П. Рыбалко в освобожденной Праге. 9 мая 1945 г.
Отрадно, что сегодня на Украине, несмотря на «двоение» общественного и политического сознания и период «странного» заигрывания с неонацистами, необандеровцами, Киев пытается на официозном уровне отдать дань уважения тем, кто спас нашу общую Родину от порабощения, а может, и вспомнить свои ментальные корни.
В канун 70-летия освобождения Киева от немецко-фашистских захватчиков премьер-министром Украины Н. Азаровым были открыты бюсты дважды Героям Советского Союза генералу армии Ивану Черняховскому и маршалу бронетанковых войск Павлу Рыбалко.
Глава правительства Украины также пообщался с ветеранами Великой Отечественной войны, которые, как сообщили СМИ, выразили обеспокоенность попытками переписать историю - в учебниках, книгах, фильмах, общественном сознании, переименовать нашу общую - Великую Отечественную войну - во «Вторую мировую». Делается это, похоже, с целью доведения сознания подрастающих поколений до той же точки восприятия истории, что на Западе, где большинство убеждено, что самую страшную войну в истории человечества выиграли исключительно американцы. Примечательно, что премьер заметил киевским ветеранам: подрастающее поколение украинских граждан должно брать пример с героев Великой Отечественной.
У памятников И. Черняховскому и П. Рыбалко. 6 ноября 2013 г.
Это важное напоминание из уст украинского премьера, особенно в условиях нынешних повсеместных попыток всячески извратить и принизить итоги нашей Великой войны. Например, на поздневечерней телепередаче Шустера, посвященной 70-летию освобождения Киева, прозвучало, что следует подвергнуть ревизии взгляд на Киевскую битву, отмечать лишь трагедию, а не праздник освобождения. Звучало это и в исполнении оранжевого экс-министра обороны Украины А. Гриценко (бывшего отличника-суворовца, офицера Советской армии, а потом и воспитанника натовской академии), и в пространных выступлениях новоявленных «историков» и «историков-философов»... «Досчитались» чуть ли не до миллиона павших при освобождении Киева.
Нынешние украинские «властители дум» то норовят вычленить «украинский героизм» из общей советской парадигмы, намеренно «позабыть», что наши соотечественники свои жизни отдавали - как в период Российской империи, так и в период СССР - не за отдельно взятую «Украину» или «Беларусь», а за единую и неделимую страну. Помним, как пелось, «Белоруссия родная, Украина золотая!..», и Белоруссия воистину была родной, а Украина золотой - не только для «бульбашей» и «хохлов», а для всякого нашего соотечественника. И локоть, краюха хлеба и боевой штык малоросса всегда были в этих битвах родственны великороссу, белорусу, грузину, еврею или узбеку.
Оттого именем маршала Рыбалко названы улицы в разных городах Советского Отечества - не только в Харькове, Киеве и Хмельницком, но и в Москве, Минске, Перми, Липецке.
Была такая улица и во Львове. Поскольку танковая армия Рыбалко во время Львовско-Сандомирской операции участвовала в спасении старого красивого европейского города от разрушения.
Львов избегнул уличных боев и сохранил уникальную архитектуру лишь потому, что летом 1944 г. войска 3-й гвардейской танковой армии Рыбалко и 4-й гвардейской танковой армии Лелюшенко, чтобы избежать потерь среди военных и гражданского населения, а также не разрушать город, обошли столицу Галичины с севера и юга, оставив коридор на запад. В этот коридор, под угрозой окружения, устремились фашистские войска из львовской группировки. На открытом пространстве за городом они попали под огонь советских «катюш» и штурмовиков Ил-2.
Теперь - иная политическая жизнь в помраченном необандеровцами Львове.
С 2001 г. улица маршала Рыбалко решением Львовского городского совета переименована в улицу Петлюры, а мемориальная доска демонтирована.
Ну, скажите, зачем помнить, что именно Петлюра в апреле 1920 г. сдал Западную Украину полякам в обмен на помощь в войне с большевиками!
Хорошо бы нам задуматься: как вообще поступать с территориями, на которых возводят в ранг героев тех, кто совершил преступления перед человечеством, где презирают то, за что наши отцы-деды проливали кровь и складывали головы. Кто сказал, что у нас с ними возможно единое духовное и государственное пространство?
