Голодная смерть в Кулойлаге

28 октября Церковь празднует память священномученика Димитрия (Касаткина)

0
324
Время на чтение 5 минут

16 ноября 1940 года отец Димитрий писал супруге из лагеря: «Милая, дорогая Маня! К великой своей радости получил сразу три твоих письма... Благодарю за поздравления и пожелания. Я тебе тоже послал письма с поздравлениями, но, очевидно, ты их еще не получила... Маня, благодарю тебя за твои хлопоты обо мне, я еще не получал ответа на свое заявление. Чем увенчаются успехи, покажет будущее... О посылке не беспокойся, очень мало кто получает посылки и то из далеких мест... Хлеба мне пока хватает, а также и приварка. Здоровье мое слава Богу; приехала врачебная комиссия и осматривает всех нас, еще меня и моих товарищей не осматривала, каковы будут результаты, сообщу. Ты, Маня, спрашиваешь, кому ты могла бы написать письмо в случае моего молчания, таких товарищей и много, но ни на кого не покажу тебе, они тебе не знакомы, в этом случае пиши на начальника лагпункта... Тетрадь, конверты и марки, которые ты послала в сентябре месяце, я еще не получил, ты справься, почему до сих пор не получены мною. Посылаю письмо, а еще не знаю, когда напишу - конвертов нет, и то посылал письма без марок тебе. Да хранит вас Господь».

Через два года в лагере отец Димитрий умрет.

 Священник Димитрий Касаткин с супругой Марией Михайловной и сыном. 1919 г.

* * *

Священномученик Димитрий родился 24 октября 1884 года в селе Борис-Городок Можайского уезда Московской губернии в семье псаломщика Василия Кирилловича Касаткина. В 1900 году он окончил Звенигородское духовное училище, в 1906-м - Вифанскую духовную семинарию и был направлен учителем в церковно-приходскую школу в селе Милятино Можайского уезда. В 1916 году он был рукоположен во священника к Космо-Дамианской церкви погоста Гвоздня Бронницкого уезда, где и прослужил до дня своего ареста.

Отец Димитрий был арестован 26 ноября 1937 года и заключен в коломенскую тюрьму. Здесь ему было предъявлено обвинение в том, что он произносил проповеди, совершал вокруг храма крестные ходы, а также агитировал против колхозов. Священник отклонил эти обвинения - одни как не содержащие никакого состава преступления, так как действия, в которых его обвиняли, входили в круг его не запрещенных властью пастырских обязанностей, другие, такие, как агитация против колхозов - как не имевшие места в действительности.

Были допрошены дежурные свидетели, в частности председатель сельсовета. Еще до ареста отца Димитрия ее часто вызывали в НКВД, где подробно расспрашивали о нем, много ли народу ходит в церковь и какого возраста по преимуществу. Представители власти в это время предпринимали усилия, чтобы закрыть храм, но всякий раз наталкивались на сопротивление населения, не желавшего лишаться в селе дома Божия. Прихожане часто приходили к отцу Димитрию домой посоветоваться, как отстоять храм, и власти считали, что виновником упорного отстаивания храма от закрытия является священник. 1937 год стал удобным временем для расправы с ним, и председателя сельсовета вызвали в НКВД для подписания составленной следователем характеристики на священника, которую она из-за страха за свою собственную судьбу подписала.

Тогда же был допрошен бригадир колхоза, который с 1935 года состоял секретным сотрудником НКВД. Прислушиваясь к разговорам и собирая слухи, он доносил о людях в районный отдел НКВД. В храм он не ходил с 1920 года и со священником мог встретиться лишь случайно. Как-то он шел мимо церковного погоста на покос, было это еще до восхода солнца, и столкнулся с отцом Димитрием, который спросил его: «Дядя Сережа, солнце не забыл, откуда всходит?» Эту реплику он понял так, что в колхозе слишком много работают, и как намек на то, что работу в колхозе надо бросать, о чем и сообщил сотрудникам НКВД, а затем подписал изготовленный следователями протокол допроса.

Подобную же характеристику, написанную на священника следователем НКВД, подписал и секретарь сельсовета. Свидетели как на нечто значимое и преступное в воззрениях священника указывали на то, что он утверждал: христианство существует уже две тысячи лет и переживет и колхозы, и советскую власть, в чем явно проявлялось, по их мнению, его неверие в конечное торжество социализма.

