Служить Родине и народу

0
611
Время на чтение 17 минут
«Служение народу»

 

Хотя с момента начала деятельности по восстановлению быта, традиций и культуры донского казачества прошло уже более двадцати лет, перед казаками и правительством Ростовской области еще лежит огромное непаханое поле проблем, требующих решения.

«Служи верно своему народу, а не вождям», гласит одна из заповедей казачества. Это вовсе не значит, что казаки не признают главенства над собой. Слова эти говорят о том, что превыше всего казак ставит свое служение народу и Родине ради их благоденствия, а не собственной корысти и славы. Определяющими принципами существования казачества от века являлись принципы войсковые. Казачьи хутора и станицы исстари обходились без стражей порядка: с малых лет воспитываемые в строгих законах военного уклада, казаки легко управлялись своими силами. Потому неудивительно, что и первая служба, в которой нашли себя потомственные казаки, заключалась в охране общественного порядка и государственной границы. В 2012 году уже свыше тысячи казаков несли службу в составе дружин в 54 муниципальных районах и городских округах. В результате их действий совместно с сотрудниками полиции удалось пресечь более 60 тысяч правонарушений и выявить более 3000 преступлений.

«Терпи, казак, атаманом будешь!» 

Может, и без высоких чинов, но терпение и правда приносит свои плоды. Спустя почти сотню лет, к казакам может снова вернуться часть былого самоуправления: в городе Шахты планируется в начале 2014 года создать подразделение казачьей милиции. Основной их задачей станет контроль за поддержанием чистоты и благоустройства города. Лозунг казачьей милиции вполне соответствует духу казачества: «Стараниями каждого вершится общее». Мэр города Шахты Денис Станиславов считает, если опыт будет успешным, подобные структуры создадут по всей области. А успех несомненно будет. Ведь у казака-дружинника и рвение к службе особое, и доверия к нему у простых людей больше, чем к рядовому стражу закона.

Не стоит на месте работа и в этом году: уже к началу лета 2013 года казаки приняли участие в раскрытии 275 преступлений и пресечении более 1300 правонарушений. Не оставляет уроженцев Донских степей и слава былых походов: казаки принимали участие в проведении почти 1300 рейдов, результатами которых только за май этого года стали десятки единиц изъятого за незаконное хранение оружия и килограммы наркотических веществ. Пригодилось в работе служителей закона и казачье воинское наследие - верховая езда. Именно казаки стали ядром конной полиции донского региона, обучая полицейских-кавалеристов и формируя собственные конные подразделения.

Граница страны также вернулась под бдительный казачий надзор. Не привыкать донскому казачеству границу на замке держать, а уж в полях-то казак каждую травинку знает. Только за первую половину 2013 года казачьими разъездами было задержано 35 нарушителей пограничного режима. На сегодняшний день создано также 12 казачьих пожарных команд, обеспечивающих безопасность районов, не покрываемых муниципальными пожарными частями. Начала работу войсковая природоохранная служба, оберегающая природное наследие Донского края. Например, в Сальском казачьем округе дружинниками совместно с органами рыбоохраны было проведено 156 рейдов, в результате которых было возбуждено 35 уголовных дел по статье 258 о браконьерстве, и было изъято несколько сотен сетей, 32 единицы маломерного флота, сотни килограмм рыбы и раков. Подобные мероприятия проводились и в других округах.

Службу на страже закона казаки несут с отвагою, не уступающей воинскому делу. При задержании лиц, преступивших закон, дружинники нередко рискуют жизнью. За последние годы при исполнении служебных обязанностей погибли трое дружинников, еще трое получили тяжелые ранения. Всевеликое Войско Донское, однако же, не единой воинской доблестью сильно. Сохранили казаки и широту необъятной русской души. Южная Осетия до сих пор помнит гостеприимство донских казаков, укрывших детей с их матерями в лагере на побережье Азовского моря, когда грянул гром артиллерийской канонады в августе 2008-го.

Работа казачьих дружин за последние годы наглядно показала, что вложения в казачью службу окупаются сторицей. Ведь без деятельности казачьего войска уже немыслимы стали покой и благополучие Донского края.

