Мы часто говорим, что нашей Родине необходима национальная идея, вокруг которой смог бы объединиться весь народ. Но возможно ли такое объединение? Ведь даже представления о России у нас зачастую принципиально разные. Живя в Российской Федерации, мы до сих пор не смогли ответить на вопрос: «Что такое Россия?» Без ответа на этот вопрос, бесполезно искать третий путь, вместо него мы вновь рискуем упереться в новый тупик, а точнее не выйдем из старого, в котором сейчас находимся. Чтобы найти дорогу России в будущее, необходимо вернуться в точку отсчёта, в точку от которой мы отклонились на извилистую тропу иллюзий, миражей и тяжёлых испытаний. То есть нам надо вернуться в 1917 г. и понять, что произошло тогда с нашим народом, в какой стране он жил и какую потерял. Без этого духовно-нравственного анализа-покаяния, невозможно дальнейшее развитие России, как одного из ведущих государств мира, несущее людям своё слово, своё понимание целей и смысла жизни.
Россия - это, конечно, не Российская Федерация, не Советский Союз и даже не Российская империя. «Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие престола Господня», - писал святой праведный Иоанн Кронштадтский[1]. В этих словах заключается духовная составляющая России как исторического явления.
Сила и предназначение русского народа заключались в служении Божьей Правде. Именно поэтому Российская империя многие столетия была так притягательна для других народов, именно поэтому под скипетром русского Царя соглашались жить мусульмане, буддисты, иудеи и даже язычники.
В Российской Империи все её народы были равны перед Богом, Царём и законом. Всё это вместе взятое создавало особую Русскую Православную цивилизацию. Понятие «метрополии» в России отсутствовало. Россия никогда не была «колониальной державой» в общепринятом смысле и тем качественно отличалась от западноевропейских империй. У неё никогда не было метрополии как таковой: исторический центр был, а метрополии не было. Российская территориальная экспансия носила главным образом стратегический характер, диктовалась потребностями военной и государственной безопасности.
Однако в феврале 1917 г. русский народ, прежде всего его городская, «образованная» часть, вместо воли Божьей стал руководствоваться своей волей, стремиться не к духовному совершенствованию, а к материальному благополучию, ради которого стали считаться возможными насилия и убийства. Как только русский народ предал Бога, от него отвернулись все остальные народы, которые стали обвинять русских во всех своих бедах. Вместо материального благополучия в России наступило время жуткой нищеты и голода. Здесь снова нельзя не вспомнить слова праведного Иоанна Кронштадтского: «Вы забыли Бога и оставили Его, и Он оставил вас Своим Отеческим Промыслом и отдал вас в руки необузданного дикого произвола»[2]. Как писал русский философ Иван Ильин: «большинство соблазнилось о вере, о Церкви, о родне, о верности, о чести, о совести, пошло за соблазнителями, помогло им замучить, задавить и выбросить за рубеж верных и стойких, а само было порабощено на десятки лет своими соблазнителями»[3].
1917 год - Катастрофа вселенского масштаба, вызванная к жизни не только и не столько «несовершенствами» социальной организации и «отсталостью» бытовых форм и норм. Ведь тогда пало не просто огромное мировое имперское образование, но рухнуло последнее в мировой христианской истории государство-церковь, возникшее под сенью Православия, взлелеянное Церковью Христовой. И когда сень исчезла, то Православная монархия и канула в небытие.
Давно назрела необходимость, прежде чем размышлять на тему, как и почему пала Монархия, прояснить базовый, генеральный вопрос: во имя чего она созидалась и чем она держалась в течение нескольких веков? Идеологические пошлости секулярной историографии о «классовых интересах», о «деспотии», о «жестокостях» об «отсталости» давно превратились в пустопорожние формулы. За последние два десятка лет перед 1917 годом Россия явила такой образец интенсивного экономического развития, продемонстрировала столь бурный расцвет общественных институтов и структур, что объяснять феномен крушения гнётом и отсталостью значит лишь отдавать дань старым идеологическим клише, которые сто лет назад повторяли деятели типа Милюкова, Ленина и иже с ними.
