Протоиерей Думитру Стэнилоае о святом Причащении

0
315
Время на чтение 6 минут

«Патриарх румынского богословия» протоиерей Думитру Стэнилоае (1903-1993) - один из самых уважаемых священников Румынской Церкви - разъяснял, что значит Причастие для христианина, как к нему готовиться, насколько часто причащаться.

Протоиерей Думитру Стэнилоае
Протоиерей Думитру Стэнилоае - Какова роль духовника в духовном росте христианина?

- Его роль огромна. Лучшие чада Церкви были сформированы искуснейшими духовниками. Но для этого духовники должны жертвовать своим временем и духовным, сердечным теплом для каждого, ведя его по пути евангельского учения, терпеливо начиная с того уровня, на котором находится каждый.

- Каково значение Святого Причастия?

- Посредством Святого Причащения мы принимаем воскресшее Тело воскресшего Христа как залог нашего воскресения. А поскольку мы все принимаем одно и то же Тело Христово, то мы объединяемся. Поэтому святая Литургия и Евхаристия в высочайшей степени сохраняют единство Церкви.

- В какой мере Святое Причастие способствует обожению человека? Можно ли с этой целью советовать более частое причащение?

- Святое Причастие способствует нашему обожению, если оно принимается с верой, покаянием и если мы рачительны к добродетелям, чтобы силою воскресшего Тела Христова мы могли идти вперед к жизни, подобной жизни Христа, принесшего Себя в жертву и воскресшего. Более частое причащение, с полным приготовлением, приводит к тому, что в нашем теле и крови всё более напечатлеваются чистые и воскресшие Тело и Кровь Христовы, делая нас всё более подобными святым по чистоте, любви, духу жертвенности и силе воскреснуть для жизни вечной, в блаженстве. Таким образом, мы всё более становимся сынами Отца по благодати и братьями друг другу во Христе. <...>

- Что вы думаете о тех священниках, которые без епитимии преподают слишком часто Святое Причастие? Не приближаемся ли мы таким образом к католической практике и не десакрализуем ли святыню?

- Святое Причастие преподается верующим, которые не отпали от веры и получили прощение тяжелых грехов в таинстве исповеди. Некоторые из этих грехов нуждаются после их исповедания в более продолжительном времени покаяния после их совершения: убийства, аборты. Живущие в блуде или невенчанные, даже если откроют это свое состояние духовнику, не могут быть допущены к Святому Причастию всё то время, пока будут продолжать оставаться в этом состоянии.

Верующие, не имеющие тяжелых грехов, могут причащаться несколько раз в году, но только после исповеди. Существует традиция Церкви предлагать этим верующим исповедь четыре раза в году, в четыре больших поста: Великий, Рождественский, Успенский и Петров.

Самые ревностные и проводящие как можно более чистую жизнь могут причащаться и чаще, но всегда после исповеди и самое меньшее - после четырех дней поста, из которых только два дня выпадают на пост особенный (среда, пятница).

Определение Константинопольского собора, состоявшегося в конце XVIII века, когда возник спор о том, как лучше причащаться: чаще или реже, гласит, что допустимо и то и другое, но всегда после исповеди.

Если задуматься о древней традиции времен первоначальной Церкви и призыве священника, звучащем на каждой литургии: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите!» - то кажется, что не должно быть ни одной святой Литургии, за которой не причащалось хотя бы несколько верующих из тех, кто проводит чистую жизнь. Но думаю, было бы нехорошо, если бы причащались все или очень многие верующие за каждой святой Литургией без исповеди и поста, даже если они считают себя не имеющими тяжелых грехов. Это может привести к автоматизму, потере ощущения того, что ты приобщаешься к Святыне.

Мы должны с трепетом переживать этот момент как потому, что погрязаем во всяческих помыслах, критике в адрес других, неприятностях, так и из сознания того, что причащаемся пречистого Тела Господа неба и земли и Его дражайшей Крови.

Праздник Успения в монастыре Путна
Праздник Успения в монастыре Путна     

Для нашего народа, особенно для поселян, Святое Причастие - великий праздник, оно возвышает этот день над другими. Все готовятся к нему усиленными молитвами, наряжаются в одежду, которой не надевают в обычные дни, все испрашивают друг у друга прощения, старательно избегают занятий обычными житейскими попечениями.