После допросов отца Димитрия отправили в Таганскую тюрьму в Москве. 5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения, и он был отправлен в исправительно-трудовой лагерь Беломорско-Балтийского комбината. 23 декабря он прибыл в Медвежьегорск, где для него начались дни каторжного труда, выдержать которые в течение десяти лет вряд ли было возможно, но на первых порах здоровье позволяло ему выполнять норму.

В 1939 году супруга священника Мария Михайловна направила жалобу в прокуратуру. Она писала: «На предварительном допросе следователем не было предъявлено ему никакого обвинения, не было также и какого-либо обвинительного материала или каких-либо доносов против него. Никакого судебного разбора по данному делу до сего времени не было, и он сам, как и я, не знаем, за что он выслан на десять лет... Прошу вас пересмотреть и установить степень его виновности и законность его ареста и высылки».

Начальник районного отделения НКВД на это ответил, что считает осуждение священника правильным.

В 1940 году, в день праздника Преображения Господня, отец Димитрий послал заявление в управление НКВД по Московской области с просьбой пересмотреть его дело. «Как священник, - писал он, - я обычно в праздничные дни произносил проповеди (как необходимую часть богослужения), в которых разъяснял то или иное событие из Священного Писания: его происхождение и значение с чисто религиозной точки зрения. Крестные ходы устраивались три-четыре раза в год и всегда по просьбе группы верующих, и всегда совершались только вокруг храма, не выходя за пределы положенной черты.

Поскольку совершение богослужения советскими законами не запрещено, следовательно, незапрещенной является и проповедь как часть богослужения, также и крестные ходы. Что касается обвинения в агитации против колхоза, то это обвинение голословно, так как не подтвердилось ни свидетельскими, ни иными какими-либо доказательствами. Вот на основе этого материала я и был осужден тройкой НКВД по Московской области в исправительные трудовые лагеря сроком на десять лет...

Моя вина перед советской властью состоит в том, что я священник и совершал богослужение и другие религиозные обряды, которые советскими законами не запрещены; но это не может служить основанием для моего заключения. В лагерях работаю стахановскими методами, ни одного отказа от работы не имею, ни одного выговора за нарушение лагерной дисциплины у меня нет. Прошу управление НКВД по Московской области мое дело пересмотреть, а также прошу мой десятилетний срок отменить и освободить меня от заключения».

Но и на этот раз священнику было отказано в рассмотрении его просьбы на том основании, что он «новых доводов для вторичного рассмотрения дела не приводит», а его самого отправили этапом в Талажское отделение Кулойлага в Архангельской области.

1942 год. Небольшой каторжный лагпункт. Шла война. Заключенные остались без пропитания - властям было уже не до них. И многих в этих условиях ждала голодная смерть. Отцу Димитрию только что исполнилось пятьдесят восемь лет, из них - девять лет обучения, десять - служба на поприще народного просвещения, двадцать один год - служба пастырем и пять лет заключения. Священник Димитрий Касаткин скончался в Кулойлаге 28 октября 1942 года и был погребен в безвестной могиле.

Автор: ДАМАСКИН (Орловский), игумен

http://www.foma.ru/golodnaya-smert-v%C2%A0kulojlage.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Дамаскин (Орловский)
7 дней в камере смертников
Священномученик Григорий Аверин 1889-1937
20.09.2016
«Союзплодовощ» или смерть за Христа
Cвященномученик Виктор (Моригеровский), мученица Ирина (Смирнова). Расстреляны 07.03.1938
08.03.2016
Все статьи Архимандрит Дамаскин (Орловский)
Последние комментарии
Непотопляемый из Израиля
Новый комментарий от Александр Уфаев
16.01.2025 11:37
Ритуальный погром Русской Культуры
Новый комментарий от Человек
16.01.2025 11:27
О так называемом подсознании
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
16.01.2025 10:06
Где моя деревня, где мой дом родной?..
Новый комментарий от РОНОЛ
16.01.2025 07:47
Русский писатель и «кольцо власти»
Новый комментарий от Сергей из НН
16.01.2025 07:17
«Перелётные люди» Эвелины Азаевой
Новый комментарий от Павел Тихомиров
16.01.2025 03:56