за большого количества разводов сейчас перед католической церковью остро стоит вопрос так называемого благословения разведенным. Общество ждет в этом смысле послаблений от папы Франциска. Православная церковь менее жестко относится к проблеме развода и второго брака?
- Мы, как и католическая церковь, считаем, что идеалом является один брак, заключаемый мужчиной и женщиной на всю жизнь. Но мы понимаем, что бывают обстоятельства, когда брак прекращает свое существование. Главным из таких обстоятельств является смерть одного из супругов. Кроме того, причиной распада брака может стать супружеская измена. В этом случае для той стороны, которая оказалась пострадавшей, православная церковь может разрешить второй брак. В исключительных случаях на том же основании может быть разрешен и третий брак. Помимо супружеской измены могут быть и другие основания для расторжения брака. Например, если мужчина в семье совершает систематическое насилие над женой и детьми, избивает их. Если сожительство с таким мужчиной представляет опасность для жизни женщины и ее детей или если один из супругов - хронический алкоголик, то подобного рода причины могут рассматриваться как уважительные для признания брака распавшимся и, следовательно, для предоставления возможности вступления во второй брак, а в виде исключения и в третий брак.
Беседовала Елена Пушкарская, Рим
http://kommersant.ru/doc/2331081