«Здорово ночевали, господа кадеты!»

Много на поле всякой разной травы растет, да все вместе как-то уживаются. А все оттого, что на одной земле родятся, одним ветром колышутся. Так и казаки, взращенные вольным ветром этих полей, привыкли за землю свою держаться. Пример дружности и единства казачьего общества жизненно необходим России в эти новые смутные времена. В казачьих станицах и по сию пору воспитывают настоящих патриотов, хранящих память и уважение к традициям народа и истории родного края. «Прошлое - вот как та дальняя степь в дымке», - пишет Шолохов в книге «Судьба человека». Прошел, мол, двадцать километров, и уже пашню от травокоса, да лес от бурьяна и не отличить. Только где ж это видано, чтобы на Дону, да родные корни забывали?

На сегодняшний день в Ростовской области уже сформирована система казачьего образования, воспитывающая в молодых казаках чувство долга и гражданской ответственности. Кроме нескольких десятков специализированных казачьих детских садов, общеобразовательных школ и профессиональных училищ, на территории Ростовской области функционирует шесть кадетских корпусов: Ростовский, Морозовский, Новочеркасский, Шахтинский, Белокалитвинский и Аксайский. На счету этих корпусов более 36 тысяч детей из неполных семей, которых казачьи дружины вызволили из культуры подворотен и подвалов, избавив от незавидной судьбы алкоголизма и наркотической зависимости, а казачьи корпуса предоставили новый кров. Кадетские корпуса подарили ребятам новую семью и достойную цель в жизни.

Казачата-кадеты обучаются не только общим дисциплинам: особое внимание уделяется истории малой Родины и казачества, а также военно-патриотической и физической подготовке. Старые и опытные казаки передают ребятам традиционные навыки обращения с исконно казачьим оружием: шашками и кинжалами, учат верховой езде и строевой подготовке. Обучение проходит в строгих обычаях традиционного казачества, и кадеты со временем впитывают старый, полузабытый дух вольного Донского казачества, находящий новое рождение в юных, горящих сердцах.

«Здорово ночевали, господа кадеты!» - именно так приветствуют воспитанников казачьих кадетских корпусов каждое утро. Традиционный ответ - «Слава Богу!» Помнить, что они - потомственные донские казаки, кадет учат с детства. За хорошую память даже медали специальные предусмотрены. Набирают в кадетские корпуса и девочек. Разницы в программе обучения практически нет - военно-прикладные навыки равно обязательны и для казаков, и для казачек.

Множество ребят сами отчаянно хотят попасть в такие кадетские корпуса. Коренным уроженцам Донских степей по сердцу дух казачества. Даже эмблема Белокалитвинского корпуса, признанного в 2012 году лучшим среди казачьих кадетских корпусов России, говорит сама за себя: олень, пронзенный стрелой. «Казак всегда предпочтет гибель жизни в неволе», уверены Белокалитвинские казачата. Шевроны с полюбившимся символом носят с гордостью. Выпускники казачьих кадетских корпусов с погонами расставаться не хотят: уходят в кадровые военные, МЧС и МВД. Такой преданности казачьим идеалам веры, чести и долга перед Отчизной казачата тоже обязаны кадетским корпусам. Не зря в этих стенах даже прегрешения кадет разбираются их собственными товарищами на так называемом «суде чести». Уступок «по дружбе» нет: за недостойное поведение кадета кара всегда справедлива. Вплоть до отчисления: казачью заповедь «По тебе судят обо всем казачестве и народе твоем» здесь помнят твердо.

Кроме общеобразовательных и военных дисциплин кадет обучают таким традиционным навыкам, как народные танцы и лозоплетение. Во многих семьях мечтают определить детей в эти учебные заведения. Но мест мало - конкурс достигает 10 претендентов, а в стенах кадетских корпусов могут обучаться немногим более тысячи человек. В целях решения этой задачи губернатор Ростовской области Василий Голубев утвердил график расширения сети казачьего образования до 2020 года. Согласно ему, будут открыты кадетские корпуса в Орловском поселке (первый восточный корпус) и Таганроге, причем Таганрогский станет уникальным в своем роде морским казачьим кадетским корпусом. 

