Тихий Гремячев

Счастье по-монашески

Пять лет назад несколько сестер приехали сюда, на берег Оки, возрождать пустовавший больше 200 лет Гремячев монастырь. Жили в крохотном домике, спали на земляном полу, служили в храме без крыши. Всего несколько лет - а маленькая обитель уже принимает паломников. Гремячев никогда не был велик, знаменит или богат. Но однажды в его стенах по дороге в паломничество останавливался царь Алексей Михайлович, и это место, говорит предание, стало свидетелем чуда...

Сестры

Когда-то здесь жили монахи: Свято-Успенский Лихвинский (по названию ближайшего города) Гремячев монастырь был мужским. Лихвин давно переименовали, братию выселили еще в XVIII столетии, но «говорящие» названия остались. Гремячев - в честь источника, грохот которого, говорят старожилы, был слышен за две версты (больше двух километров). И Беседа - так называется возвышенность, на которой обитель стоит. Предание рассказывает, что здесь царю Алексею Михайловичу по прозвищу Тишайший (этот, по свидетельству современников, неподдельно благочестивый царь остановился здесь по дороге в киевское паломничество) во время молитвы явилась Богородица и беседовала с ним. 

Сегодня Гремячев - скит Свято-Никольского Черноостровского монастыря в Малоярославце. Два храма, сестринский корпус, небольшая гостиница для паломников, иконописная мастерская, разрушенная колокольня, из хозяйства - только маленькая пасека, огород и два кролика, и те здесь скорее как домашние животные. 

Сестер - всего восемь. Но на какую ни посмотришь - улыбается, и это первое, что бросается в глаза. 

В свое время точно так же приехала в много лет бездействовавший Малоярославский монастырь их наставница, игуменья Николая (Ильина). И «Малый» поднялся из руин, вместе с ним вырос детский приют для девочек из неблагополучных семей, и из стен вверенной матушке Николае обители вышло уже одиннадцать игумений разных российских монастырей!

Поднимается и Гремячев. Старшая сестра - это послушание переходит от одной монахини к другой - матушка Михаила. Педагог по образованию, сразу после института она уехала в монастырь. 

- Тогда, в конце 80-х, была такая организация - ВООПИиК: Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. Под его эгидой студенты ездили на восстановление усадеб, монастырей, храмов. Летом 1988 года мы вот так поехали в Шамордино, да там и остались! Я еще некрещеная была, и понятия о вере были свои: у меня Бог в душе, у меня - свое. А потом, когда в монастыре оказалась, все прояснилось... Там и крестилась. После окончания учебы сразу уехала в обитель. 

- Матушка Михаила, неужели не страшно было в двадцать лет все бросать и уходить в монастырь?

- Нет, не страшно. А чего бояться? И потом, не сразу же я ушла: духовник мне тогда велел два года готовиться, доучиваться в институте, а когда мы закончили, как раз Шамордино открыли. И я поехала!

Первое документальное упоминание о монастыре - челобитная грамота царю Михаилу Федоровичу от окрестных жителей и монахов с просьбой о защите от поляков: монастырь не был укреплен. С холма, где он стоит, хорошо просматривается местность, видно впадение Жиздры в Оку, поэтому монастырь считался сигнальным: мог сообщить об опасности. 

Царь Алексей Михайлович выделил из казны деньги на строительство Успенского собора: его возвели в 1673 году. В 1701 году вырос храм в честь великомученика Георгия. Но уже в 1764 году указ о секуляризации церковных земель положил конец монастырю в Гремячеве: небогатая обитель была расформирована, оба храма стали приходскими. В 1935 году советская власть из Успенского собора сделала хранилище для удобрений, Георгиевскую церковь приспособила под тракторные мастерские, а могилы вокруг храма сровняла с землей. Только в 2008-м сюда вернулось монашество.

