Скандальный характер обрело на Украине появление в конце сентября совместного заявления глав украинских церквей, якобы поддержавших курс на сближение с Европой, а Россию оставивших всего лишь в добрых соседях, в адрес которой высказали надежды, что она не будет мешать свободному выбору Украины. Рядом с именем главы раскольнической церкви митрополита Филарета (чья позиция понятна) оказалось имя главы канонической Украинской православной церкви митрополита Владимира.
А на днях появилось заявление монахов Свято-Успенской обители (Донецкая область) о том, что "европейское цивилизационное пространство" украинскому народу чуждо, а митрополит Владимир, поддержавший интеграцию с ЕС, выразил лишь свое личное мнение.
Мы обсуждаем эту тему с главой пресс-службы УПЦ МП Василием Анисимовым.
Василий Анисимов: Это заявление было инициировано нашей властью. Оно выдержано в таком советском духе, но среди прочего призывает к общенародной дискуссии. А это, в общем, нормально.
То есть это не вердикт, а приглашение к дискуссии?
Василий Анисимов: Церковь точно не может быть инициатором поддержки того или иного политического или экономического курса. Она не может призывать свою паству к евроинтеграции или в Таможенный союз - это просто запрещено законом. Не может Церковь и заниматься опросом верующих: вы за Евро- или Таможенный союз? Это вне ее компетенции, поскольку она находится вне политики и объединяет людей самых разных взглядов и последователей самых разных курсов.
Очень странным было само появление этого заявления. Его повесили, убрали, затем повесили новый вариант. Потому что первый вообще-то был скандальным, в нем подпись митрополита-раскольника Филарета стояла раньше подписи главы канонической церкви митрополита Владимира. Последовал скандал.
Мне кажется, те, кто составлял это заявление, получили общее распоряжение от президента, что это "нужно сделать", и включили в него много несообразностей. Ну если Россию просят не беспокоиться о судьбе Украины, то тогда и Европу, наверное, стоит попросить о том же самом. Этот непрофессиональный, сляпанный на скорую руку документ породил большую волну кривотолков.
Что касается заявления Донецкого Свято-Успенского монастыря, который организовал знаменитый старец Зосима (Сокур), духовный возродитель Донбасса, то парадокс в том, что он был духовником светской донецкой власти, он ее христианизировал.
Да, я читала о нем книгу и помню, что у него "окормлялся" Янукович, о котором он хорошо отзывался и на которого надеялся как на человека, чтущего идеалы единства Украины с Россией.
Василий Анисимов: Да, старец мучительно воспринимал разрыв Украины, России и Белоруссии. Он считал, что это должна быть единая Русская земля, и мы предполагали, что именно в таких духовных традициях он и воспитал тогдашнюю донецкую и нашу сегодняшнюю власть.
Как все-таки подпись владыки Владимира появилась под этим заявлением?
Василий Анисимов: Я думаю, что это произошло по просьбе Виктора Федоровича, который много делает для Церкви. Но подпись не означает наше присоединение к внецерковной политической позиции. Внимание митрополита, всего скорее, остановили на словах, объявляющих общественную дискуссию по всем этим вопросам. Сегодня ведь все выборы путей для Украины происходят без всяких референдумов, под заклинания, что "это наш последний шанс!". Почему "последний"? Евросоюз, что ли, куда-то провалится? Поэтому ценность дискуссии, не говоря уж о всенародном обсуждении, сегодня в Украине очевидна.
Я думаю, владыке дали какую-то бумажку, так написанную, что в принципе ее можно было и подписать. Но отсюда и пошло большое смущение. Это какое-то шулерство. Так это не делается.