Трудные пути российского патриотизма

Часть 3. Патриотизм народа и элиты

0
428
Время на чтение 22 минут

Часть 1. Часть 2.

Патриотизм элиты: национализация или полная смена?

Относительно элиты есть разные мнения. Одни утверждают, что существующая элита безнадежно неисправима, весь предыдущий период показал ее безответственность по отношению к судьбам страны, к народу, ее голый безудержный эгоизм и эгоцентризм, неспособность защищать интересы государства, а не только свои собственные. По сути это псевдоэлита, и ее надлежит заменить на настоящую, которую еще предстоит вырастить и воспитать. А настоящая элита - это то самое служивое сословие, на котором во все времена держалось российское государство и сама государственность.

Как пишет экономист Михаил Хазин, восстанавливается служивое сословие во все времена и во всех странах одинаково: «Берется группа людей, не входящая в действующую элиту, воспитывается в правильном духе и расставляется по местам». Дальше начинается противоборство между старой и новой элитными группами, в котором высшая власть должна поддержать новичков и принципиально выдержать ту линию, в рамках которой их воспитывали (отказ от тотального воровства, служение интересам государства и т.д.). При этом высшая политическая власть должна доказать серьезность своих намерений: отстранять и наказывать коррупционеров, не считаясь с чинами, родством и связями, а не «спускать всё на тормозах», как сейчас происходит с делом Сердюкова. Новым кадрам, пришедшим во властные структуры, еще можно привить ответственность за государственные интересы и бюджетные деньги. А «попытки перевоспитать нынешнюю элиту ни к чему не приведут: у нее уже и так всё есть, а вот ответственности нет», - замечает Хазин[1], и с ним трудно не согласиться. Заметим, что в ХХ веке во Франции генерал Шарль де Голль назначил госчиновниками несколько тысяч выпускников военных училищ, в Италии Римско-католическая церковь воспитала будущих мэров для сотен городов Сицилии, чем в значительной степени ограничила (если и не победила) коррупцию... Так что не мы первые.

Другие мыслят не столь радикально. Они считают, что «процесс пошел»: идет постепенная «национализация элиты» путем замыкания на Россию их ресурсов, возвращения на родину семей и прочее, для чего принимаются соответствующие законы. К элите теперь начинают предъявляться требования морально-социальной ответственности. Даются стимулы для профессионализации политического класса. Прогнозируется понижение значимости лиц «двойной лояльности» (к России и Западу). Это попытка повысить эффективность элиты за счет ставки на ее компетентность и большую адекватность, на приход новых людей. Причем обновление элиты идет двумя путями: за счет кадровых перестановок и изменения модели ее поведения. Ожидается, что тем самым политический класс станет эффективнее и патриотичнее (в свое время самой патриотичной элитой была земельная аристократия, которая вместе с родиной теряла свои уделы, а с ними и всё остальное - богатство, власть, статус...).

Однако для всех очевидно, что денационализированный правящий класс России превращаться в национальную элиту по большей части не желает и предпочитает уходить с государственных постов (покидать Госдуму, Cовет Федерации и т.п.), чем лишаться собственности и активов за рубежом. В связи с этим даже родился абсурдный по смыслу, но хлесткий термин: «принуждение к патриотизму». Впрочем, декан факультета социологии и политологии Финансового университета при Правительстве РФ Александр Шатилов считает, что «в мире гедонистических ценностей, в котором мы живем, добиться идеалистического патриотизма от элиты, которая привыкла мыслить прагматично, вряд ли возможно». Поэтому власти следует продвигать идею «эгоистического патриотизма». Это означает, что представителям элиты, как школьникам, надо объяснять, что «ухудшение политической и экономической ситуации в России принесет ущерб их интересам и не лучшим образом отразится на их капиталах и статусе»[2]. Кипрский кризис как нельзя более кстати показал, что стопроцентной гарантии сохранности состояний российской элиты Запад тоже дать не может. Может, такие гарантии им на Родине поискать? Создать условия? Заняться наконец собственной страной, а не только собственной мошной?..