Россия пала совсем не оттого, что плохо развивалась, а скорее оттого, что слишком интенсивно развивалась. К 1914 г. Россия становилась богатым, сытым и процветающим государством. Но, как, ни парадоксально, именно этот материальный рост стал одной из главных причин революционизации общества. Многие не выдерживали испытания богатством или достатком, им хотелось отбросить строгие моральные правила, жить «свободно», пойти по пути, по которому уже двинулись Франция и другие европейские страны. Монархия, с её духовно-нравственным кодексом, накладывающим на весь народ, прежде всего моральные обязательства, первым из которых было беззаветно служить России, в начале ХХ века уже мешала. Личность Государя Николая II вызывала непонимание и раздражение. Для подавляющего большинства русского общества Николай II был тираном, реакционером и консерватором, упорно цепляющимся за власть любой ценой. Личные качества и достоинства Императора Николая II как человека и государственного деятеля никого не интересовали, так как общество изначально видело в нем не реального государя, а лживый миф созданный врагами России, подхваченный интеллигенцией и внедренный в умы простых людей. Этот лживый образ постепенно все больше вытеснял в умах общества реальную личность царя, и к моменту революции большинство уже принимало ложь за истину. Что бы ни делал Николай II, какое бы ни принял решение, оно осуждалось обществом, только в силу того, что это решение исходило от царя, которому изначально отказывали в правильных и мудрых действиях. Осуждение шло как слева, так и справа. При этом и крайне правые, и крайне левые не хотели понимать всю сложность положения, в каком оказалась русская государственность в начале ХХ века.
Катастрофа 1917 г. стала конечным результатом длительного и постепенного отхода русского народа от предназначенной ему Богом задачи. Задача эта формулировалась как духовная идея. «Святая Русь», «Москва - Третий Рим», «Православие, Самодержавие, Народность» - эти определения являлись смыслом существования дореволюционной России. Понятие «Святая Русь» означало духовно-нравственную принадлежность к определённой системе ценностей. В народном восприятии Святая Русь сливалась со Вселенским Православием. Святая Русь есть везде, где есть православная вера[4]. Феномен России как государства заключался в следующем: верность Христу и свидетельство о Нём миру через государство, построенное по принципу Небесного Иерусалима[5].
Генерал М. К. Дитерихс писал: «Народу русскому, в его государственном историческом служении миру, был дан Богом вполне определённый смысл: служить на земле, сначала в своей семье, а затем и для других народов мира, хранителем величайшей идеи бытия, идеи установленной Христом в учении о Святой Троице в Едином Лице, и путём проведения в своей государственной жизни принципов, определяющих это понятие и истину. В основах учения Христа и лежат основные принципы русской государственной власти и начала идеологии исторического национально-религиозного Самодержавного Монархизма»[6].
В этом и заключается вненациональный, религиозный смысл сначала Московского Царства, а затем Российской Империи. Один из идеологов русской консервативной мысли писатель Н. И. Черняев заключал: «На первом месте стояла не национальное, а религиозное сродство: русские люди царского периода нашей истории видели в греке или в валахе столь же близкого себе человека, как в сербе или в болгарине, на паписта же поляка смотрели как на человека совершенно чуждого, не придавая никакого значения его принадлежности славянству».
При первом русском Царе Иоанне Грозном это духовное восприятие приняло форму государственной идеологии: возникла самодержавная царская власть. Святой пастырь Иоанн Кронштадтский провозглашал: «С давних времён Цари и Императоры наши называются самодержавными, и в их Самодержавии и единодержавии, вместе с Православием, заключается мощь, ширь и слава России. Единодержавие есть естественная, разумная и самая полезная для земных царств форма правления, самая надёжная власть, так как она происходит непосредственно от Бога, единого Творца и вседержителя мира».
