Святость без документов

РПЦ предлагает снять гриф секретности с данных о репрессиях

Новости Москвы 
0
155
Время на чтение 4 минуты

Гриф секретности, до сих пор не снятый со многих личных дел и документов репрессированных в годы массовых гонений на Церковь, затрудняет работу по канонизации новомучеников. Русская православная церковь настаивает, что он должен быть снят.

- Нужны устные свидетельства, которых собрано за последние четверть века немало, но нужны и иные документы эпохи. Многие из них до сих пор засекречены. Только полное открытие архивов эпохи гонений позволит нам снять имеющиеся многочисленные вопросы о том, возможна или нет канонизация того или иного человека, - говорит председатель ОВЦС Московского патриархата, митрополит Волоколамский Иларион. Секретарь комиссии Межсоборного присутствия РПЦ по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Сергей Чапнин считает, что работа с архивами репрессированных сейчас затрудняется еще и тем, что к личным делам допускаются только родственники пострадавших или те люди, которые имеют от них соответствующее поручение. Только полное открытие архивов эпохи гонений позволит снять вопросы при канонизации новомученников

Глава же Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда, комментируя идею вернуть памятник Дзержинскому на прежнее место, сказал, что "памятники - это выражение неких общих для всего социума позиций относительно роли исторических личностей". Эта логика с неизбежностью нарушается, если устанавливать памятники одновременно и палачам, и жертвам.

Комментарий

Юлия Кантор, доктор исторических наук:

-Тема открытости, вернее, закрытости архивов закономерно "обострилась" в преддверии отмечаемого сегодня Дня памяти жертв политических репрессий. На этот раз общественная дискуссия крутится вкруг доступа к архивным следственным делам репрессированных. Происходит путаница: звучат призывы "рассекретить" эту категорию документов. Парадокс в том, что эти материалы грифа секретности не имеют. Доступ к ним ограничен межведомственным постановлением минкультуры (которому подчиняется Федеральное архивное агентство), МВД и ФСБ, предусматривающим наличие у исследователя доверенности от родственников жертвы.

Каковы формальные юридические мотивы? Дело в информации, содержащей так называемую личную тайну. Это понятие у нас в законодательстве четко не сформулировано, что дает большую свободу действий жаждущим ограничить право на правду. А еще у нас активно действует закон о персональных данных, оглашение которых (включая имя, отчество и фамилию) без согласия их владельца также уголовно наказуемо. Вспомните дело архангельского профессора Михаила Супруна, который собирал данные для Книг памяти, - он признан виновным, как и руководитель архивного подразделения архангельского УВД полковник Александр Дударев, документы предоставлявший.

Сейчас и в столицах, и на периферии явно усиливается тенденция к закрытию архивов. И это не случайно

Архивные следственные дела сталинского периода, и это знает каждый профессиональный исследователь, когда-либо работавший с данной категорией документов, - конгломерат правовой фальсификации, человеческих страданий и средневековой жестокости. Имена родственников и друзей осужденного, самооговоры, выбитые (в прямом смысле) показания на других и самого себя... В них - грязь, боль и возведенный в абсолют примат Системы над личностью. В документах реабилитированных содержатся и признательные показания: среди желающих ознакомиться с делами, неизбежно будут те, для кого понятие "критика источника" - пустой звук. И значит, упомянутые "признания" будут опубликованы ими в соответствии с "заветами" Вышинского - как "царица доказательств".

Я - и как историк, изучивший (с доверенностью, разумеется) не один десяток таких дел, и человек - понимаю родственников репрессированных, которые не хотят, чтобы к этим незаживающим ранам прикасались чужие руки. Кстати, даже имеющий доверенность от родственников репрессированного не получит доступ к самому, быть может, главному: оперативной переписке следователей и "указаниям" партийного руководства (т.е. к первоисточникам и заказчикам фальсификации), текстам доносов осведомителей и т.д. Все эти листы дел будут закрыты - данные об осведомителях и агентах, как и материалы всяческих "разработок", не рассекречиваются никогда и срока давности не имеют - таков закон. Можно сколько угодно ссылаться на общефедеральное архивное законодательство, но нельзя не понимать, что существуют еще и ведомственные уставы. И установки. Сейчас и в столицах, и на периферии явно усиливается тенденция к закрытию архивов - и ведомственных, и региональных, и федеральных. Тенденция последних лет слишком очевидна, чтобы предполагать, что происходящее - случайно. Все делается келейно, на уровне "руководящих" писем, имеющих соответствующий гриф. И устных "рекомендаций". И руководитель архива - в Москве или в Сибири - желает он того или нет, подчинится. При этом исследователь так и не узнает, это личная перестраховка архивиста или вынужденная мера. В федеральных и региональных архивах лежит огромное количество документов, касающихся как раз самой "жизнедеятельности" советской государственной системы, формирования ее карательных механизмов и репрессивного законодательства - социального заказа на превращение граждан в "винтики" системы. Эти документы до сих пор не рассекречены, и ссылаться исключительно на "забюрократизированность" процесса рассекречивания - лицемерие. При наличии политической воли пресловутая "забюрократизированность" слетает как осенняя листва. Повторим: при наличии политической воли.

Мне трудно не согласиться с точкой зрения Владимира Легойды на то, что не устанавливаются памятники палачам и жертвам. Но памятники Ленину у нас системно соседствуют с Соловецкими камнями и другими мемориальными знаками в память о жертвах репрессий. Сталин до сих пор у Кремлевской стены, а Ленин - в Мавзолее. И даже в законе о жертвах политических репрессий нет ни слова о наказании палачей. Разработка федеральной целевой программы по увековечению памяти жертв политических репрессий буксует, социальное обеспечение пострадавших от ленинско-сталинского террора существует в большинстве регионов страны лишь номинально. Системный подход налицо.

http://www.rg.ru/2013/10/30/arhivy.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Яковлева
Папа не может
Что за словами Папы Римского - неосторожность или позиция?
26.10.2020
Варвары и умники
Почему, прежде чем обожиться, надо очеловечиться
26.11.2019
Время отточенной мысли
Митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту - 70 лет
08.08.2019
Все статьи Елена Яковлева
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
24.04.2024 13:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Наблюдатель
24.04.2024 13:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 12:49