«Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.
Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне...» (Ин.14,8-11).
Принято укорять апостола Филиппа: вот-де какой глупый вопрос он задал, как будто сразу не мог понять, Кто Такой его Учитель!.. Вплоть до самой Тайной вечери пребывал в неведении!..
Но не спешите присоединяться к этому хору упрёков. Во-первых, негоже нам с высоты своего знания судить тех, кто до всего доходил собственным опытом... А во-вторых... Китайцы говорят: «Спросить - стыд минуты, не знать - стыд жизни!» Лучше один раз показать себя и несведущим, и недогадливым, если в награду услышишь то, что услыхал Филипп. «Я в Отце и Отец во Мне» - вот поистине слова Божества! На этих словах вся наша вера христианская стоит - на утверждении, что Сын и Отец единосущны, что Иисус был не просто добрым проповедником и даже не великим святым, а Единосущным Сыном Божиим. И мы теперь постигаем эту истину во многом благодаря тому, что Филипп не постеснялся, не побоялся высказать своё наивное и горячее желание - увидеть Бога собственными глазами.
И это при том, что он видел Его вот уже несколько лет, день за днём, утром и вечером!..
И что интересно: ведь сердцем-то он сразу почувствовал, Кто Такой Иисус на самом деле! Сразу откликнулся на Его зов, и не только сам пошёл, но и притащил за собой упирающегося, полного сомнений Нафанаила, - это значит, что сердце-то в нём горело не на шутку.
Сердце - да, но вот голова... Филипп считался едва ли не самым образованным среди апостолов: он с детства был отдан родителями в книжное учение и твёрдо усвоил, что грядущий Мессия - это великий царь, что-то вроде Давида, только посильнее, помудрее... И так до самого конца, до самой Тайной вечери и держался такого мнения: Христос такой же человек, как мы с вами, но лучше нас, выше, чище. И вдруг - такое откровение...
На иконах Филиппа изображают гладко, по-римски выбритым молодым человеком, в отличие от прочих бородатых апостолов. Возможно, именно эта римская внешность и привлекла к Филиппу группу эллинских гостей (так и хочется сказать «туристов»), приехавших поглазеть на Иерусалим.
«Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому». (Ин.12,20-23).
И в этот раз обращение Филиппа к Господу одарило нас Божественными словами: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную...» (Ин.12,24-25).
Для всех апостолов эти слова стали священной заповедью, и Филипп тут не был исключением. Ходя с проповедью по городам и весям, он постоянно подвергался унижениям, побоям, не раз ему грозила смерть... И однажды эти угрозы сбылись.
Филипп принял смерть в городе Иераполе (что переводится как Священный град). Святость этого града заключалась в том, что жители его поклонялись змеям - здесь даже был особый храм, наполненный змеями, среди которых выделялась одна - особенно большая и потому более других чтимая. Филипп и друг его, апостол Варфоломей (прежде именовавшийся Нафанаилом), не трогали эту змею - они только помолились, и она сама издохла. Кроме того, они исцелили жену местного градоначальника, укушенную змеёй. Но градоначальник не столько радовался об исцелении жены, сколько скорбел о погибшей священной змее. По его приказу апостолов повлекли на распятие.
Первым пострадал сам Филипп. Ему просверлили ступни, продели в них верёвки и распяли апостола на кресте вниз головой перед дверями змеиного капища. Зрелище этой жуткой казни не насытило змеепоклонников - они тут же принялись бросать в умирающего камнями, - а он в это время молил Господа простить его убийц. Затем язычники распяли у стены того же храма и Варфоломея. И тут внезапно сделалось великое землетрясение, земля разверзлась и поглотила градоначальника со всеми жрецами и множеством неверующих. Все оставшиеся в живых пришли в великий страх и поспешно бросились снимать с креста распятых апостолов. Святой Варфоломей был повешен невысоко, и его сняли быстро, но вот Филиппа, чей крест был весьма высок, долго не могли снять, а когда это им удалось, апостол уже преставился...
Но молитва его была услышана, и Господь явил иерапольцам великую милость: земля вновь разверзлась и вернула живыми и невредимыми всех, кого только что поглотила, - кроме самого градоначальника и жрецов змеиного храма.
Апостол Варфоломей совершил над всеми уверовавшими в Господа крещение и поставил им епископа из местных христиан. Новообращённые с честью похоронили тело апостола Филиппа на городском холме. На том месте, где истекла его кровь, произросла в три дня виноградная лоза...
...Совсем недавно, в 2011 году, итальянские археологи заявили, что нашли Филиппову гробницу, вот только вскрыть её пока не решаются. Как знать, возможно, это и правда та самая гробница. Во всяком случае, тела апостола там нет: его мощи были вывезены в Рим ещё в VI веке, а честная глава покоится на острове Кипр, в особом ларце, опечатанном личными печатями четырёх древних византийских императоров...
Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