Понятие «Самодержец» несло в себе в первую очередь духовный, а не политический смысл. Самодержец имел самое тяжкое, самое жёсткое ограничение своей власти - ограничение Верой, ограничение учением Церкви. Это означало полное самоотречение во имя России, абсолютную личную ответственность за всё, что в ней происходило, полную бескорыстность монаршего служения. Русский историк Г. М. Катков писал в эмиграции: «Получилось так, что Самодержавие как институт дает самые благоприятные условия для воспитания личности, совершенно чуждой стяжательству и низким инстинктам»[7].
Русская Самодержавная Монархия - исключительное явление мировой истории. Она не может быть поставлена в один ряд ни с республиканским, ни с тоталитарным, ни с каким-либо иным светским государством. Потому что только между православной монархией и православной Церковью может быть симфония властей. Республиканская и тем более тоталитарная формы правления, не стремятся к духовному развитию человека в христианском понимании этого слова и не пекутся о спасении его души. В лучшем случае такие режимы относятся к этим вопросам нейтрально (отделение церкви от государства, толерантность), а в худшем - крайне враждебно (тоталитарная диктатура).
Самодержавие не могло существовать отдельно от Церкви, с которой оно составляло единую духовно-государственную систему. Эту систему не сломали ни раскол XVII века, ни синодальный период.
Когда благочестивый Царь восседал на троне, то уже одним фактом своего благочестия он утверждал и увеличивал меру Добра и Правды на земле. Несмотря на все сложные драматические процессы, происходившие с Россией, несмотря на всё более проявлявшиеся признаки отступления элиты и части народа от Веры Православной, Святая Русь продолжала животворить вплоть до рокового марта 1917 г. Император Николай II, посещавший в госпиталях и больницах тяжело раненых, Императрица Александра Феодоровна и Царские Дочери, принимавшие участие в хирургических операциях, есть прямое продолжение жертвенного благочестия первых Царей Дома Романовых.
Православная Империя только тогда соответствует своему историческому предназначению, когда эталоном земной деятельности признаётся Божественное Предначертание. Так было в Империи Константина Великого (Византии), многие императоры которой были причислены к лику святых. Так было и в России, где первый правитель - равноапостольный Великий Князь Киевский Владимир Святославович и последний Царь-Мученик Николай II Александрович - чествуются православным миром в ранге угодников Божиих.
Николай II предпочёл заточение и мученическую смерть, и даже гибель своей семьи, участию в братоубийственной войне и беззаконии. Царь, вслед за Спасителем, Которого нечистый дух соблазнял поклониться ему, обещая все блага мира, отвечал сатане: «Изыди от Мене сатано: писано бо есть: Господу Богу твоему поклонишися и тому единому послужиши» (Мф. Гл.4-9). 2 марта 1917 г. в занесённым пургой Пскове не Государь Николай Александрович отрёкся от престола - большая часть России не захотела иметь Царя. Николай II лишь склонился перед Волей Божьей, в точности как это сделал пророк Самуил, когда народ больше не захотел видеть его судьёй: «И сказал Господь пророку Самуилу: послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе, ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними» (1 Цар. 8:7-18)
Святитель Николай Сербский писал в 1932 г.: «Если бы русский Царь Николай II стремился к царству земному, царству мелких личных расчётов, себялюбия, он и по сей день сидел бы на престоле в Петрограде. Но он выбрал Небесное Царство, царство жертвы во имя Господне, царство евангельской духовности, за что и сложил свою голову, за что сложили головы его чада и миллионы подданных»[8].
Русский Царь - Богом поставленный носитель земной власти, действием которого до времени сдерживается сила зла[9]. Понимание этого служения Царя было почти полностью утрачено в русской правящей элите. Немного было её представителей, кто бы в большей или меньшей степени не одобрял свержение монархии: генералы спешили снять с себя царские вензеля и надеть красные банты, поэты, писатели - скорее воспеть новую «свободную» власть «свободной» России, крестьянство - предвкушало передел земли, рабочие - ждали передачи им в управление заводов и фабрик.