Директор Белокалитвинского Матвея Платова казачьего кадетского корпуса, войсковой старшина Владимир Диденко убежден, что именно за кадетскими корпусами - возрождение подлинного казачества. «Именно через детей мы воспитываем свое будущее», - замечает он. Через детей, которых еще в детстве учат говорить: «Слава Богу, что мы казаки!»

Всего на развитие кадетского образования ежегодно выделяется около 350 млн рублей. Особое внимание Правительство Ростовской области уделило и довоенной подготовке казаков. Губернатор с готовностью поддержал идею казаков о создании центра военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе. «Эта тема интересная. Вопрос с подготовкой к военной службе актуален сегодня и будет актуален всегда, давайте доводить его решение до конца», - подчеркнул Василий Голубев на встрече с атаманами казачьих округов Ростовской области в конце 2012 года.

Мало правильно засеять и взрастить, урожай и пожать с умом надо. Перед Правительством Ростовской области встает новая задача: обеспечить выпускников казачьей образовательной системы местами в высших учебных заведениях региона. В будущем для решения этой задачи планируется создать специальные казачьи образовательные учреждения, а на данный момент Всевеликое Войско Донское заключило договор с 14 вузами юга России, по которому будут выделяться места целевого приема казаков по рекомендациям местных казачьих обществ.

Многое сделано, и еще больше предстоит сделать, чтобы обеспечить возрождающееся казачество должным уровнем образования и предоставить все условия профессиональной реализации на малой родине, не вынуждая потомственных казаков покидать родные хутора и станицы.

«Казак без веры - не казак»

В старину на Дону говорили: учение образует ум казака, а православное воспитание - нрав. Как не видят себя казаки вне России, так не знают они жизни и вне лона Русской церкви. Недаром говорят, что лишь два столпа Российской империи пережили революцию - религия и казачество. Благодаря сотрудничеству с Донской митрополией в различных казачьих образовательных учреждениях был введен курс «Основы православной культуры». Семьдесят лет казачество было отлучено советской властью от родной церкви, и сейчас вернуться к святой, безоглядной вере прадедов - дело нелегкое. Но казаки уверены: если не дети - так внуки нынешних казаков уж наверняка будут истинно верующими.

В последние годы среди казачества повелось массово участвовать в православных празднованиях: Покрова Пресвятой Богородицы, покровительницы казаков Всевеликого Войска Донского, дня Донской иконы Божией Матери, Казанской иконы Божией Матери и многих других. В день Покрова Пресвятой Богородицы 2009 года Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в выездном заседании Совета по делам казачества при президенте РФ. В своем выступлении патриарх Кирилл отметил, что российские казаки не раз кровью доказывали свою преданность Церкви и Отечеству, и теперь Церковь казаков не оставит.

«Отцы и дети»

Казачество - это не только единое, дружное товарищество, но и крепкие, священные семейные узы. Семья для казака неразрывно связана с понятием Отчизны и дома. Традиции казачества учат чтить старших и заботиться о младших, и этот принцип не имеет ничего общего с формальной вежливостью. Старость для казаков - это история, а история своего рода, как и своей земли - жизнь казака. Документированная память о предках в казачьих обществах восходит к концу XIX века и бережно хранится с тех времен и по наши дни. Народная память - еще крепче. Молодость же - будущее казачества, и почитается ничуть не меньше. 

Да и сами традиции и уклад казаков говорят об этом красноречивее многих слов. С давних пор бытует среди казаков такой обычай: коли сын в семье один, на левое ухо ему вешали серьгу. Офицеры, приметив такую метку в ратном строю, молодых казаков старались беречь. Продолжатель рода, как-никак. А многодетные семьи в казачьих обществах были самыми богатыми: каждому мужчине в семье, от мала до велика, полагалось по десятине земли. К сыновьям отцовское отношение сурово, но трепетно. «На Серебряном Хуторе стоял дед, - рассказывает пожилой казак. - Стоит и за Дон глядит. Его спрашивают, мол, чего ты на том Серебряном Кургане углядеть пытаешься? А дед отвечает: сыновья мои ушли в девятнадцатом году, может, вернутся... А год-то уж семьдесят второй». Нередко можно услышать от старожилов казачьих станиц такие рассказы.