Вполне можно понять эмоциональную реакцию известного публициста В. Скачко, высказавшегося на своей странице в Facebook: «Ох, зря маршал Рыбалко остановил танки на Эльбе, ой зря! Все "евроинтеграторы" уже тогда должны были ответить. И, конечно же, их союзники - смерековые приматы из ОУН-УПА, стрелявшие нам подло в спину».
Но улица Рыбалко, к счастью, есть и в освобожденном Харькове, в большом микрорайоне «Новые дома». Харьков - из тех городов, кто трепетно сохранил особую благодарную память об освободителе. А сама столица Слобожанщины осталась в сердце генерал-лейтенанта П. Рыбалко и личной траурной насечкой: его единственный сын, 17-летний лейтенант Вилен Рыбалко, сгорел в танке в боях под Харьковом весной 1943 г.
Ветеран Великой Отечественной войны И. Силкин вспоминал: «Особое внимание заслуживает участие 3-й танковой армии в Харьковской операции. Удержанию Харькова немцы придавали особое значение. Гитлер обещал устроить в Харькове "немецкий Сталинград". Из Европы были переброшены свежие, полностью укомплектованные немецкие танковые дивизии СС: "Рейх", "Адольф Гитлер", "Великая Германия", "Мертвая голова". Сражения в Харьковской операции начались 25 января 1943 г. Были освобождены города Чугуев, Харьков, несмотря на то что немецкие танковые дивизии оказывали ожесточенное сопротивление. "Немецкий Сталинград" не состоялся. За исключительное мужество и героизм танкистов, проявившееся в Харьковской операции, 3-й танковой армии было присвоено звание Гвардейской».
Важная деталь: Павел Рыбалко ярко и эффективно воевал именно на боевых машинах, разработанных танкостроителями Харькова. Именно эти «броневые кони», танки Т-34, по мнению специалистов, и сыграли решающую роль в Великой Отечественно войне, в битве на земле.
* * *
Открытие двух новых памятников - И. Черняховскому и П. Рыбалко - продолжило отрадную череду установления бюстов на киевской Аллее Славы. Так, в сентябре с.г. здесь были открыты бронзовые скульптуры наших прославленных командующих партизанскими соединениями - С. Ковпака и А. Федорова, а прежде - скульптуры легендарных летчиков И. Кожедуба, Г. Берегового, Амет-Хана Султана.
Конечно же, список дважды Героев, причастных к освобождению УССР или уроженцев Украины (в нынешних ее границах), не исчерпывается уже увековеченными фигурами. Аллея Славы должна и будет пополняться. На наш взгляд, повторимся, следует отметить в этом высоком ряду и легендарного воздушного аса Виталия Попкова, и других героев-освободителей.
В дни 70-летия освобождения Киева («матери городов русских», как сформулировал преподобный Нестор Летописец, чья память отмечается в Православии 9 ноября по новому стилю) в ходе Киевской наступательной операции (с 3 по 13 ноября), вспоминаем, что вся оккупация Киева продолжалась 778 дней. И за это время пришельцы и их пособники уничтожили свыше 195 тыс. жителей, более 100 тыс. киевлян угнали рабами в Германию.
На эти трагические, но и радостно-освободительные дни и приходится день рождения одного из известнейших и любимых нашим народом военачальников Великой Отечественной войны - маршала бронетанковых войск дважды Героя Советского Союза Павла Семеновича Рыбалко. Человека, освобождавшего со своими войсками от фашистской чумы не только Киев, но и Харьков, Львов и другие города Украины, а также Польшу, Чехию и Германию. Через год, 4 ноября 2014 г., исполнится 120 лет со дня его рождения.
Бюст уроженца Российской империи на родине маршала - с. Малый Выстороп (Истороп) Лебединского района Сумской области (прежде Харьковской губернии) - был установлен ранее в соответствии с существовавшим в СССР положением о статусе дважды Героев Советского Союза. Его бюст, как почетного гражданина Праги, есть в Пражском пантеоне. Пражане 9 мая 1945 г. встречали русские танки генерала Рыбалко ковром живых цветов.
И вот теперь мы с удовлетворением видим бюст освободителя Киева Павла Рыбалко на Аллее Славы. Такой же решительный и волевой человек с наголо обритой головой, каким он нам запомнился в пронзивших нас кадрах широкоформатной советской киноэпопеи Ю. Озерова «Освобождение», в ярком, убедительном исполнении актера Дмитрия Франько.