Безусловно, что в феврале-октябре 1917 г. - 17 июля 1918 г. тысячелетняя православная цивилизация под именем Россия была убита и прекратила своё существование. Воскрешение России, если оно только состоится, станет не результатом нового гражданского противостояния или приходом к власти очередного «вождя», который «спасёт» страну и восстановит её величие. Воскресение России может стать только Чудом Божьим. Как Господь мог в один миг воскресить четырёхдневного мертвеца Лазаря, так Он может в один миг воскресить Россию. Но для этого должно быть выполнено только одно условие: мы обязаны стать достойны этого Чуда. Не сидеть и ждать, когда оно состоится, а стремиться своей жизнью, своими поступками вернуться на путь Веры и Любви. Святая Русь не ушла в небытие. Известно, что у Бога нет мёртвых, но все живы. Достаточно приехать в Троице-Сергиевскую лавру или Оптину пустынь, чтобы понять - Святая Русь - здесь, она рядом с нами. Она живёт в каждом из нас, когда мы следуем или стараемся следовать её идеалам, а не законам лукавого века сего.
Возвращение в Россию, в Святую Русь невозможно без обретения её внутри себя, в своей душе. Именно в наших душах, прежде всего, идёт борьба Святой Руси с окаянной нерусью. Под какие бы одежды не рядилась окаянная нерусь, она должна быть решительно и бесповоротно отвергнута нами. Между тем, до сих пор мы сталкиваемся с попытками скрестить «ежа и ужа» (то есть ленинизм-сталинизм с православием и русской традиционной государственностью). Люди, называющие себя православными, всерьёз задумываются как « соединить Ивана Ильина и Иосифа Сталина»? Да, никак!
В 1917, а затем и в 1991 гг., мы Россию предали, отдав на растерзание извергам и проходимцам, и продолжаем, к сожалению, зачастую предавать и сегодня, своим малодушием, праздностью, чужебесием, в этом виновата не она, наша Матушка-Русь, а мы, её плохие дети. Какой будет Россия, зависит только от нас: осознаем, что нет у нас иного пути кроме родного Православия, родной истории, родной литературы, родного языка - выживем. Если будем по-прежнему пытаться соединить Бога с дьяволом, будем слушать бесноватых доморощенных фюреров, крайне левых, крайне правых, крайне либеральных, будем соглашаться с тем, что «Россия имеет право на красный эксперимент», а «Сталин был эффективный менеджер», будем равнодушно взирать, как в наших храмах кощунствуют над нашей верой, когда прилюдно на всю страну оскорбляют нашего Патриарха - неминуемо сгинем и на этот раз навсегда.
Но есть надежда, что этого всё-таки не случится. Ещё в начале ХХ века святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Если соберём волю каждого в одну волю - выстоим! Если соберем совесть каждого, в одну совесть - выстоим! Если соберем любовь к России каждого в одну любовь - выстоим»!
[1] Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Избранные сочинения. Проповеди. Материалы. - М.: Издание Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2011.
[2] Новые грозные слова отца Иоанна Кронштадтского «О Страшном поистине Суде Божьем, грядущем приближающемся» 1906-1907 года. - М., 1993. С. 27
[3] Ильин И. О русском национализме. - М.: Фонд Российской культуры, 2007. С. 7-8
[4]Дмитриев М. В. Конфессиональный фактор в формировании представлений о «русском» в культуре Московской Руси // Религиозные и этнические традиции в формировании национальных идентичностей в Европе. Средние века - Новое время. - М.: Индрик, 2008. С. 218-24
[5] Мультатули П. В., Решетников Л. П. Россия встань и возвышайся!// Проблемы национальной стратегии. № 2 (11), 2012.
[6] Дитерихс М. К. Заветы монархическому движению. // Генерал Дитерихс. Военно-историческая серия «Белые воины». - М.: Посев, 2004. С. 549
[7] Катков Г. М. Февральская революция.YMCA-PRESS, Париж 1984. С. 350.
[8] Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле. - М, 2001. С. 111.
[9] (Зайцев) Константин, архимандрит. Указ. Соч.
http://riss.ru/analitika/2302#.UoMiP-JjFaV