Умирающий храм

0
228
Время на чтение 4 минуты

25 лет назад начался необычный марафон. Было понятно, что время не терпит, что за подъемом последует спад, и участники забега, начавшие с самого начала, и те, кто постепенно включались в гонку, спешили. Не все пришли к финишу, да и наступил ли этот финиш?

 

Вспоминается, как открывались первые храмы. Да, именно восстановлению разрушенных святынь придавалось первоочередное значение. Это было, конечно, правильно. Россия приняла Православие прежде всего по причине эстетической красоты этой религии. Самое пышное богослужение, самые красивые храмы, даже одежды духовенства - самые необычные. Поэтому в борьбе за души вчерашних атеистов вполне разумно было восстановить былое величие храмов.

За эти годы многое достигнуто, не меньше половины храмов по Руси вновь обрели свое былое величие. Вот только прихожан в этих храмах почти что и нет, разве что в крупных городах в праздничные дни храмы наполнены молящимися. В селах и маленьких городках храмы не пустуют два-три, много четыре раза в год. И если строительство и восстановление храмов в определенной степени финансируется за счет благотворителей, чаще всего жителей столицы или же областного центра, то содержание храма - обязанность прихожан. Но что делать, если этих прихожан почти что и нет?

 

На одном приходе, не хотелось бы называть место, настоятель практически без благотворителей привел храм в нормальное состояние. Сделал ограду, покрасил старую крышу, чтобы не ржавела, приобрел утварь и облачение. Прослужив несколько лет, вынужден был уехать. Следующий настоятель был очень ревностным служителем - при нем в первое время прихожан стало больше, человек пятнадцать вместо десяти. Он провел газ и сделал отопление. Но прошло несколько лет и из пятнадцати прихожан осталось пять. Кто-то умер, кто-то перестал ходить по разным причинам. Отапливать храм стало невозможно - не за что, да и для кого? Не сам этот священник захотел уйти, его перевел архиерей. Третий настоятель послужил с год и сам сбежал на лучший приход. С тех пор за два года в храме было совершено четыре службы. Никому стал не нужен храм, в который вложили душу два священника.

 

История, которая уже произошла на этом приходе, произойдет в ближайшем будущем на многих приходах. Молодое духовенство, не имея возможности существовать за счет благотворителей, не решается ехать в глухие села к восстановленным, но пустым храмам. Прежнее поколение духовенства постепенно уходит в мир иной. И лет через десять многие, очень многие храмы опустеют. Как только священник начинает служить один на два-три прихода, а богослужения будут совершаться не каждое воскресенье - приход начинает умирать. Умирает приход - умирает и храм.

В 90-е годы храмы часто сравнивали с живыми существами.

Деревянные церкви Руси,
Перекошены древние стены.
Подойди и о многом спроси, -
В этих срубах есть сердце и вены.

А. Шаганов

 

Действительно, многие именно так воспринимали в те годы эти дивные жемчужины архитектуры. Прошло время и новое поколение иначе выражает свое отношение: «А насколько нужен храм? Первым христианам достаточно было комнатки в катакомбах или в обычном доме. Так что служить ту же Божественную литургию можно где угодно. Не в иконостасе же дело и всяких входах и выходах, а в духе» - пишет мне Виктор из Москвы. Воцерковленный молодой человек, еженедельно причащающийся. Просто он другого поколения, других взглядов. И он совсем не одинок в своем мнении.

Так «живые» храмы - или же это только помещения для молитвы и совершения таинств? Или, может быть, нечто среднее? Но может ли быть среднее между этими двумя крайностями? Наверное, очень многое зависит от нашего отношения к каждому конкретно храму. Любим ли мы его и, что, наверное, даже важнее, нужен ли он нам?

 

Потому как неправильно утверждать, что храм нужен Богу. Богу нужны другие храмы - мы с вами. И если эти храмы пустуют без Духа Святаго, тогда для чего стоят каменные стены? Сейчас, спустя более чем 20 лет «возрождения духовности на Руси», понятно, что внешнее легче восстановить, чем внутреннее. Но это внешнее просто прах и пепел без наполнения. Если наши сердца далеки от Бога, то все остальное никак не сможет скрасить эту страшную духовную трагедию. А именно это ужасное произошло с многими нашими соотечественниками. Не смогли они преодолеть порог воцерковления, так и остались, в лучшем случае, захожанами. Не стали храмы их родным домом, чужды им богослужения, лишь крестить детей да освящать куличи заходят они в храмы, которыми восторгаются как памятниками архитектуры, как наследием предков. Только это наследие оказалось не нужно наследникам. И пока нет выхода из этого печального тупика национального сознания...

http://www.pravmir.ru/umirayushhij-xram/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Андрей Ефанов
Священник и психолог о любви к «братьям меньшим»
Любовь к животным: всё хорошо в меру
21.12.2022
Все статьи Протоиерей Андрей Ефанов
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06