Пока народная традиция ещё жива

Новости Москвы 
0
225
Время на чтение 6 минут
post thumbnail

Говоря сегодня о традиционной народной культуре, мы конечно же имеем в виду не только сохранение в нашей жизни русской песни и расшитой косоворотки, но и такие области, как воспитание и образование, беспокоимся о решении демографических проблем.

Почему именно сегодня так необходимо поднять в общественном сознании значение народной традиционной культуры? Потому что в ней нашими предками накоплено столько векового социального, педагогического, хозяйственного и экономического опыта, который невозможно обойти, имея целью возрождение России, укрепление социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства.

Прошедший в начале ноября 2013 г. VIII Фольклорный форум «Живая традиция» ещё раз подтвердил необходимость сохранять и приумножать традиционную народную культуру. В рамках форума состоялись слушания в Общественной палате РФ «Народная традиционная культура: взаимодействие общества и государства», выступления народных коллективов из разных регионов России и мастер-классы фольклористов и музэкологов. Отрадно то, что в фольклорных коллективах участвуют в основном люди среднего возраста, дети и подростки. А руководители коллективов зачастую являются носителями традиционной народной культуры, т.е. уроженцами тех уголков России, где поют только эти песни, нашивают только такую тесьму на оборку юбки, называют только так и не иначе определённый предмет народного быта.

В нынешнем фольклорном форуме приняли участие московские ансамбли «Измайловская слобода», «Веретенце», коллектив студентов Московского государственного университета культуры и искусств «Разноцветье», Центр традиционной культуры Южного Подмосковья «Истоки» (г. Подольск), ансамбль «Чапура» Фонда казачьей культуры (Санкт-Петербург), барнаульский коллектив «Верея», самарский - «Вечора», вологодский - «Вагане», а также известные артисты: гармонисты донской казак Юрий Щербаков (Волгоград), Александр Келарев (Архангельская область), фольк-музыкант, вокалист, мультиинструменталист Сергей Старостин.

Ответственный секретарь правления Российского фольклорного союза О.А. Ключникова несколько десятилетий посвятила собиранию этнографического материала. Еще в советское время она с искусствоведом Екатериной Дороховой ездила в село Линово Сумской области, известное с XI века, где жила этническая группа горюны. Это бывшая окраина Курской губернии, ныне Украина. Там до конца XX века сохраняли особые народные костюмы, свой диалект. Многие московские фольклористы стали ездить в Линово - учиться не только петь песни, но и ткать, шить, постигать крестьянскую мудрость отношения к жизни.

Ольга Ключникова рассказывает: «Богатый материал принесло знакомство с жительницей Линово Марфой Арефьевной Толстошеевой. Она и в советское время носила народный костюм, никогда не вступала в колхоз, вела своё хозяйство. У нее был сильный характер, который позволил ей остаться собой, сохранить культуру своей этнической группы». Песни села Линово в конце 70-х были записаны на пластинку. Теперь ансамбль Ольги Ключниковой «Крутуха» исполняет то, что пела Марфа Арефьевна: «Ой, поля - полями ехали бояре», «Давно я у батюшки была», «Горошек мой, горошек, люблю тебя сеять» и многие другие.

О масштабе интереса к культурному наследию предков говорит следующий факт: в Российском фольклорном союзе состоят учёные, фольклористы, этнографы, музыковеды, а также двести (!) коллективов народного творчества.

На состоявшихся в рамках форума встречах фольклористы обсуждали, как вывести «область культурной деятельности» из сферы «обслуживания населения», как можно противостоять формированию упрощенного понимания культуры как «формы досуга, индустрии развлечений». И в первую очередь - вернуть сознание того, что мы являемся творцами, созидателями культурных ценностей, а не безликими членами «общества потребления».

Мы забыли, что в народном творчестве выковывались и рождались народная мудрость, национальная мысль, отечественная культура, что, в конце концов, обеспечило самосохранение этноса. Об этом напомнил нам в своей книге «Лад» один из лучших русских писателей Василий Белов: «Всё, что было лишним, или громоздким, или не подходящим здравому смыслу, национальному характеру, климатическим условиям, - всё это отсеивалось временем. А то, чего недоставало в этом всегда стремившемся к совершенству укладе, частью постепенно рождалось в глубинах народной жизни, частью заимствовалось у других народов и довольно быстро утверждалось по всему государству». Таким разумным устроением и сохранялась жизнь крестьянина и в пору мирного труда, и в тяжёлую военную годину. Не пришло ли для нас время взять на вооружение культурный и экономический опыт народной жизни?

