Возвращение в Средневековье

Проблема мигрантов из стран Азии как никогда остро коснулась сегодня Москвы. Дело не в том, что мы утрачиваем культуру речи и поведения, находясь в обществе азиатских рабочих: во дворе дома, в маршрутке, в магазине, и даже в детском садике, где русских нянь становится всё меньше. Проблема в том, что, угнетая государствообразующий русский народ, национальные меньшинства не могут создать высококультурное общество. Я понимаю, что народам, которые волею судеб оказались примкнувшими в огромной и сильной России, нужно помогать. Но почему в 1991 году о своём скором бедствии не думали малые народы, когда выгоняли русских учителей, врачей и военных из своих республик, а порой и уничтожали их?

Фильм «Вернулись мы на Родину» (2012 г.) (автор сценария и режиссёр Людмила Коршик) рассказывает о русских беженцах из Таджикистана, которые вот уже двадцать лет ютятся в бытовках на окраине Борисоглебска.

Фильм отнюдь не бередит и без того тревожный «русский вопрос» и проблему с мигрантами. Режиссёр пытается дать картину взаимоотношений русских и таджиков в период последних семи десятков лет.

Одна из героинь фильма вспоминает, как в 1942 году таджики встречали эвакуированных в Душанбе ленинградцев, добровольно брали их к себе в семьи. Потом, уже после войны, семьи из Душанбе отправляли своих детей учиться в ВУЗы в Москву и Ленинград - к тем, кого они принимали в тяжёлую годину.

В 90-е всё изменилось. Учительница русского языка и литературы, участница фильма,  рассказывает, как к ней в таджикскую школу пришли её ученики, прошедшие войну в Афганистане, и сказали: «Вам надо прятаться. Скоро начнётся».

В фильме звучат такие реплики русских беженцев: «Мы были свидетелями того, к чему призывали Травкин и Собчак. Только благодаря их призывам началась гражданская война в Таджикистане».

Таджиков из кишлаков специально привозили в Душанбе, чтобы они грабили магазины и устраивали беспорядки. Цивилизованные таджики вместе с русскими организовывали отряды самообороны. Ваххабиты выгоняли русских на том основании, что они вывозят у них природные богатства. Только когда русские были вытеснены, горнодобывающей промышленности на территории Таджикистана и вовсе не стало. Может, кто и вспомнит  сегодня слова русской учительницы, которая сказала в те страшные дни своим таджикским ученикам: «Вы сегодня растоптали своё счастье. Вам Советская власть дала всё. Вы стали образованными, культурными, умными. А теперь вы вернётесь в Средневековье».

События, описанные в этой документальной картине, созвучны тому, о чём идёт речь в известном художественном фильме «Тихая застава» Сергея Маховикова, снятом на основе исторических событий, которые у многих ещё в памяти. Там тоже одна из героинь - русская учительница. И недаром в Махачкале сегодня высится памятник русской учительнице, установленный правительством Дагестана. Понемногу на развалинах «перестройки» приходит понимание того, что дали русские учителя и врачи малым народам союзных республик.
И фильм «Вернулись мы на Родину» помогает воссоздать хронику тех нелепых событий, подлых предательств... Восставшие ваххабиты имели огнестрельное оружие (откуда?), а русские семьи защищались только палками и железными прутьями. Один из русских беженцев рассказывает такой эпизод из жизни начала 90-х: «Шёл на работу, а по Душанбинке плыли трупы, таджики остановились и наставили на меня пистолет...»

Фильм Людмилы Коршик построен на монологах героев событий тех лет. Художница из русских беженцев рассказывает, как ее папа фронтовик, защищавший Москву, создал в Душанбе художественный фонд, в котором были заняты и русские, и таджики, «жили одной семьёй».

В 90-е было уже не до спасения искусства, все благие начинания и русских, и таджиков оказались растоптаны ослеплёнными яростью нелюдями.

Эти несчастные безумцы вправе сегодня винить тех, по чьей злой воле они потеряли своё будущее и будущее своих детей.

Одна из участниц фильма Людмилы Коршик, русская таджичка говорит о сегодняшних молодых людях в Таджикистане, а также о мигрантах, которые заполонили сегодня Москву: «...Из этого мальчика мог бы лётчик вырасти или профессор получился бы. А он на рынке стоит. Кому это было нужно?»
Режиссёр, работая над фильмом, дала возможность простым рабочим, учителям и врачам высказать своё мнение о произошедшем в стране, что стала им родной. По телевидению нам этого не говорили, не говорят и не скажут. Почему?

Отвечает один из участников фильма, рабочий: «Тем, кто борется за власть там, содружество народов не нужно...»  Да и какое тут содружество, когда: «Попадая в Москву, кажется, что попал в Среднюю Азию... Они приезжают, наши законы не соблюдают, свои устанавливают».

И всё же в фильме слышатся и такие реплики помнящих доброе советское время людей: «Я - интернационалистка». Но в них уже сомнение и горечь. «Я тоже был интернационалист, но мой интернационализм начинает как-то угасать со временем», - размышляет другой собеседник режиссёра.

Но самая главная проблема, ради решения которой снят фильм - это положение русских беженцев из Таджикистана, которые вот уже двадцать лет ютятся в бытовках на окраине Борисоглебска. Их дети вырастают в нечеловеческих условиях. Как им не стать изгоями? За что страдают эти люди, которые положили свои силы и здоровье для благоустроения союзной республики, и оказались выброшенными из своих домов там и не принятые на Родине?

Получается, что сегодня у мигрантов - таджиков прав на жизнь и работу в русской столице больше, чем у русских беженцев. Доколе будет продолжаться такая несправедливость?
И у этих обескровленных людей ещё хватает сил надеяться: «Я думаю, русский народ всё перетрёт. И сделает то, что он всегда делал. Выживем в любом случае».

http://webkamerton.ru/2013/09/vozvrashhenie-v-srednevekove/

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Ирина Ушакова:
Как на грозный Терек...
Заметки о поездке в казачий край
23.08.2019
Позднее, но покаяние…
В селе Татево Тверской области установлен и освящен купол на Троицкой церкви
27.05.2019
Литературный конкурс учит любви и мужеству
В Посольстве Сербии прошёл IX конкурс сербской патриотической поэзии и песни «Сербия в сердце моём…»
23.05.2019
Национальное достояние или сточные канавы?
О судьбе русских рек - новые фильмы режиссера Валерия Тимощенко
22.04.2019
Все статьи автора