Молитва не должна превращаться в истязание или самоистязание

0
192
Время на чтение 5 минут
Межсоборное присутствие разработало и опубликовало ряд проектов документов, в числе которых - «О подготовке ко Святому Причащению», вокруг которого развернулась полемика. Предлагаем вашему вниманию мнение об этом документе протоиерея Всеволода Чаплина.

Фото Анны Гальпериной

Фото Анны Гальпериной

- Я участвовал в некоторых стадиях обсуждения этого документа, и мне кажется, что документ имеет верную направленность. Но, конечно, есть масса возможностей его усовершенствовать. Может быть, эти правила должны действовать с некоторыми ограничениями для детей, для пожилых людей, для инвалидов, но все-таки должны существовать нормы, обязательные к соблюдению большинством верующих. Наверное, стоит более четко сказать об обязательности чтения Последования перед причащением. Сказать о том, что нужно прощать обиды перед причастием.

Я всегда выступал за то, чтобы были сняты жесткие ограничения, которые приводили к тому, что люди избегали причастия и причащались один-два раза в год. Мы не должны отпугивать людей от причастия и превращать его в какую-то сложную и обременительную практику. Но еще менее правильно было бы вести дело к тому (а такая тенденция сегодня прослеживается), чтобы причастие было включено в обывательский образ жизни как некий малозначимый его элемент.

Если мы регулярно читаем Евангелие, если мы читаем святоотеческие произведения, то видим, насколько далек настоящий христианский образ жизни от бытия современного обывателя, прилагающего массу сил для зарабатывания денег и поддержания собственного здоровья и не способного посвятить Богу даже одну пятую часть своего времени.

Настоящий христианин посвящает Богу основную часть времени. В связи с этим, может быть, не стоит обрывать следующую цитату из первого послания апостола Павла к Коринфянам: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. (Первое послание к Коринфянам 11:28,29) Стоит вспомнить и следующие три стиха: От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (Первое послание к Коринфянам 11:30-32).

Очень грозные слова. Не случайно причастие в нашей церковной традиции называется «страшной жертвой», связывается не только с молитвой, но и с испытанием собственной совести. Если она не чиста, как можно приступать к такой святыне? Не случайно говорится в Писании: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5:24).

Это нужно воспринимать очень всерьез - и эту заповедь Господню, и необходимость очиститься от любого греха, даже мысленного. Надо жить, как настоящие христиане, соотнося себя не с атеистом-начальником, не с развратной телезвездой, а с христианами апостольского времени. Тогда с чистым сердцем и умом при должной молитвенной подготовке можно и нужно приступать к Святым Тайнам как можно чаще.

- А как к причастию должны готовиться дети? Должны ли для них быть какие-то послабления?

- Безусловно, послабления быть должны. Да, приучать детей к молитве, в том числе перед причастием, можно уже с юных лет. Да, наверное, полное Последование ко Святому причащению, состоящее из канонов и молитв, ребенок в пять-шесть лет еще не поймет, но лет в десять уже многое сможет воспринять на слух, а в двенадцать поймет все, если грамотно объяснить. Я сам в тринадцать-четырнадцать лет это последование уже, наверное, вполне понимал и никаких трудностей при этом не испытывал. Так что десять - двенадцать лет, на мой взгляд, это тот возраст, когда самое время начинать всерьез молиться.

А какие-то послабления, как я уже сказал, конечно же, нужны и для детей, и для очень пожилых людей, и для людей с ограниченными умственными возможностями. Все должно быть разумно, молитва не должна превращаться в истязание или самоистязание. Но не нужно и оправдывать себя каким-то небольшим недугом или новомодной теорией о том, что «Господь и так все знает» и больше ничего нам говорить Ему не надо. Эти оправдания зачастую используются для того, чтобы молитву оставлять и забывать.

- Своевременен ли это документ, не запоздал ли он?

- Может быть, он и запоздал. Сейчас Межсоборное присутствие разрабатывает многие серьезные темы. И эта тема очень важная, неплохо, что она сейчас активно обсуждается. Может быть, следовало заняться этим вопросом немножко раньше, но в любом случае, не нужно и дальше откладывать ее обсуждение. Кто то, наверное, понимая, что тема эта непростая, предпочел бы еще лет двадцать молчания и стихийного формирования приходской практики, но это не совсем правильно.

- Не слишком ли жесткие правила устанавливает этот документ?

- Понимаете, в чем дело... Когда практики подготовки разнятся от чрезвычайно жесткой повседневной подготовки до полного отсутствия даже малой ее части, от подробной исповеди до полного ее опущения, какая-то норма все-таки должна быть введена.

- У Вас в храме какова практика подготовки к причастию?

- Читать Последование, по крайней мере. Поститься хотя бы два-три дня. И, конечно, исповедоваться, за исключением особых периодов церковного календаря: Страстной седмицы, Светлой седмицы, когда люди исповедуются обычно один раз в неделю, а не каждый раз перед причастием.

Беседовала Анна Фирстова

http://www.pravmir.ru/molitva-ne-dolzhna-prevrashhatsya-v-istyazanie-ili-samoistyazanie/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Всеволод Чаплин
Все статьи Протоиерей Всеволод Чаплин
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06