- Какие добрые дела нужно совершать верующему перед Святым Причастием? А после него?

- Верующие должны помириться с теми, с кем находятся в натянутых отношениях, до принятия Святого Причастия: испросить прощения у тех, кого огорчили, и простить тех, кто доставил им неприятности; если они рядом или им можно позвонить - то в личном общении, а если нет - то изгладив всякий след огорчения в своей душе и в то же время молясь о них. Это значит причащаться «с чистым помыслом». Если рядом есть люди нуждающиеся, тогда, если могут, пусть помогут им; если есть больные, старые, одинокие - пусть посетят их. Надо также исполнить советы, данные им духовником.

- Расскажите о радости духовной, которую получают верующие после Святого Причастия. Это не залог радости небесной?

- Верующие испытывают после Святого Причастия безмятежность души, прощенной Богом, радость чувствующих Христа в себе и уже не замкнутых исключительно на одной земной жизни. У них радость чувствующих себя примиренными со всеми людьми, понимающих и любящих всех. Она действительно залог той радости небесной, когда каждый будет братом для всех, и возлюбленным чадом для Отца Небесного, и возлюбленным братом для Христа.

- Каковы в общем самые главные воздействия, дары, которые подает нам Святое Причастие?

- Церковь учит, что Святое Причастие преподается нам «во оставление грехов и жизнь вечную», то есть для вечной жизни в блаженстве. Ведь пречистые Тело и Кровь Христовы изглаждают из нашего существа грехи, совершенные в ведении и неведении, которые невозможно исповедать, а вечность воскресшего Тела Господня, неподвластного тлению, придает нашей душе силу для восстановления нашего тела в нетлении и блаженстве в момент всеобщего воскресения.

Причащение апостолов. Византийская миниатюра. XI в.
Причащение апостолов. Византийская миниатюра. XI в.     

Прощение и глубокое изглаждение всех наших грехов мы получаем благодаря состоянию сынов Отца Небесного, а его мы получаем по напечатлению в нас Тела Сына Его Единородного, и это же состояние обеспечивает нам вечную жизнь в полном блаженстве всего нашего существа.

Глубокое прощение грехов равнозначно укреплению нас, ослабевших в результате грехов, и исцелению более или менее явных болезней нашей души и тела, нашедших на нас в форме или вследствие грехов. Это исцеление и укрепление (подтвержденное молитвами до и после причащения) нашего тела и особенно души подаст душе силу восстановить свое тело в момент всеобщего воскресения, а также силу вечного и блаженного продолжения существования нашей личности.

Но Святое Причастие, оказывая эти воздействия на человека, придает ему и качество наследника Царства Небесного, поскольку он соединен со Христом, Который и как Человек стал Сыном Царя этого Царства, то есть Отца. Качество сына Отца, Царя вечного, сонаследника Царства вместе с Сыном Единородным дает человеку дерзновение к Отцу во всех его прошениях.

Он снимает со своей совести бремя грехов, рабского страха, сохраняя лишь робость сына. Он больше не чувствует себя осужденным, подлежащим суду. Поэтому просит Отца еще до причащения сподобить его говорить Ему с дерзновением «Отче». А все эти чувства и качества верующий получает потому, что принял и Духа Сына, Которым преисполнено Тело Христово (молитва иерея перед «Отче наш»[1]).

Вопросы протоиерею Думитру Стэнилоае
задавал архимандрит Иоанникий (Бэлан),
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Ieromonah Ioanichie Bălan. Convorbiri duhovniceşti. Episcopia Romanului şi Huşilor, 1984. Vol. 1. P. 184, 64-66.

[1] Эта молитва звучит так: «Тебе предлагаем живот наш весь и надежду, Владыко Человеколюбче, и просим, и молим, и мили ся деем: сподоби нас причаститися Небесных Твоих и Страшных Таин, сея священныя и духовныя Трапезы, с чистою совестию, во оставление грехов, в прощение согрешений, во общение Духа Святаго, в наследие Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или осуждение».

http://www.pravoslavie.ru/put/65168.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Думитру Стэнилоае
Все статьи Протоиерей Думитру Стэнилоае
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06