О паломничестве по пути, которым везли из Алапаевска в Иерусалим мощи преподобномученицы Елисаветы, рассказал врач Сергей Карасев, так же, как и почитаемая им святая, вместе с коллегами безвозмездно помогающий тем, кто в этом нуждается.
Гессен-Дармштадтская принцесса, ставшая великой княгиней в браке с великим князем Сергеем Александровичем и принявшая Православие, не избежала участи царской семьи, чей род после революции планомерно уничтожала новая власть.
А она и не пыталась избежать. Отказалась даже говорить на эту тему с послом Германии графом Мирбахом: «Я никому ничего дурного не сделала. Буди воля Господня!»
прпмц. Елисавета
И приняла мученическую смерть. 18 июля 1918 года настоятельницу Марфо-Мариинской обители, ее келейницу инокиню Варвару, пять князей из рода Романовых и Федора Ремеза, секретаря великого князя Сергея Михайловича, сбросили в Нижнеселимскую шахту рудника в 18 километрах от Алапаевска. Казнь их была изуверской: нанеся каждому удары обухом топора, их живыми столкнули в жерло шахты и потом забрасывали гранатами.
А через три месяца Алапаевск был взят армией генерала А. Колчака. Останки казненных были подняты из страшной шахты.
Рядом с Елисаветой Феодоровной, на уступе, лежало тело князя императорской крови Иоанна Константиновича. Голова его была перевязана апостольником великой княгини: в беспросветной тьме подземелья, обреченная умереть от голода и ран, она осталась собой и делала то, что обычно: молилась и старалась хоть чем-то облегчить страдания других.
У останков Алапаевских мучеников впереди был долгий путь. Погребенные 1 ноября в южной стороне алтаря Свято-Троицкого собора Алапаевска, они пробыли там лишь несколько месяцев. 14 июля 1919 года, почти через год после казни, гробы погрузили в поезд, уходивший в Читу: Красная армия наступала, Колчак оставлял Алапаевск. В этом растянувшемся на два года странствии великую княгиню сопровождал ее духовный друг и наставник - настоятель Серафимо-Алексеевского скита Белогорского Николаевского монастыря игумен Серафим (Кузнецов).
Армия генерала Колчака откатывалась на восток и уносила с собой новую святыню -восемь гробов Алапаевских мучеников. Из Алапаевска - в Читу, затем - в Харбин и Пекин. Тела князей Романовых нашли упокоение в китайской столице, а путь мощей преподобномучениц Елисаветы и Варвары лежал дальше - через Шанхай и Порт-Саид в далекий Иерусалим, где когда-то великая княгиня приняла решение перейти в Православие.
Только в январе 1921 года игумен Серафим привез гробы к храму Марии Магдалины.
* * *
Дому Романовых исполняется 400 лет. Опасаясь, что трагедия Алапаевских мучеников, тоже Романовых, казненных на следующий день после расстрела царской семьи, окажется как бы не в фокусе торжеств, посвященных 400-летию династии, 13 человек отправились в необычное паломничество - его маршрут стал повторением пути, по которому почти 100 лет назад везли останки мучеников.
Инициатива принадлежала не духовному лицу, а человеку светскому, не без государственных регалий - Игорю Рауфовичу Ашурбейли. Получив благословение Святейшего Патриарха Кирилла, он собрал группу, которая прошла по местам скорбного посмертного пути великой княгини Елисаветы Феодоровны.
Опыт такого паломничества - первый и пока единственный. Из Москвы - в Екатеринбург и Алапаевск, из Алапаевска - в Пекин, а затем в Иерусалим. Пусть самолетом, а не поездом, пусть по усеченному маршруту, но участники этой поездки проложили новый паломнический маршрут в память о высоком подвижничестве преподобномученицы Елисаветы.
Люди разные, духовного сана и светские... Почему в этом паломничестве они оказались вместе? У каждого - своя история, свои причины. У кого-то - очевидные: среди паломников были владыка Сергий, епископ Барнаульский и Алтайский, до недавнего времени возглавлявший Каменскую и Алапаевскую епархию, и Елена Долгопольская, сестра милосердия Марфо-Мариинской обители.
Трое из участников группы являлись представителями СМИ, и у них были не только духовные цели, но и профессиональные. Впрочем, «кто хотел духовно окормиться, тот окормился», - это слова Сергея Карасева, который вошел в состав паломнической группы в качестве врача. Он согласился поделиться с нами впечатлениями от поездки.
Началось паломничество с молебна в день Петра и Павла на Патриаршем подворье - в храме святой преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешневе.
18 июля - в годовщину казни и день, когда Русская Церковь совершает память преподобномучениц Елисаветы и Варвары, - паломники приехали в Алапаевск, чтобы, помолившись за литургией в Свято-Троицком соборе, где недолго покоились останки мучеников, пройти крестным ходом по следам их страдальческого пути: 18 километров от места заточения в Напольной школе до монастыря Новомучеников Российских, возведенного во второй половине 1990-х на месте казни.