Маленький пономарь и вольный странник

...В цветочной клумбе копается мальчик лет шести-семи. Савелий. Его родители приезжают в деревню, и он приходит в монастырь. Мы ходим по малому храму, и Савелий проводит экскурсию. И что ему тут так полюбилось, что не на речку, не в казаки-разбойники, а - к монашествующим?

- Савелий же пономарь, - рассказывают сестры. - И совершенно серьезно трудится, на уровне взрослого пономаря, хотя он еще в школу только в этом году пойдет.

- А это послушница Ольга, она сшила мне стихарик, - Савелий показывает фотографию на стенде. - Мы с ней очень подружились. Но она в Малоярославце сейчас. Я скучаю...

Наш провожатый вприпрыжку показывает дорогу к источнику святого Георгия - Гремячему. Добегает первым, у купели застывает серьезно, читая молитву, и прыгает в ледяную воду!

- Мы с папой и зимой купались, когда я маленьким еще был, - рассказывает Савелий.- Меня папа потом на санях в спальнике вез.

Рассудительный маленький пономарь всем понравился.

- Как вот так детей воспитывать? 

- Он такой, потому что верующий, - объясняют сестры. - Ребенок чистый душой, и Господь его просвещает.

...А вот местный блаженный. Мужчина лет 35-40 с дредами и посошком в руке - Георгий. Он проходит мимо и садится на большой камень. Делается немножко не по себе: как общаться с юродивыми, блаженными? Но Георгий оказывается замечательным собеседником, простым, бесхитростным. Как-то сделали попытку пристроить блаженного в разрушенный мужской монастырь в селе Доброе, неподалеку отсюда, но он не прижился: 

- Не захотел подчиняться - он же вольный странник! На месте долго не сидит, - объясняют сестры. 

Георгий сопровождал нас на источник и обратно в монастырь и вот уже собирается снова уходить:  

- Мать Иоанна, - спрашивает сестру, - ты мой сачок не брала?

- Конечно, брала. Посмотри, вон где он лежит. 

И точно. Божий человек возвращается с сачком: 

- Пойду о жизни размышлять, - и Георгий исчезает за монастырскими воротами. 

Места эти и вправду располагают к тому, чтобы вырваться из привычного круга мыслей - местность необыкновенной красоты, простой, русской...

«Монашеству в цивилизации не научишься»

- Здесь когда-то вятичи жили, - рассказывает матушка Михаила. - Они еще долго после Крещения Руси не принимали христианства. Просветитель вятичей, преподобный Кукша, очень много сделал, чтобы обратить местные племена, и в конце концов стал мучеником за веру. Но святые отцы говорят, что мученики - семя христианства: благодаря их подвигу через какое-то время эти земли покрылись чудесными храмами, и народ очень глубоко уверовал. В каждом селе был большой храм, сейчас еще не все восстановлены, но видно, что они были многолюдные, большие.

- Русские люди очень любят Бога, - в другой раз говорит старшая сестра.

Кажется, что здесь - противоречие, преувеличение! Вокруг, чуть не в каждом селе - по заброшенному храму; монастырская колокольня стоит в «лесах», напоминая о том, что звона не было здесь многие годы; а в недавно заново побеленном соборе до этого несколько десятилетий хранили удобрения. 

Мы побывали в Добринском монастыре по соседству с Гремячевым - том самом, где не прижился блаженный Георгий. Там - страшное напоминание о «любви народной»: мерзость запустения. Но присмотришься: и в этих руинах, к которым и дороги-то нет, живет уже год один послушник. Весной к нему присоединился трудник из Оптиной. «Поедешь в руины?» - спросили его, а он тут же ответил: «С радостью!». Семьи нет - почему бы не послужить Богу? Два человека - в нечеловеческих условиях, а живут, трудятся и не думают унывать.

Похоже - и в Гремячеве. 

- Наш наставник говорил: «Монашеству в цивилизации не научишься. Привыкли всё сразу получать: нажал кнопку - и получил, но в духовной жизни так не бывает»... 

