Проблема мигрантов из стран Азии как никогда остро коснулась сегодня Москвы. Дело не в том, что мы утрачиваем культуру речи и поведения, находясь в обществе азиатских рабочих: во дворе дома, в маршрутке, в магазине, и даже в детском садике, где русских нянь становится всё меньше. Проблема в том, что, угнетая государствообразующий русский народ, национальные меньшинства не могут создать высококультурное общество. Я понимаю, что народам, которые волею судеб оказались примкнувшими в огромной и сильной России, нужно помогать. Но почему в 1991 году о своём скором бедствии не думали малые народы, когда выгоняли русских учителей, врачей и военных из своих республик, а порой и уничтожали их?
Фильм «Вернулись мы на Родину» (2012 г.) (автор сценария и режиссёр
Людмила Коршик) рассказывает о русских беженцах из Таджикистана, которые
вот уже двадцать лет ютятся в бытовках на окраине Борисоглебска.
Фильм отнюдь не бередит и без того тревожный «русский вопрос» и проблему
с мигрантами. Режиссёр пытается дать картину взаимоотношений русских и
таджиков в период последних семи десятков лет.
Одна из героинь фильма вспоминает, как в 1942 году таджики встречали
эвакуированных в Душанбе ленинградцев, добровольно брали их к себе в
семьи. Потом, уже после войны, семьи из Душанбе отправляли своих детей
учиться в ВУЗы в Москву и Ленинград - к тем, кого они принимали в
тяжёлую годину.
В 90-е всё изменилось. Учительница русского языка и литературы,
участница фильма, рассказывает, как к ней в таджикскую школу пришли её
ученики, прошедшие войну в Афганистане, и сказали: «Вам надо прятаться.
Скоро начнётся».
В фильме звучат такие реплики русских беженцев: «Мы были свидетелями
того, к чему призывали Травкин и Собчак. Только благодаря их призывам
началась гражданская война в Таджикистане».
Таджиков из кишлаков специально привозили в Душанбе, чтобы они грабили
магазины и устраивали беспорядки. Цивилизованные таджики вместе с
русскими организовывали отряды самообороны. Ваххабиты выгоняли русских
на том основании, что они вывозят у них природные богатства. Только
когда русские были вытеснены, горнодобывающей промышленности на
территории Таджикистана и вовсе не стало. Может, кто и вспомнит сегодня
слова русской учительницы, которая сказала в те страшные дни своим
таджикским ученикам: «Вы сегодня растоптали своё счастье. Вам Советская
власть дала всё. Вы стали образованными, культурными, умными. А теперь
вы вернётесь в Средневековье».
События, описанные в этой документальной картине, созвучны тому, о чём
идёт речь в известном художественном фильме «Тихая застава» Сергея
Маховикова, снятом на основе исторических событий, которые у многих ещё в
памяти. Там тоже одна из героинь - русская учительница. И недаром в
Махачкале сегодня высится памятник русской учительнице, установленный
правительством Дагестана. Понемногу на развалинах «перестройки» приходит
понимание того, что дали русские учителя и врачи малым народам союзных
республик.
И фильм «Вернулись мы на Родину» помогает воссоздать хронику тех нелепых
событий, подлых предательств... Восставшие ваххабиты имели огнестрельное
оружие (откуда?), а русские семьи защищались только палками и железными
прутьями. Один из русских беженцев рассказывает такой эпизод из жизни
начала 90-х: «Шёл на работу, а по Душанбинке плыли трупы, таджики
остановились и наставили на меня пистолет...»
Фильм Людмилы Коршик построен на монологах героев событий тех лет.
Художница из русских беженцев рассказывает, как ее папа фронтовик,
защищавший Москву, создал в Душанбе художественный фонд, в котором были
заняты и русские, и таджики, «жили одной семьёй».
В 90-е было уже не до спасения искусства, все благие начинания и
русских, и таджиков оказались растоптаны ослеплёнными яростью нелюдями.
Эти несчастные безумцы вправе сегодня винить тех, по чьей злой воле они потеряли своё будущее и будущее своих детей.
Одна из участниц фильма Людмилы Коршик, русская таджичка говорит о
сегодняшних молодых людях в Таджикистане, а также о мигрантах, которые
заполонили сегодня Москву: «...Из этого мальчика мог бы лётчик вырасти или
профессор получился бы. А он на рынке стоит. Кому это было нужно?»
Режиссёр, работая над фильмом, дала возможность простым рабочим,
учителям и врачам высказать своё мнение о произошедшем в стране, что
стала им родной. По телевидению нам этого не говорили, не говорят и не
скажут. Почему?
Отвечает один из участников фильма, рабочий: «Тем, кто борется за власть
там, содружество народов не нужно...» Да и какое тут содружество, когда:
«Попадая в Москву, кажется, что попал в Среднюю Азию... Они приезжают,
наши законы не соблюдают, свои устанавливают».
И всё же в фильме слышатся и такие реплики помнящих доброе советское
время людей: «Я - интернационалистка». Но в них уже сомнение и горечь.
«Я тоже был интернационалист, но мой интернационализм начинает как-то
угасать со временем», - размышляет другой собеседник режиссёра.
Но самая главная проблема, ради решения которой снят фильм - это
положение русских беженцев из Таджикистана, которые вот уже двадцать лет
ютятся в бытовках на окраине Борисоглебска. Их дети вырастают в
нечеловеческих условиях. Как им не стать изгоями? За что страдают эти
люди, которые положили свои силы и здоровье для благоустроения союзной
республики, и оказались выброшенными из своих домов там и не принятые на
Родине?
Получается, что сегодня у мигрантов - таджиков прав на жизнь и работу в
русской столице больше, чем у русских беженцев. Доколе будет
продолжаться такая несправедливость?
И у этих обескровленных людей ещё хватает сил надеяться: «Я думаю,
русский народ всё перетрёт. И сделает то, что он всегда делал. Выживем в
любом случае».