Александр Людвигович фон Штиглиц. Александр Людвигович фон Штиглиц.

В качестве утешения и вразумления не понимающей своей прагматической выгоды и пока еще недостаточно патриотичной элиты можно привести пример барона Александра Людвиговича фон Штиглица (Stieglitz) (1814-1884). Династия Штиглицев, банкиров и предпринимателей, происходила из немецких евреев. Первые представители этого семейства приехали в Россию из Арольсена (княжество Вальдек, Германия) в конце XVIII века и весьма преуспели в делах на казенных подрядах и откупах. Братья Николай и Людвиг Штиглицы сделали состояние во второй половине 1800-х годов во время «континентальной блокады Англии», а также на поставках продовольствия в русскую армию в Отечественную войну 1812 года. В том же году Людвиг перешел в лютеранство (своеобразный компромисс между своим природным иудаизмом и российским Православием). Унаследовав в дополнение к своим богатствам состояние брата, Людвиг основал банкирский дом «Штиглиц и К°» и как ведущий российский финансист был удостоен официального звания «придворный банкир». Его сын Александр Штиглиц окончил Дерптский университет (Тарту) и в 1840 году поступил на государственную службу в Министерство финансов, а 1843 году после смерти отца вступил во владение его состоянием и занял должность придворного банкира.

Деятельность Александра Штиглица пришлась на царствование двух российских императоров: Николая I (1825-1855) и Александра II (1855-1881). В середине XIX века Александр Штиглиц фактически монополизировал в России банковское дело, Петербургскую биржу, экспортно-импортную торговлю, получение государственных иностранных займов и многое другое, благодаря чему занял настолько исключительное положение в финансовой и деловой жизни страны, что его можно сравнить только с современными олигархами. Достаточно сказать, что при его участии (и не без выгоды для него) были заключены все внешние займы до, во время и после Крымской войны (1853-1856). Занимался он и предпринимательской деятельностью: им были основаны в Нарве суконная и льнопрядильная фабрики (Товарищество Нарвской суконной мануфактуры и Товарищество Нарвской льнопрядильной мануфактуры), он владел Екатерингофской бумагопрядильней, в 1854-1857 годы построил на собственные средства Петергофскую железную дорогу с ветвью в Красное Село и из Гатчины в Лугу (Балтийскую железную дорогу). Однако потом времена поменялись, и в 1860 году Штиглиц ликвидировал все свои частные банкирские дела, ушел с должности председателя Биржевого комитета и царским указом был назначен управляющим только что учрежденного Государственного банка Российской империи. Но в 1867 году ушел и оттуда, посвятив остаток жизни и значительную часть своего огромного состояния делам благотворительности. Он жертвовал значительные суммы на содержание учебных заведений, лечебных учреждений, детских приютов. В своей усадьбе в качестве фамильной усыпальницы и для нужд 1800 рабочих своих фабрик Штиглиц построил православный храм во имя Святой Троицы. Создал на свои средства Центральное училище технического рисования для будущих мастеров прикладного искусства, пожертвовав для него миллион рублей. В последний год своей жизни (1884) он выделил 5 млн. рублей на создание при училище художественного музея. И, наконец, самое главное, удивительное и поучительное - ради чего здесь и говорится о бароне Штиглице. Будучи человеком вполне независимым, Александр Людвигович, тем не менее, размещал всё свое огромное состояние исключительно в русских фондах, а на скептическое замечание о неосторожности подобного доверия к русским финансам ответил: «Отец мой и я нажили всё состояние в России; если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней вместе всё свое состояние». Имея даже не одну, а две исторические родины, Александр Штиглиц, тем не менее, был патриотом России! Не в пример большинству наших «успешных сограждан» с активами исключительно в зарубежных банках.

