Говоря сегодня о традиционной народной культуре, мы конечно же имеем в виду не только сохранение в нашей жизни русской песни и расшитой косоворотки, но и такие области, как воспитание и образование, беспокоимся о решении демографических проблем.
Почему именно сегодня так необходимо поднять в общественном сознании значение народной традиционной культуры? Потому что в ней нашими предками накоплено столько векового социального, педагогического, хозяйственного и экономического опыта, который невозможно обойти, имея целью возрождение России, укрепление социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства.
Прошедший в начале ноября 2013 г. VIII Фольклорный форум «Живая традиция» ещё раз подтвердил необходимость сохранять и приумножать традиционную народную культуру. В рамках форума состоялись слушания в Общественной палате РФ «Народная традиционная культура: взаимодействие общества и государства», выступления народных коллективов из разных регионов России и мастер-классы фольклористов и музэкологов. Отрадно то, что в фольклорных коллективах участвуют в основном люди среднего возраста, дети и подростки. А руководители коллективов зачастую являются носителями традиционной народной культуры, т.е. уроженцами тех уголков России, где поют только эти песни, нашивают только такую тесьму на оборку юбки, называют только так и не иначе определённый предмет народного быта.
В нынешнем фольклорном форуме приняли участие московские ансамбли «Измайловская слобода», «Веретенце», коллектив студентов Московского государственного университета культуры и искусств «Разноцветье», Центр традиционной культуры Южного Подмосковья «Истоки» (г. Подольск), ансамбль «Чапура» Фонда казачьей культуры (Санкт-Петербург), барнаульский коллектив «Верея», самарский - «Вечора», вологодский - «Вагане», а также известные артисты: гармонисты донской казак Юрий Щербаков (Волгоград), Александр Келарев (Архангельская область), фольк-музыкант, вокалист, мультиинструменталист Сергей Старостин.
Ответственный секретарь правления Российского фольклорного союза О.А. Ключникова несколько десятилетий посвятила собиранию этнографического материала. Еще в советское время она с искусствоведом Екатериной Дороховой ездила в село Линово Сумской области, известное с XI века, где жила этническая группа горюны. Это бывшая окраина Курской губернии, ныне Украина. Там до конца XX века сохраняли особые народные костюмы, свой диалект. Многие московские фольклористы стали ездить в Линово - учиться не только петь песни, но и ткать, шить, постигать крестьянскую мудрость отношения к жизни.Ольга Ключникова рассказывает: «Богатый материал принесло знакомство с жительницей Линово Марфой Арефьевной Толстошеевой. Она и в советское время носила народный костюм, никогда не вступала в колхоз, вела своё хозяйство. У нее был сильный характер, который позволил ей остаться собой, сохранить культуру своей этнической группы». Песни села Линово в конце 70-х были записаны на пластинку. Теперь ансамбль Ольги Ключниковой «Крутуха» исполняет то, что пела Марфа Арефьевна: «Ой, поля - полями ехали бояре», «Давно я у батюшки была», «Горошек мой, горошек, люблю тебя сеять» и многие другие.
О масштабе интереса к культурному наследию предков говорит следующий факт: в Российском фольклорном союзе состоят учёные, фольклористы, этнографы, музыковеды, а также двести (!) коллективов народного творчества.На состоявшихся в рамках форума встречах фольклористы обсуждали, как вывести «область культурной деятельности» из сферы «обслуживания населения», как можно противостоять формированию упрощенного понимания культуры как «формы досуга, индустрии развлечений». И в первую очередь - вернуть сознание того, что мы являемся творцами, созидателями культурных ценностей, а не безликими членами «общества потребления».
Мы забыли, что в народном творчестве выковывались и рождались народная мудрость, национальная мысль, отечественная культура, что, в конце концов, обеспечило самосохранение этноса. Об этом напомнил нам в своей книге «Лад» один из лучших русских писателей Василий Белов: «Всё, что было лишним, или громоздким, или не подходящим здравому смыслу, национальному характеру, климатическим условиям, - всё это отсеивалось временем. А то, чего недоставало в этом всегда стремившемся к совершенству укладе, частью постепенно рождалось в глубинах народной жизни, частью заимствовалось у других народов и довольно быстро утверждалось по всему государству». Таким разумным устроением и сохранялась жизнь крестьянина и в пору мирного труда, и в тяжёлую военную годину. Не пришло ли для нас время взять на вооружение культурный и экономический опыт народной жизни?
