Рождествобогородицкий храм

0
227
Время на чтение 6 минут

Среди церквей, колоколен, часовен Киево-Печерской лавры храм Рождества Пресвятой Богородицы, что на Дальних пещерах, особенен тем, что рядом с ним имеется кладбище. Называют кладбище по церкви - Рождественским. В древности, «около 1062 года», здесь, на высоком холме, была построена первая в Печерском монастыре надземная церковь, освящённая в честь праздника Успения Божией Матери. До этого общая молитва творилась в пещерных церквях. Когда же через время, в 1089 году, на противолежащем холме освятили новую каменную Успенскую церковь - Великую, деревянный храм на Дальних пещерах стал кладбищенским. Позже эта церковь перестраивалась и была в свой час переосвящена в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. В 1696 году на месте старинного деревянного храма был возведён каменный, существующий и поныне. Таким образом, две архитектурные лаврские доминанты, две Богородичные церкви - Великая и Рождественская, обозначили собой круг земной жизни Богородицы, круг богородичных праздников. Третий удел Божией Матери на земле, каковым мы почитаем лавру, обрёл завершённость. Эта сокровенная гармония не была нарушена и возведением Великой лаврской колокольни (1731-1745). Следом, в ту же эпоху (1754-1761), вблизи церкви Рождества Божией Матери возникла «своя» колокольня, которую называют колокольней на Дальних пещерах.

* * *

В 1696 году церковь была построена на средства Константина Михайловича Мокиевского (+ ок. 1709), который в разные годы избирался белоцерковским, киевским, черниговским полковником. О нём известно, что он был талантливым полководцем и дипломатом, благотворителем. На его средства возведено несколько церквей. Известно, что Мокиевский был сподвижником своего родственника гетмана Мазепы. Строительство велось при архимандрите монастыря Мелетии (Вуяхевиче-Высочинском) и было завершено до того, как гетман Мазепа изменил присяге Помазаннику Божьему, единственному на тот момент в мире православному царю Петру Алексеевичу.

В каждую эпоху благочестивый народ приносит свои украшения в храм. В 1784 году, в царствование Екатерины II, для храма был вырезан новый деревянный иконостас (в стиле «рококо») и изготовлены чеканной работы серебряные Царские врата... Ныне эти врата, как и Царские врата Крестовоздвиженской церкви, находятся в Лос-Анджелесе в музее искусств. Не сохранился и иконостас.

Храм Рождества Богородицы является шедевром южнорусской архитектуры XVII века. Но получил он своё архитектурное завершение в 1817 году. Тогда иеромонах Арсений (Александр Иванович Якушкин, 1749-1823), смотритель Дальних пещер, по своему проекту возвёл аркаду перед церковью, южная стена этой красивой галереи является подпорной для холма, на котором воздвигнут храм. Иеромонах Арсений как архитектор построил также у Дальних пещер дом блюстителя Дальних пещер (1813) и перестроил Аннозачатиевскую церковь (1809).

В наши дни храм Рождества Пресвятой Богородицы - академический, где приобретают опыт богослужения учащиеся Духовных семинарии и академии.

* * *

На древнем Рождественском кладбище, недавно вновь благоустроенном, сохранились памятники в основном с датировкой не ранее ХIX века. Погребены здесь лица духовного звания и мирские лица.

С северной стороны погребено тело известного прозорливого старца иеросхимонаха Вассиана (Балашевича, 1745-1827). В 1807 году он ослеп. О нём сказано: «Строжайшим постом и молитвой Вассиан стяжал дары прозорливости». К нему за духовным советом обращались из всех слоёв общества. Рассказывают, что когда к нему в келью без предварительного оповещения вошёл император Александр I, слепой старец его узнал. Они имели беседу, император исповедовался. Посещал старца и великий князь Николай Павлович (впоследствии император Николай I).

Вассиан был духовником наместника лавры, будущего архиепископа Воронежского Антония (Смирницкого), причисленного к лику святых. Наместник ни одного дела не совершал, не взяв благословения у старца. Вассиан говорил ему: «Не будь чрезмерно строг к братии. Растворяй строгость власти своею кротостию... Если же наушники клевещут тебе на кого, верь, но только немного, ибо и в этой лжи есть доля правды. Худо всему верить, но худо ничему не верить».

С восточной стороны церкви похоронен наместник Киево-Печерской лавры Антоний (Петрушевский, 1828-1912). Рядом обрёл упокоение и другой известный подвижник благочестия архимандрит Киево-Печерской лавры Амвросий (Булгаков, 1845-01.08.1920)...

Привлекает паломников памятник настоятельнице Арзамасской Алексеевской общины Олимпиады (Стригалёвой, 1771-1828).

В 2008 году Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил её местное почитание в лике преподобных, установив память в день преставления - 6 августа. Есть свидетельства людей, получивших исцеление болезней ног у мощей матушки Олимпиады. В Житии её сказано: «От Бога обладая даром слова и убеждения, сочиняла наставления сестрам и произносила их так, словно читала по книгам. Иногда, по немощи не выходя из кельи, матушка Олимпиада писала назидания своим духовным чадам, и эти поучения читались во время трапезы, питая душу насельниц небесным хлебом».

