Протоиерей Артемий Владимиров: Как мы прогоняем любовь?

Протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе, о том, как мы изгоняем любовь из своего мира

0
392
Время на чтение 6 минут

Подмокает порох в пороховницах

- Когда мы проходим мимо цветущего шиповника, то даже ещё не видя прекрасный розовый цвет, догадываемся, что здесь скрывается. Виной тому - тонкий, едва уловимый аромат, который разлит в воздухе.

Каково соотношение веры во Христа Воскресшего и любви к ближнему? Истинная вера - зрячая, горячая, разумная - проявляет себя в деятельной любви, она источает из себя аромат любви. Вера - это солнце, сокрытое в глубинах человеческой совести, а солнечные лучи, пробиваясь вовне, освещают и согревают всё пространство. Вот почему вера без дел веры и любви мертва. Она становится в этом случае искажённой, бесовской, не отвечающей воле Божией о спасении человеческой души.

Прот. Артемий Владимиров

Протоиерей Артемий Владимиров

Все соглашаются с тем, что любовь мало-помалу уходит из человеческого общежития. И понятно, почему. Источник любви - личность Господа Иисуса Христа. Там, где Бог, там любовь. Там, где наши мысли и чувства, слова и действия направлены ко Христу, - там и возможность проникнуться и освятиться Христовой любовью, тем жертвенным служением ближним, которое приносит самому любящему и мир, и бескорыстную радость, и ни с чем не сравнимую полноту бытия.

Но подмокает порох в пороховницах. Чем менее наша жизнь сопряжена с личностью Христа, чем меньше места в собственном сердце мы даём Его благодати, тем холоднее становится человеческое сердце, тем скуднее оно в проявлении любви. Недавно одна женщина с огорчением рассказала мне о некоторых телевизионных программах, которые сегодня занимают всё больше эфирного времени на отечественных каналах. Программы эти экспортированы. К сожалению, мы многое бездумно перенимаем у Запада, в том числе и у западных средств массовой информации.

Бездушный режиссерский замысел

Показывают игровые ситуации. Молодой человек идёт по сельской местности, к нему подходит слепенькая пожилая женщина и просит помочь её пожилому мужу, который решил выкупаться в водоёме. Молодой человек подходит поближе и видит, что на поверхности воды плавают трость и шляпа. Всё снимается на скрытую камеру - авторы программы наблюдают за реакцией прохожего. Он, решив, что старичок пошёл ко дну, ныряет в воду в чём был, с бумажником и мобильным телефоном в кармане, и ищет под водой виртуального утопленника. Другой советует старушке вызвать полицейского, а третий идёт дальше как ни в чём не бывало, зло пошутив над незадачливым муженьком, уже присоединившимся к карасям.

«Что это? - спрашивает меня православная женщина. - Fun, развлечение, возможность посмеяться над живой человеческой реакцией?». Для нас, христиан, очевидны глубокий цинизм и бездушие режиссёрского замысла. Разве можно так эксплуатировать сострадание, так шутить с людьми, подвергая их нравственному шоку? Когда я услышал об этом, подумал, что прав был современный философ, который свидетельствует, что без Христа, без устремления к Нему в человеке скудеет и исчезает всё человеческое. Лишённый Христовой благодати современник мало-помалу превращается в двуногое существо, чуждое «и Божества, и вдохновенья, и слёз, и жизни, и любви».

Вот почему сегодня мы часто слышим, как на дорогах России случайные прохожие, став невольными свидетелями автокатастрофы, машинально, механически, перешагивают через жертвы, ведь им некогда, они спешат... Или мы видим, как повреждённый автомобиль, врезавшийся в дерево, становится приманкой для «стервятников», которые, не обращая внимания на страждущего, может быть, умирающего или уже умершего водителя, разбирают автомобиль по частям, демонстрируя то окаменение сердца, которое, по учению Святых Отцов, является подлинно печатью антихриста.

