Украина и ЕС: главное вступить, а что дальше – неважно?

post thumbnail

Украинские политики из высшего эшелона власти продолжают демонстрировать отсутствие стратегического мышления, реализуя гибельный для экономики страны путь к ассоциации с Евросоюзом.

При этом они вовсю надеются на поддержку из Европы в случае возможного противостояния с Россией. Как заявил бывший спикер украинского парламента, лавировавший в свое время между «оранжевыми» и «бело-голубыми», а ныне простой народный депутат Владимир Литвин: «Вы прекрасно понимаете, что без Украины проект Таможенного и Евразийского союза не будет реализован. А этому проекту отдано много усилий, ресурсов со стороны РФ. Но Европа, другие глобальные игроки не желают усиления Москвы. В этом плане я бы напомнил ключевую фразу Баррозу - «Мы не можем отдать Украину». Таковы реалии». (1)

Между тем время, последующее за датой подписания Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, станет периодом тяжелейших испытаний для отечественной экономики.

В самом деле, у Украины не так много товаров, которые могли бы в перспективе выйти на рынки объединенной Европы. В том случае, если бы европейцы относились к Украине, как к равноправному партнеру, чего не было и в обозримом будущем не предвидится, отечественные аграрии могли бы попытаться пробиться в ЕС со своей сельхозпродукцией. Но «пыл» некоторых фанатов евроинтеграции, словно холодным душем, остудил посол ЕС Ян Томбинский. По его словам, «украинские продукты не придут на европейский рынок без адаптации, нужно еще поработать над стандартизацией, чтоб они могли быть такими, которые пойдут на наш рынок». (2)

Принцип доморощенных украинских политиков «главное вступить, а что дальше - неважно», по-видимому, вполне устраивает европейских комиссаров. Не пропуская украинские продукты на свой рынок, они в то же время наводнят отечественные супермаркеты своей сельхозпродукцией. В ответ на это Россия и другие члены ТС предсказуемо ужесточат таможенный режим для продуктов, ввозимых с территории Украины. Мотив: под видом украинской сельхозпродукции на территорию стран ТС будут пытаться ввозить продукты из ЕС. Учитывая низкую покупательную способность украинского населения, отечественные торговые сети будут закупать в странах ЕС самые дешевые, зачастую генно-модифицированные продукты. Проверить, так это или нет, - затруднительно, ибо европейские стандарты не обязывают производителя продукции, осуществляющего поставки в государства, не являющиеся членами ЕС (ассоциация не предполагает членство), в обязательном порядке получать сертификат качества. В то же время усиленный контроль вводится для украинской продукции сельского хозяйства, импортируемой в ЕС.

Подобная ситуация может привести к разорению украинских фермеров и коллективных сельхозпредприятий, поскольку они не выдержат ценовой конкуренции с европейской сельхозпродукцией, а доступ на рынки ТС станет крайне сложным из-за непродуманной внешней политики украинского руководства и пребывания в плену евроиллюзий. Переход на европейские санитарные нормативы может занять несколько лет, а за это время исчезновение грозит целым отраслям отечественного агросектора. Похоже, в Европе надеются на скорейшую ликвидацию возможного конкурента на агрорынке. Для примера: «Евросоюз тратит треть (!) своего бюджета на поддержку сельского хозяйства, что составляет около 50 млрд. евро. Украина тратит примерно 8 млрд. грн (720 млн. евро по текущему курсу. - Д.Б.), из которых, учитывая уровень нашей коррупции, до производителя доходит явно далеко не все». (3)