Художественно-промышленная Академия. Художественно-промышленная Академия.

«Эгоистический патриотизм» можно сравнить разве что с браком по расчету: заставить любить нельзя, но убедить (или принудить) жить вместе можно. Правда, в связи с нашумевшими делами о двойном гражданстве некоторых российских сенаторов и иных высокопоставленных лиц встает вопрос об их как бы «двойном патриотизме». Как его понимать? Если с Родиной их связывают не сыновние, а брачные узы, то одна родина им постылая жена, с которой их связывает лишь «общее хозяйство», а с другой - «любовницей» - искренние чувства? Тогда «по матери» можно уехать на историческую родину, а «по жене» иметь бизнес в России. До поры до времени...

Думается всё же, что «национализация элиты» должна быть процессом формирования правящего класса, ориентированного на государственные интересы России. А если это невозможно, то придется вернуться к первому варианту.

Еще весной этого года председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин сказал: «Нашей элите нужно внимательно присмотреться к знакам времени и подумать, не настает ли пора измениться, восстановив свою связь с народом и дав ему почувствовать свою полезность». При этом «начать максимально работать на свой народ - значит хотя бы частично компенсировать свое к нему пренебрежение в недавнем прошлом».

Патриотизм народа

Что же касается патриотизма народа, то тут проблема по-своему даже сложнее и многограннее. Причины тому: распад прежней ценностной системы, многолетняя негативная идеологическая обработка населения посредством либеральных СМИ и массовой культуры, шельмование и очернение российской армии, полиэтничный состав населения России, массовый наплыв инокультурных, иноязычных и иноверных мигрантов в области традиционного проживания русского народа, повсеместное выдавливание его из национальных республик и переход всех командных высот к титульным этносам даже там, где они составляют меньшинство и т.п. Так что ситуация с патриотическим воспитанием в России непростая.

Прежняя гражданская нация «советский народ» распалась вместе с СССР. «Парад суверенитетов», начавшийся в 1991 году на территории Российской Федерации и не закончившийся и ныне, также не способствует ее формированию. Разрушение общего «культурного тела» на территории страны, деградация системы образования, особенно преподавания русского языка и литературы в национальных республиках, формирование местных образовательных стандартов и местной культурной политики, порой открыто проповедующих сепаратизм, и многое другое - всё это затрудняет создание в обозримом будущем прочной гражданской нации в России. Для этого потребуются десятки, если не сотня лет. Такого запаса времени у России нет.

«Горельчане». Фотохудожник И.И. Жук «Горельчане». Фотохудожник И.И. Жук

Поэтому в первую очередь власть должна обратить внимание на самый многочисленный и государствообразующий народ России - русский, который, наряду с русским языком и литературой, по выражению В.В. Путина, «скрепляет» нашу страну (по переписи 2010 года русские составляют 80% населения). Для того чтобы скреплять все ее части, он должен в них присутствовать, причем не в качестве статистов, а быть в числе местных элит, как это было в России до 1917 (губернаторы и т.п.) и до 1991 года (вторые секретари горкомов, республиканских ЦК партии, заместители директоров и т.п.). Русский народ должен наконец перейти на легальное положение с нынешнего «нелегального», когда о нем вспоминают раз или два в году по случаю президентских выборов или Президентского Послания к ФС. Русский народ должен перестать жить «не чуя под собою страны», отнятой у него либеральной революцией и поделенной между этническими элитами в национальных республиках и этническими землячествами в исконно русских городах и весях. Сейчас же в России большинство (то есть русские) обладает самыми урезанными реальными (а не номинальными) правами и возможностями в сравнении с меньшинством (малыми народностями России).

