Рубрика нашего журнала под названием "Хронос" посвящена интересным событиям истории христианской Церкви после окончания земного служения Иисуса Христа. Эта история насчитывает уже более 2000 лет, в ней много замечательных и необычных страниц, иногда малоизвестных даже для самих христиан. Первая тема для рубрики была выбрана сразу - это свидетельства о евангельских событиях и Личности Иисуса Христа, оставленные современниками этих событий - нехристианами.
Заметим, что таких свидетельств сохранилось крайне мало. Именно это
обстоятельство дало повод некоторым историкам ХIХ-ХХ веков говорить о
так называемом «молчании века» (имеется в виду I век по Р.Х.) и делать
вывод о том, что Иисус Христос как историческая личность - это
миф, придуманный иудеями, желавшими обновления своей религии. Однако в
наше время подавляющее большинство ученых признает подлинность пусть и
немногочисленных, но неоспоримых свидетельств земной жизни Иисуса.
Что же касается их малочисленности, - 2000
лет назад самым быстрым средством передвижения была лошадь, и
информация распространялась крайне медленно. Кроме того, речь шла о
казни обычного галилейского плотника. Из Евангелия мы знаем, что Иисус
Христос по профессии был именно плотником. И казнь простого ремесленника
из маленькой римской провинции Иудея вряд ли сразу должна была
заинтересовать кого-либо в царствующем городе Риме. И тем не менее (если
даже не принимать во внимание Евангелия как достоверный источник),
Христос и христиане появляются в документах эпохи сравнительно скоро.
"Свидетельство Флавия"
И в хронологическом порядке, и по своей значимости, на первом месте для христиан стоят свидетельства иудейского историка Иосифа Флавия. До нас дошло несколько исторических трактатов Флавия на греческом языке: «Иудейская война» (события антиримского восстания иудеев 66-74 годов), «Иудейские древности» (история иудейского народа от сотворения мира до восстания против римлян 66 г.) и его собственная автобиография под названием «Жизнь». Интересующий нас отрывок находится в XVIII главе трактата «Иудейские древности».
В контексте книги он относится к периоду между 26-36 годом по Р.Х. Вот дословный перевод этого отрывка: «Около того времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он творил удивительные дела и учил людей, с удовольствием принимавших истину. Он привлек к Себе многих иудеев и многих эллинов. Это был Христос. По доносу первых у нас людей Пилат осудил Его на распятие, но те, кто с самого начала возлюбили Его, оказались ему верны. На третий день Он явился им живой. Пророки Божии предрекли это и множество других Его чудес. И поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени». (Иосиф Флавий. «Иудейские древности», книга ХVIII, глава 3. Цит. по книге «Иисус Христос в документах истории», «Алетейа», Санкт-Петербург, 2000 г., стр. 87).
В течение веков авторитет этого свидетельства считался непререкаемым, и он цитировался всеми христианскими историками, однако в середине XIX века критические исследователи высказали первые сомнения относительно достоверности этого отрывка. Их суть в следующем: невероятно, чтобы такой правоверный иудей, как Иосиф Флавий мог сомневаться в человеческой сущности Иисуса, называть Его Христом, признавать Его чудеса, воскресение из мертвых и видеть во всем этом исполнение слов древнееврейских пророков. Вся иудейская религия строилась (и строится до сих пор) на ожидании Мессии-Христа. Это то же самое, если бы какой-нибудь христианин вдруг заявил, что уже было второе пришествие Христа, Страшный Суд, награда праведникам и осуждение грешников.
Церковь Христа
На основании этих аргументов уже к концу XIX века весь
вышеприведенный отрывок свидетельства Иосифа Флавия о Христе стал
восприниматься как поздняя вставка, сделанная каким-нибудь
христианином-переписчиком.
Однако в 1902 году в библиотеке
монастыря св. Екатерины на Синае была обнаружена рукопись на арабском
языке под названием «Всемирная история», принадлежавшая перу некоего
сирийского епископа Агапия. Этот труд был написан в X веке и содержал
обширные цитаты из произведений Иосифа Флавия, который, как уже сказано,
был непререкаемым авторитетом в историческом мире. В рукописи был и
рассматриваемый отрывок - «свидетельство Флавия о Христе», но
совершенно в другой редакции. Долгое время на него не обращали внимания в
научном мире, но в 1970-х годах он был все же исследован и опубликован.