Сейчас таких семей уже почти не осталось. Казачьей вины в том нет - просто не возродилось еще казачество настолько, чтобы дети с первых лет, с молоком матери впитывали казачье отношение к земле, где они рождены. Проникнуться же идеей того, что казак - сын Отечества, которое он призван  защищать от рождения и до тризны, в нашу пору еще труднее. Передача знаний в каждой семье ведется бережно, от отца - сыну. Казаки и сейчас крайне неохотно раскрывают некоторые семейные секреты. На просьбу показать, как обращаться с казачьей шашкой, так прямо и говорят: «Я и сыну-то стараюсь без свидетелей эту науку передавать, а чужим показывать и подавно не стану, простите уж великодушно». Задача родителей важна: подготовить детей к служению в казачьем войске и к самостоятельной жизни. До своего пятнадцатилетия молодой казак должен научиться самостоятельно обустраивать собственный быт и обладать основными навыками военной подготовки - в пятнадцатые именины ему перед атаманом смотр держать.

Сейчас часть забот о патриотическом воспитании и возрождении духа казачества в юном поколении взяли на себя специальные казачьи детские сады. В детском саду «Золотая рыбка» в городе Семикаракорске Ростовской области разработана программа «Наш город - казачьего края частица». Она направлена именно на то, чтобы воспитать в казачатах любовь к Родине, родному краю и его истории. В программу включено большое количество различных традиционных казачьих песен, игр и литературы.

В казачьем детском саду стараются всячески соблюсти обстановку, привычную ушедшим поколениям казачества: на полках - традиционная казачья утварь, в помещении обязательно - красный угол с лампадой. Дети хорошо разбираются в названиях и предназначении предметов быта, многое делают своими руками. То, что маленькие казачата могут недополучать в семьях в первые годы жизни, тоже стараются компенсировать. Детский сад «Золотая рыбка», как и другие аналогичные детские сады, постоянно организует посещения различных краеведческих и казачьих музеев и станиц, где сохраняется традиционный уклад казачьего быта.

Детские сады не пытаются навязать своим маленьким подопечным единственно правильное восприятие действительности: в стены той же «Золотой рыбки» принимают детей любого вероисповедания и культуры. Главной и единственной задачей воспитателей казачьих детских садов является подробное ознакомление ребят с культурой и традициями Донского казачества. А гордость в детских сердцах возникает сама собой. Потому что есть, чем гордиться.

«Что быльем поросло»

«Травой зарастают могилы, - давностью зарастает боль». Выводя эти строки, Михаил Александрович Шолохов едва ли задумывался о том, сколь двусмысленно будут звучать его слова полвека спустя. Ветер времени зализал и боль, и саму память о былых временах. Потускнела казачья слава, и едва не исчезла память о казачестве вовсе. Но не исчезла. И здесь стойкость казачья оказалась кстати.

Словно бы вопреки донскому писателю, принялись казаки в последние годы пыль с могил да склепов сдувать. При участии донского казачества восстановили и освятили на греческом острове Лемнос одно из казачьих кладбищ, благоустроили захоронения, мраморные плиты установили. В Азове и на Монастырском урочище Аксайского района стали проводить Войсковые панихиды в День казачьей славы. По части казачьей памяти донские погосты могут поведать многое. Именно здесь покоятся родители Степана Разина, в этих местах погребена мать Емельяна Пугачева, и здесь же нашел последнее пристанище и бунтовщик Кондратий Булавин.

Впрочем, не громкими именами выражается истинная историческая ценность казачества. Ведь именно от майдана в старом Черкасске (нынешний Старочеркасск), на котором собирался казачий круг, зависело столь много значимых решений. Казачий майдан ведал вопросами войны и мира по праву: казачье войско считалось могучей силой, составлявшей существенную долю всей русской армии в целом.

