Осень без весны, или Восхождение без спуска

0
210
Время на чтение 5 минут

«Осень жизни, как и осень года, надо, не скорбя, благословить», - пела Алиса Фрейндлих в рязановском фильме «Служебный роман». Когда он вышел на экраны, мы были совсем юными. Мы благословляли, как умели, свою весну и даже представить себе не могли, как это: благословить осень. Осень жизни, столь отличную от осени года: за этой, второй, календарной, следуют зима и весна, а вот за первой весны не следует. За нею следует вечность, но об этом мы тогда задумывались еще меньше, чем о неизбежном конце земной жизни. Хорошие фильмы не стареют, как известно, и люди на экране не стареют. А в жизни...

«...Но кто нас защитит от ужаса, который // Был бегом времени когда-то наречен?» - спрашивала Ахматова. Впрямь, не самое ли это беспощадное из всего на Земле - необратимость и неостановимость времени, неизбежность старения и смерти? И на самой жестокой войне у человека есть какой-то шанс уцелеть; и от неизлечимой болезни человек до конца надеется каким-то чудом излечиться; и приговоренный к смертной казни верит, что его в последний момент помилуют. Но от так называемой естественной смерти - смерти от старости - избавлен только тот, кто до старости не дожил. И это все знают. И здесь нет никаких, даже самых наивных иллюзорных надежд - ни у кого на свете.

Однако до поры до времени - до того момента, возможно, когда на нашем собственном горизонте смутно замаячит это самое всеобщее и неизбежное - мы совершенно не склонны воспринимать старение как трагедию. Напротив, мы воспринимаем это как нечто естественное. Бабушка умерла? Ну так что ж тут особенного: сколько лет-то уже ей было! Вон, молодые умирают. А она пожила, дай Бог каждому...

На днях у одного из моих знакомых, человека средних лет, умирала бабушка. Получив от него это короткое известие, я в первую очередь подумала о том, что из-за бабушки у нас с ним сорвется запланированная встреча, которая совершенно необходима, а во вторую... Во вторую - и не потому ли, что на моем собственном горизонте это уже замаячило, хотя и отдаленно? - я подумала о том, что чувствует сейчас эта немощная 90-летняя женщина, сознающая, что ей пришел конец?... Что вся земная жизнь - сложная, горькая, радостная, тяжелая, интересная, жестокая, прекрасная - уже не для нее, а для других? И что буду чувствовать я, когда придет мое время?

Я вспомнила свою бабушку. Ее угасание тянулось долго, и мы привыкли, что она лежит, что за ней надо ухаживать. Я уже работала и в родном селе бывала наездами. Львиная доля ухода доставалась маме, и не только по причине моей занятости и жизни в городе, но еще и потому, что она сама упорно стремилась взять на себя как можно больше, а мне оставить как можно меньше, и не самое тяжелое. А я не особенно рвалась на помощь. Нет, покормить-то покормлю, конечно, и умыться-причесаться помогу, и даже букет полевых цветов принесу, чтоб лето как-то присутствовало в бабушкиной комнате. Но с утра до глубокой ночи делать всё...

Однако ведь не только в уходе нуждалась моя угасавшая бабушка. Ей нужно было, чтоб ее воспринимали как полноценного человека, члена семьи; чтобы с ней общались. Чтоб ее не оставляли одну в четырех стенах, хотя бы и оживленных летним букетом. А мне было с нею тяжело, трудно, тоскливо. К тому же она очень плохо слышала. И я, отдежурив, отулыбавшись свои самоназначенные десять или пятнадцать минут, делала чрезвычайно озабоченное лицо и уходила - якобы к каким-то своим срочным делам. А она оставалась - наедине со своей смертью. Она умирала и прекрасно понимала это. А что понимала я?

В день, когда ей с утра стало хуже, мне нужно было срочно уезжать в город на работу. Я бросила за спину рюкзак и побежала на станцию, оставив маму суетиться вокруг бабушки: первый раз что ли! Сотовых телефонов тогда не было. Телеграмма меня обогнала.

