Чудотворец Артемий

0
284
Время на чтение 5 минут
Чудотворец Артемий

2 ноября в Православной Церкви совершается память праведного святого Артемия Веркольского.

Он не был мучеником или схимником, стяжавшим святость многолетней молитвой. Не был священником или богословом. Он просто не успел. Обычный мальчик с чистой и светлой душой, какая бывает только у детей, Артемий окончил земной путь в возрасте 12 лет. Не для того ли Господь забрал его к себе так рано, чтобы мы помнили важнейший Его завет: «Будьте как дети» (Матф. 18:3).

ОТРОК АРТЕМИЙ

Артемий родился в 1532 году в селе Веркола - на окраине Архангельской области. Его родители - Косьма по прозвищу Малый и Апполинария, были простыми крестьянами. Мальчик рос богобоязненным, был чужд простых детских игр. Тихий и кроткий, он не общался со сверстниками и беспрекословно слушал своих родителей. Всегда помогал отцу в полевых работах, сколько мог по своему здоровью и возрасту.

6 июля 1544 года, когда двенадцатилетний Артемий с отцом боронили землю, вдруг поднялась буря, началась невиданная доселе гроза, и в отрока попал разряд молнии. Артемий упал замертво... О происшествии много судачили, в итоге решили, что это - наказание Божие за какие-то тайные его грехи. В то время убитых молнией не принято было хоронить на кладбище. Тело так и осталось не отпетым - его положили прямо на землю в глухом лесу, сверху прикрыв хворостом и берестой, и поставили небольшой сруб.

32 года пролежал отрок не погребённым - пока Агафоник, дьячок Никольской церкви, в 1577 году не собрался в лес по грибы-ягоды. Углубившись в чащу, он заметил необычный свет и, когда приблизился, обнаружил нетленные мощи блаженного Артемия.

Особого значения рассказу дьячка не придали. Тело всё же перенесли в село, к приходской церкви, и положили на паперти, прикрыв гроб берестой, бывшей на нём и прежде. Но Богу было угодно иное: вскоре от мощей начались массовые исцеления больных лихорадкой, свирепствовавшей тогда в крае. Болезнь считалась тяжёлой, и многие от неё умирали - в особенности старики и дети. Занедужил и сын веркольца Калинника. С сокрушением сердца и с верой пришёл отец к гробу отрока и, взяв кусочек бересты, положил её на грудь умирающего сына. И - тот выздоровел! Многие сделали так, и исцелились. Артемию стали молиться, творить память о нём, и вскоре лихорадка в Верколе вовсе сошла на нет.

Но чудеса не прекратились. Число их даже увеличилось, так как в село потянулись паломники. Известен случай исцеления человека по имени Павел: тяжёлый недуг так скривил ему шею, что голова повернулась лицом назад, глаза закрылись... Но как только он обратился с горячей молитвой к Артемию, всё пришло в норму. После этого в Никольской церкви устроили специальный придел, и перенесли туда мощи, положив их в новый гроб. Это произошло в 1584 году.

«ИДИ В ВЕРКОЛУ»

Два священника - Иоанн и Фома, бывшие свидетелями многих чудес, происходящих от мощей, велели написать на досках старой гробницы несколько икон блаженного отрока (одну в 1601 году привезли в Великий Устюг, где её почитали как чудотворную). А стружки, оставшиеся после работы с досками, отец Иоанн собрал и хранил при церкви, давая их болящим, притекающим с верою. И от стружек тоже стали происходить исцеления. В 1619-м году Новгородский митрополит Макарий благословил перенести мощи в храм.

Интересный случай произошёл с Патрикием Игнатьевым, крестьянином из села Кивокурья Устюжского уезда. Он с детства страдал от грыжи. Помолившись отроку Артемию и дав обет приложиться к мощам, Патрикий выздоровел. Но об обете своём забыл, и через несколько лет недуг вернулся - грыжа стала мучить его пуще прежнего. Тогда он вновь обратился с молитвой к святому и всё повторилось - исцелившись, он забыл об обете. И напала на Патрикия такая тоска, что хоть в петлю лезь... Вспомнил он тогда о не исполненном обете и раскаялся, стал вновь молиться святому отроку. И, когда болезнь отступила в очередной раз, поспешил в Верколу - приложился ко гробу, заказал святому молебен и рассказал о свершившемся с ним чуде.

Весной 1636 года назначенный в Кевролу и на Мезень воеводою Афанасий Пашков проезжал мимо Верколи. В село заехал, но к мощам не прикладывался. А по завершению пути его сын Иеремия тяжело заболел. Мальчик был уже при смерти, после исповеди у него отнялись зрение и слух... Тогда Афанасий вспомнил о чудотворных мощах и поклялся вернуться в Верколу и отслужить пред гробом молебен. Едва он произнес это, сын его, выйдя из забыться, спросил: «Каким путем надо ехать к чудотворцу Артемию?» Со слезами воевода дал повторный обет. Когда же Иеремия выздоровел, благодарный отец распорядился в месте обретения мощей построить храм в честь святого. А после пожара в нём устроили особую часовню, куда поместили новую раку с мощами, накрыв её покровом.

Слава о происходящих в Верколе чудесах распространилась далеко за пределы края. Новгородский митрополит Киприан послал освидетельствовать мощи святого и своей подписью подтвердил список исцелений, а в Никольскую церковь отправил вновь составленную службу чудотворцу.

«ПУТЬ К ВЕРКОЛЬСКОЙ ОБИТЕЛИ КРАЙНЕ ЗАТРУДНИТЕЛЕН»

В 1648 году царь Алексей Михайлович послал грамоту на имя кеврольского воеводы Аничкова, повелев положить мощи праведника в новую раку и построить монастырь там, где они были обретены. В лесу на месте сгнившего сруба вырос прекрасный деревянный храм. Соорудили ограду и устроили кельи для монахов. Впоследствии из-за пожаров мощи трижды переносили, пока в 1793-м году не был построен в монастыре каменный храм, освященный в честь праведного Артемия, где они и были положены.

До революции Архангельскую землю с Коми соединял древний Пинежский тракт, проложенный в лесах и болотах. Сохранилась память о том, как притекали по нему в Верколу паломники. Чуть что, давали обет Богу, что сходят помолиться к мощам Его угодника. Собирали котомки, кланялись на четыре стороны с крестным знамением и шли пешком в монастырь, ночуя под деревьями (ходу из Коми было дня на три). Теперь в село ведёт дорога, по которой ездит маршрутка. В Верколу давно уже не ходят пешком. Но и сейчас, как сказано в одном старинном описании: «Путь к Веркольской обители крайне затруднителен».

В последние годы монастырь возрождается. Устав, как и в прежние времена, строг: «Друг к другу в келию без великой нужды не ходить, разговоров неполезных всемерно уклоняться: в коридорах для бесед не останавливаться; в трапезе отнюдь не разговаривать; громко в келиях не читать, быть и наедине всегда одетому, кроме ночных часов: почитать друг друга, особенно старших летами...» Вот только чудотворные мощи отрока Артемия исчезли во время революции. Скорее всего, они скрыты в подземных помещениях обители - монахи молятся об их обретении.

http://vmdaily.ru/news/2013/11/01/chudotvorets-artemij-220897.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06