Вот перевод: «В это время жил мудрый человек, которого звали Иисус,
образ жизни которого был безупречным и [который] был известен своей
добродетелью. И многие из иудеев и из других народов стали его
учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть, но те, которые были
его учениками, не отреклись от его учения. [Они] утверждали, что он
явился им через три дня после своего распятия, и что он был живой.
Поэтому-то, полагают, он был тем Мессией, о чудесных деяниях которого
возвестили пророки». (Цит. по книге «Христос в документах истории», стр.
128).
В этой редакции «свидетельства» автор не сомневается в
человеческой сущности Иисуса и не упоминает о Его чудесах. Вместо
категоричного утверждения, что «это был Христос», стоит неопределенное:
«полагают, что он был тем Мессией», и, наконец, сообщение о Воскресении
Христа на третий день после распятия приписывается слуху, исходящему из
среды самих Его учеников, а не словам божественных пророков. Большинство
современных исследователей признало, что такое мог написать только
не-христианин, то есть вариант Агапия признается ими более близким к
оригиналу Иосифа Флавия. При этом возраст рукописи не столь для нас
существенен, важно, что арабский перевод донес до нас текст Флавия
именно в такой редакции.
Возможно, что этот первоначальный текст
иудейского историка и подвергся потом правке какого-нибудь ревностного
христианина, но главное - он существовал. Не было того
«молчания века», о котором так долго говорили представители исторической
критики, пытаясь опровергнуть Христа как историческую личность.
Справка:
Иосиф Флавий (37-100 гг. по Р.Х., по-еврейски: Иосеф бен Маттитйаху - Иосеф,
сын Матфия) родился в 37 году по Р. X. (всего лишь через 4 года после
окончания земного служения Христа) в знатной иудейской семье, жившей в
Иерусалиме. Иосиф получил блестящее для своего времени образование, но,
тем не менее, оставался ревностным последователем отеческих законов; и
когда в 66 году в Иудее вспыхнуло народное восстание против римлян, он
встал во главе одного из повстанческих отрядов.
Это было время
напряженного ожидания Мессии-Царя (по пророчествам, Он должен был
вот-вот прийти) и освободить, наконец, израильский народ от римского
гнета, поставив его властвовать над всем миром. Однако ожидаемый Мессия
всё не приходил, поэтому в среде религиозных учителей Израиля уже в
начале первого столетия по Р.Х. возникло движение так называемых зилотов
(ревнителей - греч.). Они говорили, что Христос не приходит
из-за пассивности самого народа, из-за того, что израильтяне смирились
со своим положением «римских рабов». Но если народ поднимет восстание,
активно включится в борьбу против римлян, то Мессия наконец придет и
поддержит общенародное восстание, окажет помощь в освобождении от
захватчиков. Кроме того, в это время появилось много лжепророков и
лжемессий, которые тоже увлекали людей, находившихся в напряженном
ожидании Христа, своими лживыми обещаниями. И лишь немногие из иудеев
увидели в смиренном, не претендовавшем на роль народного
вождя-освободителя Иисусе истинного Мессию.
Таковы истоки
восстания 66 года, приведшего в 70 году к взятию и разрушению Иерусалима
римскими войсками, когда потерявшие надежду на появление Спасителя
иудеи прыгали с горящих стен города - разбивались насмерть, только бы не сдаваться захватчикам.
События, произошедшие с Иосифом и его отрядом, как раз и явили весь
героизм и в то же время трагедию иудейского народа. Римский полководец
Веспасиан (будущий император), который был послан на подавление
восстания, в 66 году вступил в Иудею и осадил город, в котором укрепился
Иосиф, и после 47-дневной осады взял его.
В своей автобиографии Флавий рассказывает, как он с остатком отряда - сорока воинами - укрылся
в подземелье. Веспасиан предложил им почетную капитуляцию и сохранение
жизни, однако повстанцы предпочли самоубийство сдачи в плен. По
иудейскому Закону самоубийство - тяжкий грех перед Богом,
поэтому члены отряда по очереди убивали друг друга, пока очередь не
дошла до последнего... Им оказался Иосиф, который не стал убивать себя, а
просто сдался в плен.
Через два года Иосиф был освобожден, переселился в Риме и принял родовое имя императора - Флавий (согласно римским законам, раб, который получал свободу, принимал родовое имя бывшего хозяина). Император Веспасиан дал бывшему врагу права римского гражданства, пенсию и помещение во дворце, где тот спокойно мог заниматься историческими трудами.
Умер Иосиф в Риме около 100 года.
http://www.foma.ru/article/index.php?news=1043