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 года сказано: «Сегодня крайне важно развивать национальные культуры народов России, включая поддержку фольклорного творчества». Почему же тогда в детских садах сегодня всё меньше применяются воспитательные методики с элементами фольклора, во многих вузах закрыты специальности, связанные с изучением народного творчества, в провинциях сокращаются ставки хранителей музеев, а иные музеи вовсе закрываются?
Заместитель генерального директора по научной и методической работе Государственного центра русского фольклора кандидат искусствоведения Е.А. Дорохова, выступая в Общественной палате РФ, рассказала о том, что сотрудники Государственного института искусствознания подготовили проект Закона об охране нематериального культурного наследия. Он прошёл четыре слушания на комиссиях Межпарламентской ассамблеи стран СНГ. Во второй половине ноября пройдут итоговые слушания уже на самой ассамблее. Дальше предстоит рассмотрение законопроекта в Государственной думе РФ.
Конвенцию ЮНЕСКО о нематериальном культурном наследии ратифицировали к октябрю 2013 года более 140 стран, в том числе Украина, Беларусь и Казахстан. А Россия отказывается от ратификации под предлогом того, что это будет способствовать разжиганию межнациональной розни.
Е. Дорохова также отметила, что к концу XIX века, когда в состав России вошли народы Кавказа, Сибири, Центральной Азии, царское правительство в первую очередь провело масштабную акцию по изучению культурных традиций этих народов. Таким образом удалось сохранить культурное своеобразие малочисленных народов и избежать межнациональных конфликтов, а российская этнография к началу ХХ века занимала лидирующую позицию во всем мире. Обращение к своей национальной культуре сближало народы и в постсоветское время. Е. Дорохова рассказывает: «Когда мы привезли коллектив русской народной песни в Литву в тяжёлые годы перестройки, на концерт пришли молодые люди в кожанках и цепях. Мы думали, нас убьют. А они после концерта стали кричать: "Москва, браво!"»
О том, что этнические культуры не разделяют, а, наоборот, сближают нации и работают на преодоление межэтнических конфликтов, говорил в своем выступлении и заведующий отделом по работе с фондом фольклорно-этнографических материалов Вологодского областного центра культуры А.В. Кулёв: «По наблюдению экспертов, при внедрении изучения народной культуры в школах на 67% снижается уровень преступлений среди подростков, улучшается их физическое здоровье».
Несмотря на то, что народная традиционная культура давно ушла с экранов телевизоров, из эфира радиопередач, она всё-таки живёт: в разных регионах существуют научные школы в области фольклористики, этнологии, этномузыкологии, искусствоведения, которыми собран богатый научный материал; еще не угасли очаги народных традиций, ещё живы носители народной культуры. Учёные утверждают, что, например, в Европе таких очагов практически не осталось.У нас же есть здоровые силы. И есть с кого брать пример. В Новосибирской области, к примеру, сегодня работает целая сеть патриотических клубов на основе традиционной народной культуры. Руководители клубов обращаются к главе района, заключают с ним договор, и на базе района или области создаётся учебно-методическая площадка, на которой работают представители администрации, работники образования, культуры, молодёжной политики, представители епархии. С 1997 года в Новосибирске действует летний лагерь «Полевой стан», где детей обучают традиционной воинской культуре. Патриотический лагерь финансируется за счёт областного бюджета, и дети принимаются в него бесплатно.
В условиях глобализации и информатизации культурного пространства всего мира существует опасность утраты наших собственных традиций, а значит, и своего особого места среди других народов. Обращение к истокам - к народной традиционной культуре - помимо нашего самоопределения как народа имеет ещё и защитные функции. Как верно выразился руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Захарченко: «Традиционная народная культура - это национальный оберег».________
Фото - http://www.folklore.ru/ и автор
http://rusedin.ru/2013/11/14/poka-narodnaya-tradiciya-eshhyo-zhiva-2/