Добро сильнее зла

Слыша обо всём этом, мы понимаем, что несчастные люди ходят во тьме себялюбия, эгоизма, корысти. Они действительно чужды Божественного света и не могут сказать вместе с Александром Сергеевичем Пушкиным: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Наш поэт, любезный тем, что в свой жестокий век «восславил свободу и милость к падшим призывал», уже остаётся непонятым и невостребованным большей частью молодого поколения, «унесённого ветром», поколения, которое отсекло себя от корней христианской культуры.

Но, конечно, не всё так мрачно в нашей жизни. Русский народ не ошибается, говоря: «Земля не стоит без праведника». Миром правит Божественный Промысл. Бог есть любовь, добро сильнее зла. Воскресение раз и навсегда попрало смерть. «Чем ночь темней, тем ярче звёзды». Мне, как священнику, очевидно, что у нашего бедного народа, часто сбитого с толку, потерявшего нравственные ориентиры, где-то в сокровенных глубинах сердец живёт любовь. И вновь я ещё раз убеждаюсь в этом, когда в новостях слышу о водителе фуры, которому некая женщина лёгкого поведения подкинула новорождённого, а тот, услышав крик младенца, пеленал дитя, кормил его, может быть, неумелыми, трясущимися от волнения грубыми мужскими руками, но не оставил малыша, пока не добрался через три дня до детской больницы и не передал его в опытные руки специалистов.

От матерщины к омертвению и цинизму

Если бы у меня спросили, отчего скудеет любовь, я выдвинул бы несколько гипотез. Любовь скудеет в сердце, оставленном благодатью. Благодать - чистая небесная птица, которая чурается всякой нечистоты. Рождённый матерью ребёнок, пусть ещё не просвещённый крещением, создан для любви. Его сердечко не понимает и не принимает вражды. Марксистско-ленинская теория классовой борьбы как движущей силы общества отторгается живым человеческим, и особенно детским сердцем. Мы созданы для мира, любви и единения.

Но вот подросток мало-помалу загрязняет своё мышление, а потом и речь, матерными словами. Сначала они произносятся про себя, а потом вырываются наружу, как лава из огнедышащего жерла Везувия. Каковы нравственные последствия ненормативной лексики, которая сегодня для многих становится обыденным языком? Сердце сжимается, вянет, блёкнет, как роза, засушенная ветром-суховеем.

Последствия загрязнения уст матерной бранью - сердечное омертвение, приводящее к цинизму. А цинизм - болезненное состояние души, разучившейся верить, надеяться и любить. Цинизм - это принципиальное и сознательное отрицание всего идеального, святого, чистого, возвышенного. Если вся страна, от бывшего министра культуры до кондуктора или водителя, изрыгает «допотопные глаголы», которыми, прежде всего, заражаются детские сердца, каких последствий мы можем ожидать, кроме самых плачевных?

Вот почему главная задача, которую должны ставить перед собой сегодня священники, педагоги, родители, - обеспечение детям такой нравственной ниши, такой среды обитания, погружаясь в которую они могли бы сохранить присущие им от рождения нравственные дары: невинность, ясность ума, остроту восприятия мира, цельность, стремление к нравственному совершенствованию. Это те дары, которые, войдя в силу, и образуют нравственную личность.

Для меня нравственная личность - не многосведущий «компьютер», не восемь пикселей в глазах и десять гигабайт в мозгах, а человек, умеющий сострадать, воспринимать другого с его недостатками, сочувствовать ближним. Как говорит об этом Фёдор Иванович Тютчев: «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». Ведь и вера некогда упразднится, и надежда уступит место очевидности, а любовь, по слову апостола, «пребывает вовек»...

Подготовил Леонид Виноградов

http://www.pravmir.ru/protoierej-artemij-vladimirov-lyubov-oskudevaet-1/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Артемий Владимиров
«Борьба с плотскими страстями». Встреча с прихожанами
Алексеевского ставропигиального женского монастыря
13.11.2024
«Усекновение главы св. Иоанна Предтечи».
Тема вопросов: Целомудрие
11.09.2024
«Державная Русь и державный Владимир».
Проповедь на праздник святого равноапостольного князя Владимира
30.07.2024
Все статьи Протоиерей Артемий Владимиров
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06