Гражданам СССР выдающийся русский архитектор Алексей Викторович Щусев памятен как автор известных московских строений - мавзолея Ленина, Казанского вокзала (воздвигался, страшно подумать, с 1913 г. по 1940 г.!), станции метро «Комсомольская-кольцевая», здания НКВД на Лубянской площади, Большого Москворецкого моста, гостиницы «Москва», он создал и план реконструкции Москвы 1918-1925 гг. Добавим также Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, да и институт Маркса-Энгельса-Ленина в Тбилиси, театр оперы и балета в Ташкенте. Замечено точно: Щусев умел тонко учитывать местную архитектурную традицию во всех своих постройках - от Бари до Алма-Аты, от Царского Села до Абастумани.
Некоторые помнят, что Щусев был востребован в советское время и отмечен четырьмя Сталинскими премиями - в 1941, 1946, 1948 гг. и даже посмертно в 1952 г., через три года после кончины. Однако не все знают, что советское бытие мастера было не всегда безоблачным: в 1918-1923 гг. он руководил разработкой генерального плана «Новая Москва», который год-два спустя был резко раскритикован городской администрацией, и лишь авторство мавзолея Ленина (начиная с деревянной его версии 1924-го) позволило архитектору не попасть под мельницу репрессий.
Пристальные любители отечественной архитектуры знают и ценят вклад Щусева в храмовое строительство в дооктябрьский период русской истории, когда он проектировал очень красивые православные храмы, опираясь на эстетику древних русских соборов.
Совсем мало кто помнит, что состоятельные клиенты охотились за модным модерновым архитектором Щусевым. Что в 1913 г. по проекту Щусева был построен павильон на художественной выставке в Венеции, архитектурная композиция которого, как уверяют специалисты, была своеобразной интерпретацией русской национальной архитектуры XVII в. Тогда же в итальянском городе Сан-Ремо по чертежам Щусева и под руководством архитектора Пьетро Агости был возведен православный храм Христа Спасителя - в стиле русских церквей XVII-XVIII вв. с каменной резьбой, изразцами, с шатровой колокольней.
Со временем Илья Репин назовет его лучшим рисовальщиком среди русских архитекторов, но хвалить начнет уже в период учебы Щусева в Петербургской академии художеств, когда тот еще раздумывал, кем стать - архитектором или живописцем. Рассказывали, что на студенческих штудиях Репин, взглянув на написанную Щусевым фигуру натурщика, произнес: «Не надо и спрашивать - сразу видно, что рисовал архитектор! Как хорошо построена фигура...»С 1894 г. Щусев занимался в мастерской Л.Н. Бенуа, у которого получил основательную профессиональную подготовку.
Такая занятная получилась питерская зацепка у Шусева к Харьковской губернии, к ней имели прочную личную привязку и Репин, и Бенуа. Впоследствии она найдет выход в строительстве на Харьковщине храма Спаса Всемилостивого - в лесах близ харьковской деревни Натальевка, под Мерефой.
Возможно, сахарозаводчику П. Харитоненко не давали спокойно спать лавры его тезки, П. Третьякова, когда он принял решение создать на Харьковщине нечто сродни усадьбам старой дворянской знати (Кусково, Марьино, Остафьево), которые видел в Подмосковье. Село Натальевка промышленник построил для любимой дочери Натальи, и храм и парк (с газонами и цветниками, редкими породами деревьев, в частности карельской березой, с насыпными «поющими террасами») - для нее же.Поставленный устроителями и созидателями в честь Христа Натальевский храм в советский период отводился то под биллиардную, то под библиотеку, то под котельную. Безбожные времена были не очень добры к храму, однако он стоит уже 105 лет. Наши соотечественники по простоте идиотических помыслов отбивали ноги коненковскому (вырезанному лично известным скульптором) Распятому Христу, изваянному на южном фасаде храма, забеливали наглухо фрески «Рождество», «Крещение», «Жены мироносицы», «Не рыдай мене, Мати», выполненные художником-«мирискуссником» А.И. Савиновым, который потратил на создание шедевров три года, поселившись в Натальевке и постигая, по его словам, «значение баланса масс, гармонию линий, место для цвета и значение его чередования, и во всем этом заложенный пафос». Его росписи, посвященные жизни Иисуса, дошли до нас только в виде черно-белых фото и рисунков.
Слава Богу, деревня Натальевка жива. И храм Спаса Всемилостивого свечой Господней все еще возвышается посреди слобожанского леса близ реки Мерчик, радуя любого притекающего сюда своей горненебесной красотой.
А в целом - древняя Русь Киевского периода прорежется в жизни и трудах Шусева весьма отчетливо.
Как видно по географии охвата, Щусев был человеком с размахом, так сказать, стягивающим пространства Отечества в единое целое. Золотой медалист Академии отправится в Самарканд, где в составе археологической экспедиции исследовал гробницу Тамерлана. Но спустя год все-таки отбыл в турне европейское. Халат и тюбетейка, в которых мы видим Щусева на портрете работы М. Нестерова, похоже, имеют «самаракандско-тамерлановские» корни. И вся цветовая гамма портрета - оттуда, из Средней Азии.
Значимой точкой приложения сил архитектора до Октябрьского переворота было храмовое строительство. Кроме вышеупомянутого храма в Сан-Ремо, это и храм в честь преп. Сергия Радонежского на Куликовом поле (1911), и Покровский собор московской Марфо-Мариинской обители, основанной великой княгиней Елисаветой Феодоровной в 1909 г.Для православной Руси Щусев в первые тринадцать лет ХХ века сотворил шедевры - когда, несмотря на видимость грядущего распада, кипение социалистических учений и декаданс, многие обратились к русским историческим истокам - в вере и эстетике.Какую такую изыскал в себе Щусев наследственную пуповину, прикрепляющую его личное к огромному, космическому, общерусскому? Исследователи говорят о древнерусском стиле, в котором Щусев создавал свои храмовые жемчужины. Провизантийский дух нашел свой выход и в Русском павильоне, созданном по проекту Щусева для международной выставки в Венеции.
В 1904-1905 гг. зодчий был занят реконструкцией святыни древлянского края - древнейшей церкви Святого Василия в Овруче, а также реставрировал иконостас Свято-Успенского собора Киево-Печерской лавры. Это всё, надо полагать, очень впечатлило тридцатилетнего архитектора.
Троицкий храм в Почаевской Свято-Успенской лавре был построен Щусевым в 1906-1912 гг. по заказу епископа Антония. Наружные надвратные мозаики, удивляющие и сегодня свежестью, новизной и даже дерзновением, сделал для храма Н. Рерих. А паникадило, тоже изготовленное в древнерусском стиле, под стать самому храму, увенчанному шлемоподобным воинским куполом, было подарено государем Николаем II.
Издававшийся в Почаевской лавре журнал «Русский инок» писал: «Построен собор во вкусе православной старины XV в. и представляет собой точную копию (вчетверо большую) другого, Троицкого же собора, находящегося в Лавре Сергиевской... Новый храм Почаевской Лавры спроектирован знаменитым академиком А.В. Щусевым, который является в области архитектуры тем же, кем явились в области живописи Васнецов и Нестеров. Он сумел так художественно возродить русскую старину, что когда любуешься этим собором с его башнею, величественным куполом, таинственными хорами и переходами, - как бы погружаешься в давно минувшие времена, когда Русь воистину была святою, когда она, начиная от палат великокняжеских, представляла собой огромный монастырь, живший по уставам Св. Церкви, строго соблюдавшей заветы преподобных отцев».Помним, что живописцы Васнецов и Нестеров немало потрудились на киевской ниве: это они закончили к 1888 г., 900-летию Крещения Руси, росписи нового Владимирского собора в Киеве. И обязательно отметим еще одну связь: щусевский Покровский храм (тоже со шлемовидными, ядрененькими, как псковско-новгородские грибы-боровички, куполами) в московской Марфо-Мариинской обители блистательно расписал М. Нестеров.
Алексей Щусев родился 8 октября (26 сентября по ст. ст.) 1873 г., то есть 140 лет назад, в семье кишиневского смотрителя богоугодных заведений Виктора Петровича Щусева и Марии Корнеевны Зозулиной. Как говорится, кто мог предвидеть, что это - будущий академик, выученик европейских столиц, что он будет преподавать в Строгановском художественно-промышленном училище, Московском училище живописи, ваяния и зодчества, во ВХУТЕМАСе (1920-1924), а также Московском архитектурном институте, что в 1926-1929 гг. будет работать директором Третьяковской галереи, где под его руководством к основному зданию галереи сделают пристройку - с фасадом, выполненном по рисункам В.М. Васнецова.
В годы Великой Отечественной войны Щусев будет участвовать в восстановлении Истры (1942-1943) и Новгорода (1943-1945).
С городом, подарившим Русскому Мiру этого выдающегося мастера, Кишиневом, который он называл Южной Пальмирой, со всей Молдавией, расположенной на юго-западе Российской империи, Щусева-архитектора связали и его творения. Он участвовал в разработке генеральной схемы реконструкции Кишинева в 1945-1947 гг., увы, нереализованной (после войны архитектор прожил всего четыре года). Теперь этот план, своеобразная мечта о светлом городе (помним песню Е. Доги «Мой белый город, ты цветок из камня...»), архитектурная утопия, находится в кишиневском доме-музее архитектора (ул. Щусева, 77) в виде авторских акварелей; имя русского архитектора в Кишиневе носит также детская городская художественная школа.
На Буюканском спуске архитектор предусмотрел для себя дом-мастерскую, где рассчитывал работать на закате дней. Его ждали в Молдавии, но 24 мая 1949 г. Алексей Викторович скончался в Москве и был похоронен там же на Новодевичьем кладбище.Кишиневский же проект Щусева был осуществлен лишь частично: из трех радиальных проспектов проложили лишь один, до 1959 г. называвшийся Центральным лучом Щусева, а потом носивший названия проспект Молодежи, Возрождения, ныне же нареченный именем поэта Г. Виеру. В акварелях архитектора можно увидеть его проекты Молдавского оперного театра, Молдавского государственного университета, парка Победы, здания правительства с памятником Кутузову. Последние - нынешней орумынивающейся и орусофобливающейся Молдове - похоже, совсем ни к чему.Но то, что созидалось с любовью, прописано на небесах. Бог сохраняет всё.
_________
Фото - ukrtour.org, stroim-s-umom.ru и автор