Провиденциально, что в войну Рыбалко командовал танковыми подразделениями на тех территориях, которые были его родиной, малой и большой.
Павел Рыбалко воевал на Брянском, Юго-Западном, Центральном, Воронежском, 1-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах, занимая должности заместителя командующего 3-й танковой армией, с июля 1942 г. - командующего 5-й танковой армией, с октября - командующего 3-й танковой армией, с мая 1943 г. - 3-й гвардейской танковой армией.
В 1943 году при форсировании Днепра танкисты Рыбалко, не дожидаясь создания общевойскового плацдарма, осуществили бросок через Днепр фактически с ходу. Участвовали в освобождении Киева в ночь на 6 ноября. Именно за ту новаторскую и решительную операцию командующий 1-м Украинским фронтом генерал Ватутин вручил Рыбалко звезду Героя Советского Союза.
Есть свидетельства, что в сентябре 1943 г. перед форсированием Днепра в районе Букрина (позднее это место станет знаменитым Букринским плацдармом) командарм Рыбалко приказал офицерам научить плавать всех, кто не умел держаться на воде, и это многим спасло жизнь.
Слева направо: П. С. Рыбалко, И. Ф. Ватутин, К. С. Москаленко. Октябрь 1943 г.
По воспоминаниям командира танковой разведроты 3-й гвардейской танковой армии полковника в отставке М. Гайсина, генерал Рыбалко впервые в истории танковых войск предложил провести ночную психическую атаку: в боевых порядках между танками с включенными фарами и сиренами двигались американские грузовики «студебекеры», у которых тоже были мощные фары.
«Идем в атаку, - рассказывал Муса Гайсин. - Вдруг слышу по броне какие-то удары, словно кто-то стучит палкой. Высовываюсь из люка - рядом с моим танком несется «виллис»! [водитель - Кирилл Иванович Сойкин, после кончины П. С. Рыбалко был водителем у командующего авиацией Московского военного округа генерал-лейтенанта В. И. Сталина. - П. М.] На нем стоит, держась за лобовое стекло, командующий. Под фуражкой - наушники радиостанции. Генерал что-то кричит мне и тростью показывает куда-то вперед. Гляжу в прицел - батюшки, а там ко мне принюхивается своим хоботом немецкий «тигр», замаскированный под копну соломы! Я успел выстрелить первым. Позже поблагодарил Павла Семеновича за то, что он спас моему экипажу жизнь. И добавил: «Вы, товарищ генерал, смелый человек, в атаку ходите на машине». А он: «Сынок, не могу же я всем объяснять, что мне тяжело забираться в танк!»
В 3-й гвардейской танковой армии 288 воинам было присвоено звание Героя Советского Союза, а 8 танкистов удостоены этого звания дважды!
Всего за годы войны 3-я гвардейская танковая армия участвовала в десяти боевых операциях. Ею были освобождены также города Фастов, Васильков, Житомир, Бердичев, Проскуров, Тернополь, Перемышль... Во время Проскурово-Черновицкой операции армия Рыбалко прорвала оборону фашистов, форсировала Днестр и продвинулась почти на 300 километров.
Танки 3-й гвардейской танковой армии Рыбалко, на башнях которых было начертано «Моя заправка - до самого Берлина», первыми ворвались в южную часть Берлина 22 апреля 1945 г.
За Берлинскую и Пражскую операции Рыбалко был удостоен второй Звезды Героя.
Уже в июне победного 1945 года П. С. Рыбалко было присвоено звание маршала бронетанковых войск, а в 1947 г. он стал командующим бронетанковыми и механизированными войсками Советской армии. Скончался маршал 28 августа 1948 г., в 53 года, как считают, после продолжительной болезни. Маршал, незадолго до кончины, имел честную неострожность выступить на совещании в Кремле в открытую защиту маршала Жукова.
Похоронен «наш бронетанковый маршал» Рыбалко в Москве на Новодевичьем кладбище.
Памятник маршалу Рыбалко на Новодевичьем кладбище
Написать мемуаров отважный маршал, увы, не успел. Но светлая память о героическом сыне малоросского, русского, советского народа - остаётся. «Память не сякнет за давностью лет...»
http://odnarodyna.com.ua/content/marshal-rybalko-na-allee-slavy-v-kieve