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 года сказано: «Сегодня крайне важно развивать национальные культуры народов России, включая поддержку фольклорного творчества». Почему же тогда в детских садах сегодня всё меньше применяются воспитательные методики с элементами фольклора, во многих вузах закрыты специальности, связанные с изучением народного творчества, в провинциях сокращаются ставки хранителей музеев, а иные музеи вовсе закрываются?

Заместитель генерального директора по научной и методической работе Государственного центра русского фольклора кандидат искусствоведения Е.А. Дорохова, выступая в Общественной палате РФ, рассказала о том, что сотрудники Государственного института искусствознания подготовили проект Закона об охране нематериального культурного наследия. Он прошёл четыре слушания на комиссиях Межпарламентской ассамблеи стран СНГ. Во второй половине ноября пройдут итоговые слушания уже на самой ассамблее. Дальше предстоит рассмотрение законопроекта в Государственной думе РФ.

Конвенцию ЮНЕСКО о нематериальном культурном наследии ратифицировали к октябрю 2013 года более 140 стран, в том числе Украина, Беларусь и Казахстан. А Россия отказывается от ратификации под предлогом того, что это будет способствовать разжиганию межнациональной розни.

Е. Дорохова также отметила, что к концу XIX века, когда в состав России вошли народы Кавказа, Сибири, Центральной Азии, царское правительство в первую очередь провело масштабную акцию по изучению культурных традиций этих народов. Таким образом удалось сохранить культурное своеобразие малочисленных народов и избежать межнациональных конфликтов, а российская этнография к началу ХХ века занимала лидирующую позицию во всем мире. Обращение к своей национальной культуре сближало народы и в постсоветское время. Е. Дорохова рассказывает: «Когда мы привезли коллектив русской народной песни в Литву в тяжёлые годы перестройки, на концерт пришли молодые люди в кожанках и цепях. Мы думали, нас убьют. А они после концерта стали кричать: "Москва, браво!"»

О том, что этнические культуры не разделяют, а, наоборот, сближают нации и работают на преодоление межэтнических конфликтов, говорил в своем выступлении и заведующий отделом по работе с фондом фольклорно-этнографических материалов Вологодского областного центра культуры А.В. Кулёв: «По наблюдению экспертов, при внедрении изучения народной культуры в школах на 67% снижается уровень преступлений среди подростков, улучшается их физическое здоровье».

Несмотря на то, что народная традиционная культура давно ушла с экранов телевизоров, из эфира радиопередач, она всё-таки живёт: в разных регионах существуют научные школы в области фольклористики, этнологии, этномузыкологии, искусствоведения, которыми собран богатый научный материал; еще не угасли очаги народных традиций, ещё живы носители народной культуры. Учёные утверждают, что, например, в Европе таких очагов практически не осталось.

У нас же есть здоровые силы. И есть с кого брать пример. В Новосибирской области, к примеру, сегодня работает целая сеть патриотических клубов на основе традиционной народной культуры. Руководители клубов обращаются к главе района, заключают с ним договор, и на базе района или области создаётся учебно-методическая площадка, на которой работают представители администрации, работники образования, культуры, молодёжной политики, представители епархии. С 1997 года в Новосибирске действует летний лагерь «Полевой стан», где детей обучают традиционной воинской культуре. Патриотический лагерь финансируется за счёт областного бюджета, и дети принимаются в него бесплатно.

В условиях глобализации и информатизации культурного пространства всего мира существует опасность утраты наших собственных традиций, а значит, и своего особого места среди других народов. Обращение к истокам - к народной традиционной культуре - помимо нашего самоопределения как народа имеет ещё и защитные функции. Как верно выразился руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Захарченко: «Традиционная народная культура - это национальный оберег».

________

Фото - http://www.folklore.ru/ и автор

http://rusedin.ru/2013/11/14/poka-narodnaya-tradiciya-eshhyo-zhiva-2/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Владимировна Ушакова
Но высокая светит звезда...
Стихи разных лет
05.12.2024
«Война закончится, и будет построен главный славянский храм»
Беседа с казачьим генералом, Председателем Совета Атаманов России
06.08.2024
Учительство – это святое делание
Беседа с Ириной Ушаковой о С.А. Рачинском и его наследии
15.05.2024
Все статьи Ирина Владимировна Ушакова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22