Различия
между православием и католицизмом сформировались в течение многих
веков. Они заставляют задуматься историков церкви, теологов и
дипломатов, а также стимулируют межцерковный диалог, о важности которого
все чаще говорят представители как Русской православной, так и
Римско-католической церкви. Отношения между православными и католиками
сегодня развиваются динамично, стоящие перед ними современные проблемы
делают их естественными партнерами. Их позиции по ряду этических
вопросов во многом совпадают. А как обстоят дела по вопросу о роли
женщины в церкви и в обществе? Этот вопрос все еще не утратил своей
актуальности.
Некоторые западные средства массовой информации,
освещающие религиозные дела, иногда пытаются посеять раздор между двумя
братскими церквями. Например, они навешивают на Русскую православную
церковь «антифеминистский» ярлык, противопоставляя позицию Папы
Франциска и его отношение к роли женщины в церкви и обществе позиции
патриарха Кирилла.
Мы рискуем сделать поспешные выводы о
предполагаемых принципиальных различиях между позициями Москвы и Рима в
вопросе о месте женщины в церкви из-за плохого представления о
настоящем положении дел в Русской православной церкви. Я попытаюсь
рассказать, как реально обстоят дела. Вы получите сведения «из первых
рук», поскольку они исходят от женщины, мирянки, дочери Русской
православной церкви, работающей в церковных образовательных структурах,
хорошо знающей церковную среду и сам «женский вопрос».
Прежде всего надо ответить на вопрос о том, существует ли
сегодня в Русской православной церкви этот пресловутый «женский
вопрос». Безо всяких колебаний могу ответить: нет, этой проблемы в
современной жизни российских православных не существует. Так называемый
женский вопрос не стоит на повестке дня в церковных и социальных
спорах в России, потому что просто нет никакой необходимости его
ставить. Все возможные ответы на вопрос известны заранее.
Сейчас
не идет никакой особенной дискуссии о роли женщин в Русской
православной церкви. Естественно, этот вопрос может затрагиваться
отдельными публицистами на уровне эссе в православной печати. Иногда он
выходит на более высокий уровень всей церкви (например, во время
ежегодных форумов Союза православных женщин), иногда становится
предметом анализа научных институтов и профессоров православных
университетов и академий в ходе подготовки монографий об исторической
роли женщин в церкви. Тем не менее, во всех этих дискуссиях не делается
попытки установить особый «статус» женщины в церкви, заявить о
неадекватности ее прав и возможностей, еще менее того - потребовать ее
участия в литургической практике сверх того, что она может петь и
читать в церкви во время службы.
Почему об этом никто не
говорит? Просто потому, что в этом нет никакой необходимости.
Современные православные женщины не нуждаются в особом ранге,
дополнительных правах и власти в церкви. На сегодняшний день женщины в
Русской православной церкви имеют широкий спектр возможностей как в
духовной жизни, так и в творческой работе для полной социальной
реализации. Феминизм - это постороннее явление для женщин Русской
православной церкви. Мы не относимся к этому явлению враждебно, просто
этой проблематике нет места в нашей жизни. Слава Богу, этой болезнью мы
не заражены...
В современной истории русского православия
женщины играют особую роль. В годы государственного атеизма в СССР
православные общины состояли в основном из женщин-мирянок. Можно
сказать, что в ХХ веке вера в России была спасена бабушками, которые,
несмотря на атеистическую пропаганду, продолжали посещать церковные
службы, хранили иконы и библию в сундуках, тайком крестили внуков...
Патриарх Кирилл никогда не упускает случая поблагодарить этих женщин за
героизм и верность Богу и церкви.
И сегодня в Русской
православной церкви женщины играют активную роль. Они претворяют в
жизнь многочисленные социальные, издательские и благотворительные
проекты. Многие высокообразованные женщины-мирянки возглавляют редакции
успешных православных издательств. Недавно некоторые женщины заняли
ответственные посты в синодальных и управляющих структурах церкви.
Женщины,
решившие посвятить себя учебе, имеют свободный доступ в институты и
православные университеты, в теологическую аспирантуру. Те, кто обладает
творческой энергией, подобно Марфе, сестре Лазаря, находят для себя
применение в благотворительности и во многих других областях жизни
церкви. Те, кто хочет следовать по пути Марии, сестры Марфы и Лазаря,
выбирают, как и она, «благую часть» и легко находят свою дорогу, так как
Русская церковь все время открывает новые женские монастыри, и число
верующих, избравших монастырскую жизнь, все время растет.
Итак,
сегодня в Русской православной церкви перед женщиной все двери открыты,
за исключением алтарной. Однако никому не приходит в голову отстаивать
особые права типа свободного доступа к священничеству. Для нас это
немыслимо. В пользу этой позиции можно привести значительное число
теологических аргументов.
Я просто хочу высказаться, исходя из
практики и в качестве женщины, которой феминистские организации хотят
навязать борьбу за пресловутые естественные права, которые надо публично
отстаивать. Гармония мира основана на разнообразии и порядке. Истинная
мудрость женщины состоит в том, чтобы принять те дары, которые она
получила от Бога именно как женщина в созданном Им сложном мироздании и
правильно использовать их наилучшим образом.
Права и особый ранг
обычно отстаиваются теми, кто чувствует себя ущемленным в своем
достоинстве. Танец феминисток перед алтарем одного из самых важных
православных храмов Москвы выявляет глубокую внутренную
неудовлетворенность его участниц окружаюшим миром и неспособность найти в
нем собственное место. Однако в Русской православной церкви у женщин
нет никаких причин беспокоиться о своей предполагаемой неполноценности. А
если такое случается, то это говорит о неспособности женщины ценить
то, что ей было даровано, в том числе и церковью.
Итак, в лоне
Русской православной церкви нет никакой нужды поднимать вопрос о
положении женщин, потому что оно и так высоко, уважаемо и отвечает
запросам самих женщин. Я думаю, что права дочерей Евы - это не тот
аргумент, который следует выдвигать, чтобы вызвать раздоры между двумя
самыми большими христианскими церквями. Наши церкви сегодня действуют
вместе ради своего сохранения внутри европейской цивилизации, ради
сохранения семьи и различных ролей мужчины и женщины, гармонично
дополняющих друг друга в церкви, обществе и государстве.
Елена Жосул возглавляет кафедру журналистики и связей с общественностью в Российском православном университете в Москве.