Матушка всю жизнь имела желание посетить Киево-Печерскую лавру и поклониться преподобным отцам Печерским. В 1827 году в видении она увидела преподобных Антония и Феодосия и стала просить своё духовное начальство отпустить её в Киев. А видения продолжались. Она рассказала, что Антоний и Феодосий говорили ей: «Мы тебя от себя не отпустим», «Мы ждем тебя сюда к нам». И через год намерение матушки Олимпиады сбылось.

На надгробной плите можно прочитать надпись, вкратце описывающую её жизнь: «На сем месте погребено тело в Бозе почившей Арзамасской Алексеевской женской общины настоятельницы Ольги Васильевны в инокинях Олимпиады, урожденной костромской купецской дочери Стригалевой, родившейся в 1771 году. От юности лет втайне прияв желание уневестить себя Иисусу Христу и преодолев любовь к родителям любовию ко Господу, на 21-м году от рождения исполнила оное, вступила в Алексеевскую обитель в 1792-м году, пострижена во иноческий образ в 1795-м году. Марта 17 дня, и по воле Божией в 1813-м году избрана и утверждена начальством настоятельницею. Беспрерывные болезни телесные не ослабили ея духа в руководствовании и назидании во благочестии вверенного ей духовного стада, 29 лет управляла Общиною, в 1828-м году, удовлетворяя влечению благочестивой души своей, в смертельной болезни отправилась в Киев, поклониться мощам святых Угодников Божиих, и здесь после 29-ти дневного страдания предала душу свою Господу, Августа 7-го дня в полном уповании на предстательство Преблагословенныя Девы Марии и Преподобных Отец Печерских. По усердию душевному устроил сие духовный сын ея Шуйский купец Василий Максимович Киселёв, 1830 года.»

* * *

Рядом с Рождествобогородицким храмом погребены участники Отечественной войны 1812 года, в том числе три генерала, чьи портреты находятся в Военной галерее Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге.

Это генерал от инфантерии Афанасий Иванович Красовский (1780-1849), который участвовал во всех войнах своего времени, начиная с русско-турецкой войны 1806-1812 гг. под началом М.И. Кутузова. В войне 1812 года против Наполеона, находясь в армии А.П. Тормасова, участвовал в сражениях при Кобрине и Березине. Был в авангарде преследователей наполеоновской армии. Участвовал в грандиозной битве под Лейпцигом. Отличился он и в русско-персидской войне 1826-1827 гг. Его корпус, находясь по Эриванью, брал штурмом крепости... В 1831, при усмирении польского мятежа, он взял Краков. Среди его наград две золотые шпаги «За храбрость»...

Здесь погребён генерал от инфантерии Паисий Сергеевич Кайсаров (1783-1844). В 1805 году при Аустерлице он получил сильную контузию от ядра. В 1806-1812 годы, как и А.И. Красовский, сражался в Молдавии и Валахии в армии М.И.Кутузова. В Отечественную войну 1812 г. состоял дежурным генералом армии, участвовал в сражении под Бородино. Осенью, при изгнании французов, командовал авангардом казачьего корпуса генерала М.И.Платова. В 1813 его летучий партизанский отряд (в современной терминологии - диверсионно-разведывательный), добывал важнейшие сведения о противнике. Его летучий корпус взял штурмом г. Мелен... В 1831, командуя корпусом, Кайсаров воевал с поляками... Вблизи от входа в церковь могила выдающегося русского полководца генерал-фельдмаршала князя Фабиана Вильгельмовича Остен-Сакен (1752-1837). Он начал воевать сержантом в 17 лет. Под знамёнами генерала Суворова бил турок в 1771-1772 годы, брал штурмом Измаил. В новом веке участвовал в войне с Наполеоном (1806-1807), командуя дивизией. Был в опале, поучил высочайшее прощение. Отличился в заграничном походе, командуя корпусом, численность которого превосходила 50 тысяч человек. Он снискал воинскую славу в «Битве народов». После взятия Парижа был назначен губернатором города и управлял им так, что местные власти, когда время пришло прощаться, от имени города поднесли ему дивный карабин, пару пистолетов и золотую шпагу, осыпанную бриллиантами. На шпаге была надпись: «Город Париж генералу Сакену»... После смерти М.Б. Барклая-де-Толли в 1818 г. назначен главнокомандующим войсками 1-й армии. Император Николай I в день своего коронования в 1825 году прислал Остен-Сакену фельдмаршальский жезл. В трагическом 1831 главная квартира армии Остен-Сакена находилась в Киеве. Он быстро сумел подавить мятеж поляков в Киевской, Подольской и Волынской губерниях...

* * *

В этот праздничный день 21 (8) сентября, в храмовый праздник Рождества Пресвятой Богородицы, звучит в дивном храме пение, расстилаясь незримым покровом над древним погостом, над мёртвыми и живыми: «Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный».

http://odnarodyna.com.ua/node/15924

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Слепынин
Жители города, но не люди
Два рассказа
20.01.2022
Тайна исповеди
Заявка на сценарий
24.11.2021
Все статьи Олег Слепынин
Последние комментарии
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24