Именно потому, что русский народ всегда нес основное тягло российской государственности (например, до середины XIX века русская армия была русской не только по названию, но и по составу: все нижние чины (солдаты) были рекрутами преимущественно из русских деревень), в силу его «вселенскости», способности и готовности жить в мире со всеми соседями, принимать к себе другие народности, у него не выработалось навыков организации жизни в замкнутых этнических группах (диаспорах, землячествах) и он нуждается в особенной заботе государства, которое должно быть в этом смысле в первую очередь русским.

Речь идет о всемерной государственной поддержке возобновления национально-культурной идентичности русского народа, укрепления его самосознания. Русские должны осознать, в чем заключается их «русскость», чем они на самом деле отличаются от американцев, поляков, финнов, чеченцев, дагестанцев, татар и т.д. Это первейшая и насущнейшая задача госполитики патриотического воспитания. Только осознав себя великим народом с великой историей и культурой, усвоив традиционные духовные ценности своего народа, русские подростки перестанут вступать в банды скинхедов, чтобы бить «инородцев» и в этом насильственном и деструктивном противостоянии «обретать себя» и свою русскость.

«Лизавета». Фотохудожник И.И. Жук «Лизавета». Фотохудожник И.И. Жук

Как пишет философ А.С. Панарин, в коммуникации должны участвовать личности, сохраняющие культурную идентичность, выполняющие - осознанно или неосознанно - представительские функции, касающиеся их социальных групп. Только в этом случае процедура контакта сопровождается конструктивными усилиями, которые в случае успеха ведут к

установлению межкультурного консенсуса - «постепенной выработке общепризнанных культурных универсалий, следование которым не сопровождается ни нигилистическим отщепенством, ни комплексами предательства и вины». Тогда «в поле межкультурного дискурса попадает всё богатство национального культурного содержания, стоящего за каждым из контактирующих». Их сопребывание в одном социуме «представляет собой культурно

насыщенную, социально и морально упорядоченную среду, в чем-то содержательно превосходящую прежние изолированные национальные среды». В противном случае мы будем иметь коммуникабельность глобальных маргиналов, абстрагированных от национального культурного содержания. Их искусственное объединение в одно общество создаст «асоциальную среду, в которой могут формироваться самые непредсказуемые типы поведения и вызревать самые опасные решения»[3].

Пока российская власть будет искусственно замалчивать существование в России русского народа, уклоняться от восстановления его законных прав и лишь изредка декларативно вспоминать о нем (при этом всячески подчеркивая, что «вообще-то у нас народов много»), до тех пор будет оставаться питательная почва для экстремизма и ксенофобии. Это мировой опыт, с которым нельзя не считаться.

Благодаря процессам глобализации и массовой миграции весь мир уже убедился, что попытка заставить людей забыть свою культуру и превратить их в безродных космополитов не удалась и дала обратный эффект - рост национализма. В США давно перестал работать «плавильный котел» народов - все иммигранты помнят и знают свое происхождение, свою «материнскую культуру». В Европе провалились программы мультикультурности: турки в Германии, мигранты-мусульмане в Британии или Франции не становятся по культуре, менталитету, психологии, религии немцами, англичанами или французами даже в третьем поколении. Напротив, в борьбе за свою культурную идентичность они требуют узаконения шариата в мусульманских кварталах европейских городов, вступают в экстремистские группировки, которые не только посылают их на «священную войну» в далекий Афганистан, но и направляют на «путь джихада» против родной им (по месту рождения) европейской страны (Британии, Франции, Германии). Вот почему в европейских странах набирают силу «националистические партии» их титульных народов, напуганных наплывом мигрантов.