Стремление поскорее, без трезвых экономических расчетов интегрироваться в международные организации уже сыграло с украинской властью злую шутку. Наспех реформируя свое законодательство после разрекламированного «быстрого» вступления в ВТО, ВС Украины изменил закон «О безопасности и качестве пищевых продуктов». Статьи 33 и 35 закона, вступающие в силу с января 2015 года, вводят ряд ограничений. Первая запрещает осуществлять забой парнокопытных и других копытных, а также забой домашней птицы и кроликов в объеме, превышающем 5 голов в день, на бойне, которая не имеет эксплуатационного разрешения и не зарегистрирована ветеринарной службой. А ст. 35 запрещает реализацию и оборот необработанного молока и творога домашнего производства, а также туш или частей туш парнокопытных и других копытных подворного забоя на продовольственных рынках. «То есть продавать на наших рынках то, что производится на подворьях, будет нельзя», - говорит замминистра агрополитики и продовольствия АРК Константин Мугли. (4) Это ударит по тем небогатым семьям, которые стремятся хоть немного поправить свое материальное положение, продавая молоко и яйца с личного подворья на рынках.

Неужели этот отрицательный опыт ничему не научил украинских парламентариев, надеющихся на евроинтеграцию, как на «манну небесную»?

Между тем для Украины сельское хозяйство - это не просто отрасль экономики, а нечто большее. По мнению заместителя директора Центра украинистики и белорусистики МГУ имени М.В. Ломоносова Богдана Безпалько, «это не просто основа экономики, это основа жизни Украины, основа ментальности, сознания». (5) Следовательно, негативные последствия от усиленного сотрудничества с ЕС затрагивают самые глубинные основы жизни народа.

В то же время альтернатива в виде вхождения Украины в ТС - это перспектива равноправных отношений и конкуренции, ведущей не к уничтожению отечественного сельского хозяйства, а к повышению качества производимой продукции.

Видимо, не стоит наивно радоваться тому, что технические регламенты Евросоюза, которые собирается постепенно вводить у себя Украина, мягче, чем аналогичные нормативы в Таможенном союзе. Более жесткие фитосанитарные правила ТС, к примеру, - это несравненно лучшая забота о здоровье граждан, чем «либеральные» нормы Евросоюза.

Сам по себе факт политического присоединения Украины к Соглашению об ассоциации с ЕС обратим как политический шаг. В самом деле, инициировать выход из ассоциации может новый президент, а легитимизировать - новый состав парламента. Более губительным представляется процесс адаптации украинских стандартов к европейским, который по «устоявшейся» традиции приведет к уничтожению имеющейся регламентной базы и непринятию новой. В таком «промежуточном» состоянии европейцам выгодно будет держать украинский рынок, полностью взяв его под контроль, изъяв необходимые сырьевые ресурсы и устранив серьёзных конкурентов с действительно качественной продукцией.

Исчезновение отдельных отраслей аграрного хозяйства Украины в случае усиления сотрудничества с ЕС - это еще один удар по и без того кризисному государственному бюджету, а усугубляет ситуацию раскручивающийся маховик инфляции. Граждане уже почти привыкли к «победным» реляциям правительства о том, что в стране «нулевой» уровень инфляции, когда во второй половине сентября прозвучал тревожный «звоночек», свидетельствующий о грядущем ослаблении национальной валюты: ощутимо повысился курс доллара, евро и рубля по отношению к гривне. Настораживает и то, что в Кабмине знали о грядущей тенденции, поскольку в правительственном проекте бюджета, внесенном в парламент, заложены показатели инфляции в 8%, против 4,8% прошлогодних. (6)

Мало оснований полагать, что бюджет-2014 будет выполнен по доходам, учитывая печальный опыт с наполнением госбюджета текущего года. В последние месяцы ситуация с наполнением госказны резко усугубилась. В августе в общий фонд госбюджета поступило 21,3 млрд. грн. Это на 25% меньше, чем в августе 2012 года. Экспорт при этом тоже падает, не в последнюю очередь из-за таможенных войн с Россией. (7)

Инфляция и продолжающийся спад производства неизбежно приведут к обнищанию населения Украины и возможному социальному взрыву. Против кого будет направлена протестная энергия, предсказать несложно - объектом выражения недовольства станет власть. Слишком много пустых и необоснованных обещаний народу было сделано высшим руководством в последнее время.