Как нам этого не хватает - понимания, осознания трагизма старости! Люди, которые сами уже приближаются к ней, видят ее на горизонте, сострадательней молодых - это не удивляет. Но это нельзя принимать как единственно возможный вариант - дескать, что с них взять, с молодых-то. Это очень большая беда на самом деле - то, что многие родители не могут научить детей правильному отношению к пожилому человеку, что из нашего общества уходит уважение и любовь к нему. Наша молодая поросль если не поголовно, то по крайней мере в большой своей части не знает, что бабушке или дедушке нужно уступить место в автобусе; что просьба убавить громкость музыки должна быть исполнена немедленно и без всякого «качания прав»; что прежде, чем перепрыгивать обычный в нашем городе уличный водный поток, надлежит оглянуться и предложить свою помощь тому, кто прыгать уже неспособен. В этом, конечно, есть доля вины и самих пожилых людей тоже: «Что ты, что ты, деточка, сиди, я постою!». Но о чем говорит эта сверхсмиренная реакция на обычное проявление вежливости? О том, что эта бабушка боится, стесняется воспользоваться своим правом; что она стыдится самой себя; что она привыкла быть никем, ненужным, отжившим человеком. За этим комплексом зачастую - и пенсия, самим своим размером сообщающая человеку о его ничтожестве, и невозможность получить нормальную медицинскую помощь...

Но это отношение к немолодому человеку как к «не совсем уже человеку», сознательно или бессознательно усваиваемое многими людьми, не только от социального неблагополучия происходит, конечно. Оно - от бездуховного отношения к человеку вообще.

Что есть человек? Он яко трава; дние его яко цвет сельный; тако оцветет; яко дух пройде в нем, и не будет (Пс. 102, 15-16) Можно об этом не помнить, и любить человека за физическую красоту, за молодость и здоровье, за создаваемую всем этим общую приятность и, как принято нынче выражаться, позитивность; то есть за то, что этот человек создает нам хорошее настроение. А если все эти земные утешения - молодость, красота, здоровье - человеку уже отказали; если его одолевают болезни; если он не может уже быть энергичным, коммуникабельным и мобильным и вид его действует на нас угнетающе - тогда отказать ему в любви и заодно в уважении. Вот это и есть бездуховное отношение, так мне представляется.

А ведь именно тогда, когда человек лишается привычных повседневных утешений - таких, например, как приятный вид собственного лица в зеркале, или радость от эффектной обновки (все равно уже - что на себя ни надень...), или перспектива всевозможных интересных дел, путешествий и т.д. - тогда-то он и оказывается наедине с Богом. Старость проверяет, есть ли у человека утешение непреходящее, радость духовная, уверенность в жизни вечной. И если человек это у себя находит, он радуется находке так, как не могут радоваться юные. И благословляет осень жизни, не скорбя. Видели ли вы стариков, исходящих светом? Если не видели, понаблюдайте потихоньку за своими приходскими бабушками. Не каждая такова, нет! Но одну непременно найдете.

Мы все движемся в одном направлении - в путь всей земли (3 Цар. 2, 2); люди, которых мы привычно называем стариками, идут впереди нас. Они уже вошли в то страшное, грозное, но вместе и радостное, во что нам только предстоит войти. Они - наши, если угодно, предшественники и представители там - близко к смерти и близко к Богу. Они помогают нам помнить о тщете наших утешений, о необратимости времени, о неизбежности той самой осени, за которой не следует уже весны земной, но может, милостью Божией, последовать весна несрочная.

Здесь возможно еще одно сравнение, или, научно выражаясь, метафора - восхождение альпинистов, их путь к вершине. Сначала - зеленая долина, изобилующая плодами и стадами. Затем - первые испытания горы: кремнистые тропы, бурные потоки, пропасти, но здесь же, рядом - альпийские цветы, птицы, дивный воздух и доброе солнце. А еще выше - голые камни. Мороз ниже пятидесяти. Кинжальный ветер. Вечный лед. Слепящий свет. И небо.

Обычные альпинисты, если с ними, не дай Бог, не случилось на восхождении никакой беды, вернутся в долину. А жизнь каждого из нас - восхождение без спуска. На вершине беспощадно тяжело. Но от нее один шаг до Неба и столько же - до бездонной пропасти.

Фото Юлии Ракиной

Газета «Православная вера» № 18 (494)


http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-10-02-23-16-38-osen

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22