Фото ИТАР-ТАСС
С 1 по 8 ноября в Москве пройдет X Международный кинофестиваль «Лучезарный ангел». Корреспондент «Культуры» побеседовал с главой экспертного совета, настоятелем храма Софии Премудрости Божией отцом Владимиром Волгиным.
культура: Девиз фестиваля: «Доброе кино возвращается!» Каковы критерии отбора фильмов?
о. Владимир: Мы даем оценку не
художественным, а нравственным аспектам картин. Выступаем против
эротических сцен и бессмысленного насилия. Тут нужно уточнить. В русской
классике встречаются жестокие эпизоды, но они носят дидактический
характер. Достоевский, Толстой приводят своих персонажей к раскаянию.
Экспертный совет «Лучезарного ангела» состоит из духовных лиц, но в этом
году к нам присоединились режиссеры Николай Бурляев, Карен Шахназаров,
Наталья Бондарчук. Мне поручают экспертизу спорных картин. Впечатления
самые печальные - ленты, даже анимационные, пусты, наполнены тоской,
унынием. Нам хотелось бы видеть истории, пронизанные чувством любви.
Таков призер прошлого года - трогательная мелодрама Наталии Беляускене
«Если все», получившая второе место. Главный приз достался проблемной
психологической драме «Дочь» Александра Касаткина и Натальи Назаровой.
культура: Какие еще духовные язвы замечаете в творчестве наших кинематографистов?
о. Владимир: В обществе идет духовное
возрождение, есть положительные мировоззренческие сдвиги. В 90-е
невозможно было представить на экранах фильмы «Остров» Лунгина, «Поп»
Хотиненко, «Чудо» Прошкина. Вот образцы православного художественного
кино. Если в красоте, доброте, любви режиссер видит смысл своей жизни и
творчества, его работы возвышают зрителя. В советское время меня
вдохновляли «Гамлет» Козинцева, «Братья Карамазовы» Пырьева, «Дорога»
Феллини. Искусство поднимало человека над собой, помогало переосмыслить
жизнь. С его помощью я пришел к вере.
культура: На экране красота Божьего мира сегодня в дефиците. Ее залакировали спецэффектами.
о. Владимир: Теряется духовное зрение, и
физический взгляд затуманивается, художник становится невосприимчив к
красоте природы и человеческих отношений. Современное кино погрязло в
психологизме, нюансировках. Исчезла цельность художественного восприятия
действительности. Советские фильмы были масштабными и ясными.
культура:
И люди верили в большую правду. Без затей. Все-таки современные
российские картины трудно упрекнуть в избыточном психологизме. Масса
режиссеров прокачивает экраны дурной психической энергией. Отчего они
избегают говорить о том, что действительно болит у людей?
о. Владимир: Я родился в 49-м. Трудное
время: продуктов мало, очереди, коммуналки. В нашей квартире жили 32
человека. Но конфликтовали редко. Мама постоянно пела. Наша жизнь была
наполнена неподдельной радостью. Людей объединяли высокие нравственные
идеалы. Всем обществом воспитывали детей. Сегодня блага доступны, а
радости нет. Наше поколение стояло в одном шаге от верующих родителей.
Сегодня разрыв с духовным прошлым русского народа составляет четыре-пять
поколений.
культура: То есть,
свет веры «грел наш народ со спины», и религиозные, искренние отношения
между людьми воспроизводились сами собой. Сейчас продолжается распад
общества, поэтому и кино безобразно. «Мастера экрана» снимают истории
про каких-то насекомых, очевидно, считая зрителей скопищем тараканов.
о. Владимир: Да, многие разучились дарить
друг другу поддержку, заботу, любовь. Взаимное недоверие, ненависть,
зацикленность на внешнем благополучии, неудовлетворенность внешним
миром, экономическим положением страны и семьи... Семья это
микрогосударство. Все, что творится в ней, воспроизводится в обществе.
Супруги изменяют друг другу, и предательство в макрогосударстве сейчас
очень распространено. В последние годы стараются бороться с
преступностью, но насилия не становится меньше. Человеческая жизнь
ничего не стоит.
культура:
Популярное кино работает с атеистическим социумом. С насилием,
зубоскальством, грехом. На экране то же, что и в жизни, только круче.
Однако супермен спасает мир, порок бывает наказан и вера торжествует.
Существуют ли христианские боевики и комедии?
о. Владимир: Важно, с каким материалом
работает режиссер. Например, когда идет речь об Отечественной войне,
очевидно: защита страны и родных священна. «Нет больше той любви, как
если кто положит душу свою за други своя». В 70-е Америка воспевала
безнравственный образ жизни, и сейчас, следуя за Западом, мы повторяем
то же самое. Проблема в том, что негативные процессы приобретают у нас
устойчивые формы. Но я верю - мир будет обновлен, очищен от зла.