- Почти все, кто был на службе, отправились и на крестный ход. Может быть 300, а то и 400 человек, - рассказывает Сергей Карасев. - Это очень сильное впечатление - когда такое количество людей идут с молитвами долгий путь во славу Божию... Мне, к сожалению, не удалось до конца раствориться в этом, полностью увести от себя мирские заботы и дать место духовному. Я медик и отдавал себе отчет в том, что путь нелегкий и неблизкий и может случиться всякое: с собой в поездку взял огромную сумку с медикаментами и всегда носил ее с собой. На мне была ответственность за здоровье людей, и это не давало мне полностью погрузиться в происходящее. В результате кое-что из содержимого этой «аптечки» пригодилось...
Из Алапаевска они вернулись в Екатеринбург и оттуда улетели в Пекин. В 1920 году здесь, на территории Русской духовной миссии, нашли упокоение пять князей Романовых. Сохранился камень от фундамента церкви, в которую были принесены гробы Алапаевских мучеников. Теперь эта земля принадлежит Российскому Посольству. На кладбище миссии, в храме святого Серафима Саровского, владыка Сергий отслужил панихиду по погибшим в Алапаевске.
Эта церковь - единственный православный храм в Пекине.
- В отношении веры китайцы, надо сказать, не слишком-то... толерантные, - осторожно подбирает слова Сергей Карасев. - В стране запрещено ходить с какой-либо религиозной атрибутикой. Владыке Сергию, который уже 40 лет не носил светской одежды, чтобы добраться с самолета на территорию посольства, пришлось переодеться в мирское. Даже здесь, в столице, к туристам местные жители относятся с каким-то диковатым любопытством.
Где находится захоронение великих князей - никому не известно.
- По одной из версий, их останки покоятся на территории Русской миссии, - поясняет Сергей. - По другой - они были перенесены на кладбище при храме, который впоследствии был снесен. Сейчас на этом месте закрытый частный гольф-клуб. Установить точное местонахождение останков, на мой взгляд, вполне реально, но странно, что наши власти не предпринимают к этому никаких шагов.
25 июля, на восьмой день своего пути, паломники оказались в Иерусалиме, у храма Марии Магдалины. Елизавета Федоровна приезжала сюда в 1888 году на торжества в честь его освящения. Ощутив Благодать Божию, великая княгиня сказала о том, что мечтала бы быть похороненной здесь, на Святой земле. Тогда, за 20 лет до революции, слова жены русского великого князя, светской дамы, да к тому же протестантки (она приняла Православие лишь спустя три года), прозвучали странно. А оказались пророческими.
- Будучи в Алапаевске, мы собрали в капсулу немного земли близ шахты, где состоялась казнь, привезли в Иерусалим и оставили при храме Марии Магдалины. А из Москвы везли с собой современные писаные иконы преподобномученицы Елисаветы, и во всех святых местах, где мы побывали, эти иконы были с нами. С нами и вернулись обратно - в храм в Покровском Стрешневе, - рассказывает Сергей.
Иерусалимская улочка О паломничестве он говорит не возвышенным слогом, а вполне обыденным языком, даже слегка суховато. Эмоциями не делится, перечисляет лишь факты. На вопрос о том, как случилось, что он оказался в этой поездке, так же буднично рассказывает не совсем обычную историю.С благословения владыки Марка, архиепископа Егорьевского, Сергей Карасев и несколько его единомышленников-врачей оказывали безвозмездную медицинскую помощь людям в отдаленных от Москвы приходах. Официального статуса у этих врачей никакого не было, а потребность в медиках в труднодоступных населенных пунктах - была, и немалая.
- Мы ездили сами по себе, как бременские музыканты, - улыбается Сергей. - Брали с собой мобильную лабораторию и отправлялись в Тверскую, Ярославскую область. У нас не было никаких официальных документов, санкций, направлений... Но я ведь могу частным образом куда-то приехать и, как врач, не откажу человеку, если он обратился ко мне за помощью. А поводов для такой помощи предостаточно. В иных местах дело обстоит так, что дети за всю свою жизнь из медиков видели только акушерку - при рождении...
Во время одной из таких поездок Сергей попал в Свято-Алексеевскую пустынь.
- Узнал об этом месте от знакомого священника, - рассказывает Сергей. - А поселение немаленькое: почти 400 человек, причем больше половины - дети.
С тех пор в то место под Ярославлем Сергей стал приезжать почти каждую неделю.
Служащий в епархии владыки Марка священник отец Георгий с большим энтузиазмом отнесся к подвижничеству Сергея, и не так давно благодаря его стараниям благотворительная деятельность Карасева и его соратников-коллег обрела официальный статус: медицинская служба при Северо-западном викариатстве города Москвы. Появился документ, но сама деятельность Сергея и его службы осталась полностью благотворительной, и работает эта служба не от случая к случаю, а регулярно, имея «местом приписки» тот самый храм преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешневе. Узнав о паломничестве по пути следования мощей великой княгини Елисаветы Феодоровны - святой, особенно почитаемой медиками, - Сергей Карасев отправился в поездку, прихватив с собой внушительных размеров сумку с медикаментами. На всякий случай. Чтобы быть готовым помочь тому, кто нуждается в помощи.