Поэтому только подлинное и всеобъемлющее возрождение русского народа, который запредыдущие века создал великое государство на просторах Евразии, собрал вместе и сохранил сотни народов и народностей, возрождение его силы, мощи, национального характера, подлинной русской культуры сможет со временем мирно сформировать общегражданскую нацию россиян, каждый из которых будет иметь свое неповторимое культурное и этническое лицо. Еще сто лет назад философ Лев Александрович Тихомиров писал: «Никогда, никакими благодеяниями подчиненным народностям, никакими средствами культурного единения, как бы они ни были искусно развиваемы, - нельзя обеспечить единства государства, если ослабевает сила основного племени. Поддержание его должно составлять главный предметзаботливости разумной политики... Общественный и национальный деятель, забывающий первенствующее значение национальной силы, способной заставить осуществить его планы, - в политическом деле способен лишь вести государство к разрушению. Без силы - нет ни политики, ни культуры, потому что нет и самой жизни. Но, обеспечив себя со стороны силы, то есть поддерживая мощь основного племени, политика затем должна развивать все средства культурного единения всех народностей государства» (курсив наш. - В.Н.).

Только восстановив в правах русский народ, власть сможет снова, как и в прежние трудные моменты русской истории, опереться на русский патриотизм. Он станет основой общегосударственного, общегражданского патриотизма, и к нему смогут присоединиться все, кто хотят жить и трудиться в России.

В настоящее время присоединяться НЕ К ЧЕМУ. Приехавший из горного аула в Москву (Петербург, Новгород...) дагестанец или мигрант из Средней Азии оказывается в «патриотическом вакууме». Они знают и любят свою малую родину, но собственно в России они чувствуют себя чужими - по языку, культуре, обычаям... Они, возможно, готовы составить гражданскую нацию с русским народом, стать патриотами великой Родины, как это было в царской, а потом и в советской России, но для этого нужна основа: этническая, культурная, идеологическая. У страны должно быть сильное культурное и этническое тело, которое может составить только русский народ. Для этого он должен чувствовать себя и реально быть хозяином в своем Отечестве, а не ущербным гражданином аморфной «либеральной родины», захваченной «понаехавшими инородцами», которые часто ведут себя не как приличные гости, а как наглые оккупанты в чужой стране. Отметим, что инокультурные этнические диаспоры и землячества в исконно русских областях, экономически усиливаясь и культурно обособляясь, породят очередные «местные патриотизмы», которые, объединившись с «патриотизмом» национальных образований[4], в перспективе разорвут страну на куски.

«Дядя Алик с сыновьями». Фотохудожник И.И.Жук. «Дядя Алик с сыновьями». Фотохудожник И.И.Жук.   Вспомним Ф.М. Достоевского, сказавшего: «Если общечеловечность есть идея национальная русская, то, прежде всего, надо каждому стать русским, то есть самим собой, и тогда с первого шагу всё изменится. Стать русским значит перестать презирать народ свой»[5]. В первую очередь эти слова должны услышать в наших властных структурах, если люди, там пребывающие, хотят, во-первых, быть русскими, а во-вторых, укреплять, а не разрушать российское государство.

Поэтому в России необходимо в корне перестроить всю информационную и культурную политику, систему образования и для начала хотя бы вернуть в российский паспорт графу «национальность», столь ненавистную нашим «безродным» либерал-патриотам с запасной родиной в паспорте.

Духовная сущность патриотизма

Русский философ и великий патриот России, насильственно высланный из нее в 1922 году, И.А. Ильин (немец по матери, кстати) писал: «Можно принудительно и формально причислить человека... к какому-нибудь государству... Но заставить человека любить какую-нибудь "страну" как свою родину или быть националистом чужой ему нации - невозможно. Любовь возникает сама, а если она сама не возникает, то ее не будет... Она есть дело его духовной свободы, добровольного, духовного самоопределения»[6].   


Ильин считал, что истинный патриотизм не есть лишь привычка к определенным местности, обычаям, языку и культуре. «Патриотизм как состояние радостной любви и вдохновенного творчества есть состояние духовное»[7]. «Иметь родину значит любить ее, но не тою любовью, которая знает о негодности своего предмета и потому, не веря в свою правоту и в себя, стыдится и себя, и его... Патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное; которая живым опытом (может быть, вполне "иррациональным") испытала объективное и безусловное достоинство этого священного - и узнала его в святынях своего народа»[8].

Приведенные выше примеры только подтверждают слова философа. Независимо от того, знают ли мысли Ильина наши либералы или нет, действуют они в соответствии с ними, но в прямо противоположном направлении: либеральная пропаганда, которая делается очевидными ненавистниками России и, к сожалению, господствует в нашем информационном пространстве, вытравливает в душах людей всё действительно высокое и священное, яростно нападает на Русскую Церковь, стараясь превратить народ в бездуховную толпу с одними лишь животными инстинктами.

А ведь истинный патриот, пишет Ильин, не приносит себя в жертву корыстным интересам бедной или роскошествующей черни, то есть жадной, бездуховной, противогосударственной массы, не знающей родины или забывающей ее. «Он сливает свой инстинкт и свой дух с инстинктом и с духом своего народа; и духовности своего народа он служит жизнью и смертью» (выделено нами. - В.Н.)[9]. Люди соединяются в единую нацию и создают единую родину в силу подобия их духовного уклада, а этот духовный уклад вырабатывается исторически из эмпирической данности - внутренней (раса, кровь, темперамент, душевные способности и неспособности) и внешней (природа, климат, соседи). Вся эта эмпирическая данность, полученная народом от Бога и от истории, должна быть проработана духом, причем она и со своей стороны формирует дух народа. «В результате возникает единый национально-духовный уклад, который и связует людей в патриотическое единство»[10].

Старец Илий. Фотохудожник И.И.Жук. Старец Илий. Фотохудожник И.И.Жук.

Духовный уклад русского народа и многих других христианских народов России сформировался в Православии, в Русской Православной Церкви. А как пишет Ильин, «нет более глубокого единения, как в одинаковом созерцании единого Бога, но истинный патриотизм и приближается к такому единению. Это не значит, что все сыны единой родины должны быть одного религиозного исповедания и принадлежать к единой Церкви. Однако патриотическое единение будет несомненно более тесным, интимным и прочным там, где народ связан не только единой территорией и климатом, не только государственной властью и законами, не только хозяйством и бытом, но и духовной однородностью, которая доходит до единства религиозного исповедания и до принадлежности единой и единственной Церкви. Патриотическое единение есть разновидность духовного единения, а поклонение Богу есть одно из самых глубоких и сильных проявлений человеческого духа»[11].

Здесь мы возвращаемся к тому, с чего начали эту статью, - к религиозной основе патриотизма, которую еще с языческих времен культивировали все народы (в том числе и восточные славяне). Но если в язычестве каждый народ в определенной степени обожествляет сам себя, то христианский народ выступает в качестве служителя Божия. Ильин пишет, что если в религиозной общине люди любят Бога и верят в Него, то «в патриотическом единении люди любят свой народ в его духовном своеобразии и верят в духовную силу и в духовное творчество своего народа. Народ - не Бог, и возносить его на уровень Бога - слепо и грешно. Но народ, создавший свою родину, есть носитель и служитель Божиего дела на земле, как бы сосуд и орган божественного начала»[12]. И в этом Ильин видит верность пред Богом и религиозную священность идеи родины и чувства патриотизма, а потому и их правоту перед всем человечеством[13].

«Каждому народу дается от природы и от Духа Божия, - пишет Ильин. - Каждый народ призван принять и природу, и Дух и Духом одухотворять и себя, и природу». Иными словами, «каждый народ призван к тому, чтобы принять свою природу и историческую "данность" и духовно проработать ее, одолеть ее, одухотворить ее по-своему... Это его неотъемлемое, естественное, священное право и в то же время это его историческая, общечеловеческая и, что самое главное, - религиозная обязанность. Он не имеет духовного права - отказаться от этой обязанности и от этого призвания. А раз отказавшись, он духовно разложится и погибнет; он исторически сойдет с лица земли»[14].