Одной заботой о павших казаки не ограничиваются. Всего год назад воскресили память и о былой боевой славе: 12 августа 2012 года стартовал конный поход Донских казаков до Парижа, посвященный двухсотлетию со времен Отечественной войны 1812 года. Многие из участников - потомки воинов, сражавшихся под началом атамана Платова. Последние шаги донские казаки на родных степных скакунах проделывали под проливным дождем. Впрочем, как и два века назад, на продвижение русской кавалерии погода не повлияла.

«Глаз радуется. Какая форма, какая выправка!» - не могут надивиться местные жители. А опытные французские конники не отрывают взглядов от гордо вздымающих головы коней, и никак не могут поверить, что эти скакуны только что оставили за спиной почти 3000 километров за два месяца. Согласитесь, есть повод гордиться.

К слову, за последние десятилетия государственного деятеля и великого военачальника Матвея Ивановича Платова, предводителя знаменитого казачьего похода, увековечили на Донской земле в трех новых казачьих памятниках и трех бюстах. Начало нового века вообще оказалось щедро на мемориалы. Казачество, точно, вознамерилось бронзовыми да каменными гвоздями памятников приколотить едва не ускользнувшее прошлое накрепко к Ростовским степям. Чтоб уж наверняка все невзгоды пережила память о донском казачестве.

В 2005 году на Соборной площади столицы Донского и мирового казачества города Новочеркасска был установлен памятник «Примирения и Согласия». Его открытие было приурочено к празднованию двухсотлетия со дня основания города. Мемориал символизирует единство казаков, не зависящее от национальности и гражданства. «Слава Богу, что мы казаки», гласит надпись на мраморном постаменте. Не донские, не кубанские, не запорожские - просто казаки. Казак, как говорится, везде казак. Сегодня это - лишь один из многих мемориалов такого рода. Но именно этот - первым ознаменовал шаг к общенациональному примирению и единению казаков. Еще один памятник погибшим в Гражданской войне установили на Троицкой площади Новочеркасска в 2007 году. Поклонный крест, возвышающийся на месте разрушенного большевиками православного храма, хранит память о невинно убиенных казаках и священнослужителях в смутные революционные годы.

Отметились казачьи потомки и за рубежом: не стесненные узами советской власти, казаки открыто и безбоязненно выражали свою признательность выдающимся выходцам казачьего рода. Так, ограниченные в средствах казаки-эмигранты в США возвели памятник «Казаки - Казакам», увековечивающий как вождей, так и рядовых казаков, боровшихся за казачью волю и имя. Вынашивают амбициозные планы и французские казаки. Место для памятника уже найдено, но средств на памятник, достойный казачества, пока не хватает. От имени представителей трех казачьих Войск обратились французские эмигранты к казачествам всех стран, и призыв уже дал первые всходы: отозвались не только казаки. Нет нужды говорить о важности и значимости этого проекта для казачества. В его выполнении должны объединиться все казаки, независимо от политических взглядов и принадлежности к группировкам. Этот памятник, как и другие, должен принадлежать всем казакам и стать символом их единения.

Хранит казачья память и имена поэтов и писателей. С 2007 года ежегодно стал проходить литературно-музыкальный фестиваль имени Николая Туроверова «Я вернулся на Дон...», возвращающий Донским казакам знаменитые произведения, сбереженные в казачьем зарубежье. 

 

А и что, что зарубежье? Казачество, даром что на разных полях, да одним ветром и Солнцем взращено, и понимают друг друга казаки куда как лучше иных людей. Не мудрено, что в этом году казачество внесло предложение создать на базе Всевеликого Войска Донского центр культурных связей с казачьим зарубежьем, организовать культурный обмен и воссоединение казаков с исторической Родиной.

«Где пропадает казачья земля»

Задача по сохранению целостности донского казачества, однако же, охватывает много больше вопросов, нежели только образование и профессиональный рост молодых поколений казаков. Для обретения желаемой самостоятельности и самобытности казачьим обществам требуется возможность ведения эффективной экономической деятельности на своей территории. И, в отличие от организации необходимого уровня муниципального образования, в деле обеспечения действенных экономических механизмов Россия чувствует себя еще не столь уверенно. Донское Правительство постоянно сталкивается с проблемами, вызванными несовершенством экономической и законодательной базы. Ключевые сложности, с которыми столкнулось возрождающееся казачество - недостаток земли и невозможность окупить усилия, необходимые на ее использование. Кроме того, многие места традиционного проживания казачьих обществ испытывают заметный недостаток рабочих мест. Страдают казаки и от невозможности получить необходимые для начала работ кредиты - поручаться за казачество перед банками никто не спешит. Губернатор Василий Голубев, однако же, убежден, что преодоление этих препятствий - всего лишь дело времени.