Главное, чего упорно не хотят признавать власть имущие и олигархи, надеясь на Евросоюз как «панацею» от всех бед: в случае подписания Соглашения об ассоциации с ЕС прежнего уровня отношений с Россией и другими странами Таможенного союза уже не будет. Неуклонно рухнут все «прожекты» и «стратегии» правительства, навеянные «многовекторностью». Украина не сможет одновременно развивать западное и восточное направления сотрудничества, хотя правительство и навязывает иные представления. Так, вице-премьер Юрий Бойко заявил: «Сегодня у нас есть задача: подписание Соглашения об ассоциации с Европейским союзом. Это даст нам возможность создать зону свободной торговли с рынком, который имеет около 300 миллионов человек. Соответственно, есть задание - развивать отношения с Таможенным союзом, с российскими партнерами. Сейчас и отрабатываются эти два направления». (8)

В ЕС между тем моментально отреагировали на гуманный жест России в виде предоставления Украине кредитной линии в 750 млн. долларов под льготную процентную ставку. Еврочиновники решили «добить» украинскую экономику быстро, не допуская у украинского руководства и минутного колебания в отношении геополитического разворота страны в сторону Таможенного союза. Украинский олигарх П. Порошенко сообщил, что «страны Европейского союза приняли решение через комитет постоянных представителей этих стран в Брюсселе об объеме временного применения Соглашения об ассоциации до его официальной ратификации. И это означает, что соглашение о свободной торговле углубленной и всеохватывающей (ЗСТ) до ратификации будет применено более чем на 90%, и Соглашение об ассоциации будет работать более чем на 50%. В связи с чем я всех украинцев и поздравляю». (9)

Собственно, поздравления здесь неуместны. Они сродни изречению «пир во время чумы». Ответим же на вопрос, что будет с Украиной после ноябрьского Вильнюсского саммита? Её ждет катастрофическое падение производства, рост инфляции и почти полная утрата способности самостоятельно принимать важные политические решения. Но оплачивать из собственного бюджета «евроинтеграционные эксперименты» Украины в России, похоже, более не намерены.

Таким образом, ЕС ужесточает условия подписания Соглашения об ассоциации, демонстрируя полное пренебрежение мнением Украины как партнера. Соглашение фактически начинает действовать до ратификации Европарламентом и парламентами стран-членов ЕС. На Вильнюсском саммите же официальный Киев, если не случится форс-мажора, совершит формальный акт закрепления тех «правил игры», которые уже навязаны.

Украина утратит возможность использовать те преимущества договорной базы, которые сегодня существуют в отношениях с Россией, Беларусью, Казахстаном, как например соглашение о зоне свободной торговли СНГ. Ограничения, которые вынуждены будут ввести страны ТС в отношении экспорта товаров и продуктов из Украины, приведут к «отрезвлению» отечественной властной элиты. Учитывая то, как торопится ЕС, украинской власти и олигархам останется лишь наблюдать за скорыми защитными мерами со стороны ТС.

_________

Фото - http://dv-zvezda.ru

1. http://www.nr2.ru/kiev/461020.html

2. http://tribuna.com.ua/news/344649.htm

3. http://voprosik.net/associaciya-s-es-prodazha-ukrainy/

4. Первая крымская. - 2013. - N 479. - 21 июня/27 июня

5. http://odnarodyna.com.ua/content/rossiya-ne-budet-platit-za-evropeyskiy-vybor-ukrainy

6. http://rian.com.ua/politics/20130916/338547216.html

7. http://www.epravda.com.ua/rus/publications/2013/09/12/394575/view_print/

8. http://odnarodyna.com.ua/site-news?page=1

9. http://odnarodyna.com.ua/content/v-es-reshili-primenyat-soglashenie-ob-associacii-s-ukrainoy-do-ego-ratifikacii

http://rusedin.ru/2013/09/27/ukraina-i-es-glavnoe-vstupit-a-chto-dalshe-nevazhno/

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий