Почему я записалась в воскресную школу

Мне 23 года, двенадцать из них я - прихожанка православного храма. Но только недавно я случайно узнала, что десять заповедей были даны Богом ветхозаветному пророку Моисею, а не изречены Иисусом Христом во время Нагорной проповеди. Оказалось, что я не совсем верно понимаю смысл слов из утренних и вечерних молитв - точнее, и вовсе их не понимаю... Двенадцать лет я - прихожанка храма. Исповедуюсь, приобщаюсь Святых Христовых Таин, езжу в паломнические поездки и гордо называю себя православной - но, оказывается, очень мало знаю о своей вере.

Думаю, со стороны это мое невежество мало проявляется, ведь мы, православные, обычно не спешим разговаривать о социальной концепции Русской Православной Церкви или обсуждать, к примеру, жития святых. Куда интереснее не обсуждать, а осуждать... «Вот Катька совсем фарисейкой стала, как лицемерно всем улыбается, а как за ворота церковные - так злюка злюкой. А Ванёк вообще никогда в жизни не молился на службе! Отоспится, придет к 9, так еще и болтает со всеми подряд даже во время Херувимской! А бабки церковные то завоют истошно что-нибудь в ухо, то нелепыми замечаниями начнут одаривать!». Примерно такие или похожие мысли часто крутятся у меня в голове... Но после того, как мне поручили написать статью о воскресных школах для взрослых и ради эксперимента я записалась в одну из них, мне стало не до Катьки и церковных бабушек - ведь чем больше узнаешь о богослужении, тем легче за ним молиться.

Но каково же было мое удивление, когда от сотрудников епархиального отдела религиозного образования и катехизации я узнала, что воскресные школы для взрослых - направление в Церкви на данный момент вовсе не приоритетное. Это понятно, нет спроса - нет и предложения. Кажется: куда взрослым за парты ученические садиться - у них и так забот полон рот. Слава Богу, с детками занимаются в приходской школе: Закон Божий, церковнославянский язык, православная иконография, духовное пение. Хотя... Может, на приходах-то все по-другому? Может, все-таки воскресные школы для взрослых необходимы?

Первым человеком, с кем мы обсудили эту тему, стала директор детской воскресной школы храма во имя святых царственных страстотерпцев при СГУ Оксана Гаркавенко, где существует и воскресная школа для взрослых.

- Оксана Владимировна, кто преподает у вас в воскресной школе?

- Настоятель храма - священник Кирилл Краснощеков. Занятия проходят еженедельно, после богослужения. Наша воскресная школа для взрослых находится в библиотеке VI корпуса СГУ, в здании, где некогда был университетский храм. После переезда в строящуюся церковь народа на занятиях стало меньше - очевидно, это связано с тем, что храм сейчас в одном месте, а воскресная школа - в другом.

Как правило, во время лекций отца Кирилла некуда яблоку было упасть: в ход шли не только стулья библиотеки, но и храмовые скамеечки, и даже - стулья из детской воскресной школы. Контингент приходящих в воскресную школу взрослых людей самый разнообразный: преподаватели и студенты СГУ, педагоги школ. Вот, например, есть у нас на приходе супружеская пара - директор школы и учительница. Супруг сравнительно недавно начал воцерковляться, но несмотря ни на что, каждое воскресенье приезжает с 3-го жилучастка на занятия в школу.

Вообще, воскресная школа для взрослых нужна в наше время. Часто сталкиваешься с такой ситуацией: видишь на занятиях молодые лица, которые в храм заходят редко. А через какое-то время они становятся прихожанами нашей общины. Так для многих воскресная школа становится дорогой в храм.

- В скором времени будет выпущен единый учебно-методический комплекс для детских воскресных школ. Как Вы считаете, нужен ли подобный стандарт для взрослых воскресных школ?

- Мне недавно довелось побывать в глубинке и посетить занятие во взрослой воскресной школе сельского храма. Там собираются бабушки за чашкой чая, которые задают священнику самые наивные вопросы, к примеру: разве Евангелие написано не на церковнославянском языке? В нашей же воскресной школе, где все люди в основном с высшим образованием, вопросы - совершенно иные. Поэтому стандарты здесь вряд ли уместны.

Получается, воскресные школы для взрослых все же востребованы. Но какими они должны быть - в идеале? Прихожанка отдаленного храма Покровской епархии Ксения поделилась своими мыслями:

- Хотелось бы, чтобы воскресную школу вел человек грамотный, интересно рассказывающий. Хотелось бы получать четкие ответы на свои вопросы. В нашей же воскресной школе такого нет. Там собираются бабушки: поговорить, почаевничать. Жалко тратить время, у нас и так его мало. Думаю, если бы занятия вел у нас священник, то они были бы очень востребованы. Ведь, по сути, наше поколение, поколение рожденных в 60-70 годах, - потерянное. Мы - дети атеистов. Наверное, если бы я училась, то намного больше могла бы дать своим детям - ведь впервые за долгое время Православие в нашей стране переживает свой расцвет...

А вот что сказал мне священник Алексий Петровский, который по совместительству является еще и преподавателем храма во имя святого равноапостольного князя Владимира:

- Занятия в нашей школе проходят по субботам, так как в воскресенье помещение занято детской воскресной школой. Честно скажу, посещают занятия немногие. Во-первых, субботний день, а во-вторых, люди просто не хотят... трудиться. К примеру, мы прошли какую-то тему, а на следующее занятие я прошу всех повторить пройденное: это не нравится. А вообще, ситуации разные бывают, на каком-то приходе надо лет пять поработать, чтобы общину образовать, а на другом и десяти не хватит.

Кстати, в притворе Владимирского храма спросила молодую девушку о воскресной школе для взрослых. «Здесь не знаю, есть или нет, а вот в Покровском храме точно есть. Вы туда сходите», - ответила мне она. Ну что ж, туда и пойдем. Кстати, уже во второй раз. Около полутора лет назад я недолго посещала занятия под руководством диакона Кирилла Петровича (ныне иерея, директора воскресной школы). Встречи эти я вспоминаю до сих пор и очень благодарна батюшке за его самоотверженность в деле просвещения... А передо мной - миловидная девушка Светлана, прихожанка храма и социальный работник, ученица воскресной школы для взрослых:

- Светлана, почему Вы решили посещать воскресную школу?

- Решение посещать воскресную школу пришло внезапно, наверное, даже не вполне осознанным было. Однажды мы с моей знакомой увидели в притворе Покровского храма объявление о приеме в воскресную школу для взрослых. Возникло желание записаться, но оно было таким глубоким, что если бы не настойчивость моей знакомой, то я вряд ли бы решилась. Мы пошли вместе. Поначалу было тяжело - поток новой информации захлестывал, но вместе с этим приходила радость. Радость от того, что ты больше узнаешь о Боге. При этом ты это делаешь не с кашей в голове, самостоятельно изучая духовную литературу, а учась с помощью батюшек-преподавателей. К тому же, воскресная школа - это еще и близкие тебе люди, братья и сестры во Христе. И не важно, какая между вами разница в возрасте. Это как одна большая семья, с которой я учусь уже четвертый год.

...Мне 23 года, двенадцать из них я - прихожанка православного храма. И за все эти годы я очень мало трудилась для того, чтобы больше узнать о своей вере. Я даже не смогу ответить на те самые примитивные вопросы бабушек из деревни, о которых рассказала мне Оксана Гаркавенко... Бытует мнение, что у людей, живущих в селах, - именно у тех, кто и книжек ученых в глаза не видел, и Писания Священного не читал - вера крепче. Однако кто из нас, ничего не знающих о Православии, может о себе так сказать? Перед горожанами и уже даже многими сельчанами открыты двери храмовой библиотеки и воскресной школы. Может, уже пора потрудиться и открыть эти двери?

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» №20 (496)

Ксения Георгиева

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-11-11-23-46-03-pochemu
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Оксана Гаркавенко:
Все статьи автора
Ксения Георгиева:
Все статьи автора
Последние комментарии
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от София7
05.12.2019
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от казак.бел
09.12.2019
Убогая кураевская методология
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Новый комментарий от Ортодоксос
07.12.2019
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019
«Я убит подо Ржевом…»
Новый комментарий от Русский Сталинист
08.12.2019