В настоящий момент в Ростовской области функционирует рабочая группа, состоящая из ученых Южно-Российского института-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, работников Правительства Ростовской области и представителей казачьих обществ. В их задачи входит разработка системы материальных и моральных стимулов экономического развития казачьих обществ и предпринимательства и развитие международных экономических связей Войска. Уже шесть лет на Дону успешно реализуется программа поддержки казачьих обществ, рассчитанная до 2014 года. 41 муниципалитет области - 75% от их общего числа - проводят собственные муниципальные программы.

Земля для казака - Мать и Отчизна. Подобно прихотливому степному ковылю, держатся казаки за родные поля. Традиции, уклад, самый дух казака - все питает земля, на которой они обитают испокон века. Обрести вновь родные края - первостепенное условие для полноценного воссоздания самобытной казачьей культуры, и для поддержания патриотического духа: ведь лиши казака земли - не за что ему сражаться станет, нечего за спиной оставлять, и возвращаться - некуда.

На заседании 27 декабря 2012 года комиссия ЮФО в составе Совета при президенте Российской Федерации по делам казачества, находящаяся в Ростовской области, указала на намерение продлить программу поддержки казачьих обществ и рекомендовала главам муниципальных районов предусматривать в своих бюджетах финансовые средства на мероприятия по реализации Стратегии развития государственной политики РФ в отношении российского казачества до 2020 года.

 

Решается вопрос о создании структуры в виде бюджетного государственного учреждения «Казаки Дона», учредителем которого станет Ростовская область. Создание такой организационно-правовой формы позволит упростить взаимодействие правительственных органов и донского казачества, при этом обеспечив прозрачную и эффективную реализацию средств областного бюджета, выделяемого на цели развития казачьих обществ. Безусловно, это только первые шаги в данном направлении. Основные необходимые меры будут разрабатываться на основе результатов исследовательской работы ученых при содействии казаков и членов правительства.

На пути казаков еще много препятствий, но нельзя не признать: донское казачество возродилось, и теперь осталось лишь вписать его в действующую социальную и законодательную структуру государства. К сегодняшнему дню донское казачество проделало довольно большой, трудный и очень важный путь своего возрождения. Одним из них наиболее важным стало то, что все больше казаков и их потомков узнают о своем казачьем происхождении, гордятся им и в меру своих сил и возможностей включаются в работу на благо казачества. Крайне символично, что именно представители казачьего кадетского корпуса в этом году приняли участие в параде на Красной площади в честь Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Этой чести удостоился Аксайский Данилы Ефремова казачий кадетский корпус.

Сегодня казачество снова заняло свое законное место на передовой, столько веков отстояв его кровью и потом. Потому что нет для казака иной цели, как служение Отечеству и Вере. Так, выступая на Большом Круге, атаман Гончаров сказал: «Слава Богу, что мы казаки - и я вместе с вами, братьями. Горжусь вами и призываю идти в новое будущее в крепкой связке, плечом к плечу, с честными помыслами и горячими сердцами!»


Публикуется в рамках совместного тематического проекта газеты «Культура» и правительства Ростовской области.
Материалы подготовили: Станислав Пермяков, Геннадий Белоцерковский,
Алексей Кобляков,  Анна Платонова.

http://portal-kultura.ru/articles/country/11128-sluzhit-rodine-i-narodu/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Рождённые в СССР
Новый комментарий от учитель
30.12.2024 18:53
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 18:45
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 17:19
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
30.12.2024 16:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22
«В этом трагедия лютеранства и его адептов»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
30.12.2024 14:36
Обстановка внутри и вокруг УПЦ
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 14:29