Некоторое время спустя отец Лазарь, его дочь Деспина с мужем и ещё шестнадцать семей беженцев переселились в селение Ексохи (в районе города Катерини). Другая дочь батюшки (по имени Иса!иа) осталась в городе Драма.
На новом месте не оказалось церкви. Отец Лазарь призвал прихожан поучаствовать в строительстве храма. «Мы должны построить церковь до Рождества», - сказал батюшка. Вместе с односельчанами он носил на место строительства камни из близлежащей речки. Отец Лазарь нашёл каменную плиту (диаметром в 1 квадратный метр и шириной десять сантиметров) и сделал из неё Святой Престол.
Храм в Ексохи
Строительство храма шло полным ходом, когда пришло известие о том, что скончался супруг дочери отца Лазаря, которая осталась жить в городе Драма. Исаию и её малолетнего сына по имени Анастасий батюшка забрал к себе. Некоторое время спустя Исаиа вторично вышла замуж. В новом браке у неё родилось много детей. Воспитание внука Анастасия батюшка взял на себя. Он дал ему образование, построил дом и помог найти спутницу жизни. Пока Анастасий и его супруга работали, батюшка заботился об их детях - своих правнуках.Однажды сердобольный отец Лазарь нашёл брошенного пятилетнего мальчика. Он взял его к себе домой и заботился о ребёнке несколько лет, пока его не усыновила благочестивая супружеская чета.
Даже зимой батюшка Лазарь спал не дома, а в небольшом ветхом сарайчике, покрытом листовым железом. Один только Бог знает как он переносил зимние холода, ведь помещение не отапливалось. В храм батюшка всегда ходил пешком. На ногах у него в любое время года были царухи - традиционные лапти греческих крестьян. Священник шёл свозь снег и слякоть в храм, который тоже не отапливался. А зимы, надо сказать, тогда были очень суровыми: с крыш свисали сосульки, а на улицах было по пояс снега.
После Литургии батюшка не отдыхал а принимался за работу. Он готовил еду, пёк хлеб, вручную стирал одежду. Относил обед работавшим в поле и, взяв в руки тяпку или лопату, вскапывал грядки, разбивал виноградники, сажал овощи и плодовые деревья. Тяжёлым трудом он обеспечивал пропитание для своих близких.
Батюшка Лазарь был деятельным и подвижным. Работа у него всегда спорилась. Без дела он не сидел даже минуты и успевал всё. Односельчанки священника говорили: «Мы со своим хозяйством не можем справиться и устаём. А на батюшке было два дома и храм. И как он всё успевал и воспитал стольких внуков?».
Гостей отец Лазарь всегда принимал сам. Готовил им кофе, подавал угощение. Он был таким смиренным, что служил всем. А сам никогда не стремился к почестям. Батюшка смущался даже тогда, когда ему предлагали стакан воды.
Когда к отцу Лазарю приходили односельчане, желавшие попросить какой-нибудь инструмент, он бегом бежал принести для них просимое. Из-за простоты батюшки многие считали его обычным «попом», не разглядев масштаб его личности и духовных дарований.
Вспоминает внучка отца Лазаря Арети Амвросиаду: «Наши родители уходили работать в поле, а он делал всю работу по дому. Стирал, пёк хлеб, готовил, носил воду из источника. Следил за нами - пятью маленькими детьми. Брал нас с собой на службы. У дедушки был красивый голос и он хорошо пел.
Отец Лазарь был очень трудолюбив. Тяпкой распахивал целину, вынимая из земли камни и пни.
Мы его очень любили. Все, и дети и внуки, звали его «добрый отец»».
Отец Лазарь был не только священником но и заботливым отцом для всех окружающих. Он работал много часов подряд, но ел только один раз в день, а спал всего несколько часов.
Батюшка Лазарь был очень благоговейным человеком. Он очень ответственно относился к своим иерейским обязанностям.
Внешность его не отличалась чем то особенным или внушительным. Худой, невысокий, неболтливый. Всегда смиренный и серьёзный. Но благодать, которая у него была, привлекала к себе людей. Хотелось быть рядом с ним, прислушиваться к его беседе.
Вся жизнь батюшки была жертвенным служением ближнему. Ему пришлось пережить много скорбей: бедность, голод, смерть близких людей. Но ни разу в жизни он не возроптал на Бога. У небогатых прихожан он никогда не требовал денег за таинства. Готов был всё делать бесплатно.
В то время был порядок, в соответствии с которым священника должны были содержать прихожане храма, в котором он служил. Каждая семья должна была давать своему пастырю 15 килограмм пшеницы в год. Но большинство односельчан не отдавало положенного отцу Лазарю. Другие давали ему меньше и нерегулярно. Ни разу никто не услышал от священника ни слова упрёка, он всегда с радостью откликался на первый зов и просьбу каждого из своих прихожан. Отец Лазарь был «добрым пастырем», а не «наемником»1.Это признавали все.
За отпевание и венчание батюшка Лазарь никогда не брал денег. Даже во время войны и голода, когда у него самого было нечего есть. Первого числа каждого месяца в любую погоду он пешком обходил все дома своих прихожан и кропил их святой водой. Причём делал это не рассчитывая на вознаграждение.
В вопросах устава и порядка в церкви батюшка был очень строгим. Не позволял толкаться и шуметь во время Таинств. Женщинам, которые были накрашены или в одежде с коротким рукавом, не разрешал входить в храм.
Во время немецкой оккупации у бедняков часто не было денег на покупку свадебных венцов2.В таких случаях батюшка сам сплетал их из виноградной лозы.
В кофейни отец Лазарь не ходил. Он часто посещал дома своих прихожан и подолгу с ними беседовал. Каждому помогал чем мог. Батюшка не любил многолюдья. Он был мирным человеком и любил тишину. Если кто-то в деревне ссорился - он спешил примирить конфликтующие стороны и восстановить между ними мир.
Отец Лазарь строго постился. В Великий Пост не ел даже растительного масла и вкушал пищу один раз в день. Жене внука Анастасия советовал не работать в воскресение и по возможности даже не готовить еду в этот день. Сам батюшка воздерживался от мяса.
Продолжение следует...
1 Ин. 10:11-13.
2 В Греции их покупают сами молодожёны (Прим. пер.).http://www.agionoros.ru/docs/817.html