И в этом смысле можно вслед за Ильиным утверждать, что «Родина есть нечто от Духа Божия: национально воспринятый, взращенный и в земные дела вработанный дар Духа Святого. Нельзя погасить в себе эту святыню... Ее нельзя отдать в порабощение или в попрание другим народам. За нее стоит бороться и умереть»[15].

Наши предки тысячу лет «врабатывали» полученный некогда в Крещении дар Святого Духа в обустройство русской земли: пахали и защищали, орошали ее своим потом и кровью, возделывали ее в прямом и переносном смысле. Потому что душа народа - это тоже «земля», которую надо возделывать упорным трудом. Ибо только «многими потами и кровью надлежит нам войти в Царство Божие». Что же сказать на это? Как тут не вспомнить слова древней летописи, несколько переиначив их применительно к нашему случаю: князь Владимир уже начал, и мы потягнем по нем! «Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3: 15).

Хочется верить, что сотрудничество государственной власти, православных общественных организаций и Русской Православной Церкви сможет воспитать в народной душе тот духовный патриотизм, который станет основой возрождения и обновления России.

Послесловие

Завершим эту статью, как и начали, словами А.С. Пушкина. Но прежде скажем почему. По слову Ильина, национальный гений говорит за весь народ о едином для всех, хотя и неясном для большинства Предмете. «Гений ставит свой народ перед лицо Божие и выговаривает за него и от его имени символ его предметной веры, его предметного созерцания, знания и воли. Этим он открывает и утверждает национальное духовное единство, то великое духовное "Мы", которое обозначает самую сущность родины. Гений есть тот творческий центр, который оформляет духовную жизнь и завершает духовное творчество своего народа; этим он оправдывает жизнь своего народа перед Богом и потому перед всеми остальными народами истории - и становится истинным зиждителем родины...»[16]

В предсмертном 1836 году в ответ на присланное ему философское письмо П.Я. Чаадаева Пушкин ответил автору: «...Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться. Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь тем, что вижу вокруг себя; как литератора - меня раздражают, как человек с предрассудками - я оскорблен, но клянусь честью[17], что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой Бог нам ее дал».

Под этими актуальными и ныне словами, написанными почти 200 лет назад правнуком чернокожего африканца Абрама Петровича Ганнибала и лифляндской полушведки-полунемки Христины Регины фон Шёберг[18], небогатым дворянином, великим русским поэтом и православным христианином Александром Сергеевичем Пушкиным, подпишется всякий, кто любит Россию.

Владимир Немыченков

7 ноября 2013 года

[1] Хазин М. Рассуждения об устойчивости Российского государства // http://worldcrisis.ru/crisis/1044761.

[2] «Элита распила» // http://svpressa.ru/t/66091/.

[3] Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. С. 150-151.

[4] За примерами далеко ходить не надо. См.: Татарские сепаратисты объявили 2013 год «Годом Батыя» // http://www.regnum.ru/news/fd-volga/tatarstan/1611798.html.

[5] Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972-1990. Т. 25. С. 23.

[6] Ильин И.А. Путь духовного обновления. С. 482-483.

[7] Там же. С. 494.

[8] Там же. С. 489.

[9] Там же. С. 493.

[10] Там же. С. 495.

[11] Там же. С. 497.

[12] Там же. С. 498.

[13] Там же. С. 501.

[14] Там же. С. 501-502.

[15] Там же. С. 502.

[16] Там же. С. 499-501.

[17] Менее чем через год Пушкин отдал жизнь, защищая честь своей семьи, тем самым подтвердив, что его клятва не пустые слова, а твердое умно-сердечное убеждение.

[18] Валерия Бобылева. «Mon cousin Kankrine...» // http://www.opentextnn.ru/history/familisarchives/genealogy/.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/65512.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Иванович Немыченков
Все статьи Владимир Иванович Немыченков
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22