 «Только бегай и всем улыбайся!»

- Матушка Михаила, что самое трудное в монашестве?

- Самый трудный монашеский обет - конечно, послушание. Но это и самое главное. Такая борьба с самим собой. Внешне можно легко привыкнуть, но внутренне... со своей гордостью, самолюбием, которым мы все переполнены, очень сложно бороться. Но если победишь, Господь многое дарует - это по нашим старцам видно.

Кстати, непосредственный духовник сестер - схиархимандрит Власий, старец Пафнутьево-Боровского монастыря, рядом, в Калужской области. Он совершает постриги в Малоярославце. И, конечно, у монахинь главная наставница - игуменья.

- Матушка Николая - необыкновенно благоговейный человек. У нее, как и у ее покровителя, святителя Николая, очень любвеобильный нрав, вокруг нее все собираются. Ее тепло и детям, и прихожанам, и паломникам изливается, - рассказывает старшая сестра Гремячева. 

 ...В иконописной мастерской лежит интересный альбом - воспоминание об еще одном наставнике, схиархимандрите Михаиле: он умер около трех лет назад. Однажды сестры решили записать то, что особенно запомнили из слов отца Михаила - получился иллюстрированный альбом. Кажется, начинаешь понимать, откуда в обители такой радостный дух:

«Уныние - это грех. Веселитесь всегда - это самое правильное устроение. Веселитесь духовно. И правило можно радостно петь - это молитва. Эти монашеские радости и утешения - тайна».

 «Ничего не делай с давлением, через силу».

«Ради дружбы не бойся потерять ничего».

«Нельзя, чтобы Господь был у тебя слугой».

«Много увлечений, много желаний - хорошо: значит, душа живет».

«Свою духовность никак нельзя показывать, «умничать».

«Ничего не принимай близко к сердцу».

«Было очень тяжело, и я спросил: "Где же Ты, Господи? Нет, где же я, раз Тебя нет со мною?"»

На одной из картинок расстерянная послушница спрашивает: «Что я буду делать в монастыре, я ведь ничего не умею?». «А тебе не надо будет ничего «делать», - отвечает старец. - Только бегай и всем улыбайся». На другой - игуменья интересуется: «Как вести себя начальнику - мягко или сурово?» - «Все равно как, лишь бы с любовью». «Сижу я в грязной луже... - на картинке кругленькая смешная послушница сидит в луже и заливается слезами в три ручья, - ...а идти Домой все равно надо».

Монашеское счастье

Четыре раза в неделю приезжает отец Павел - священник молодой, но уже снискавший уважение своей внимательностью к каждому. Вместе с отцом Павлом сестры обители заботятся о ребятах из психоневрологического интерната неподалеку от монастыря... Под конец дня мы в храме, отец Павел служит, Савелий помогает. Неожиданной красоты пение сестер по старинному распеву льется и льется, уносит куда-то далеко от Оки; и как хорошо, что акафист - не самая короткая служба на свете!.. Бывают монастыри, куда ездят чуть ли не специально с тем, чтобы послушать пение. И тут, в маленьком, никому не известном селе - вдруг стоишь, ни жив ни мертв, как послы князя Владимира в Софийском соборе Константинополя. 

В монастырь человек должен приезжать одним, а уезжать - немножко другим. Это в порядке вещей, и странно, если все по-другому... Может быть, картина и без того слишком идиллическая: мы не видели ни развалин, ни слез и трудностей монашеской жизни, ни первоначального безденежья и нищеты. Но это в порядке вещей. Как говорил наставник сестер, отец Михаил, чему научишься без искушений?

...В памяти еще долго после остается образ жизнерадостной Михаилы и ее слова: «Монахи - самые счастливые люди!» 

- А почему, матушка Михаила?

- Потому что... все потребности души можно удовлетворить в монастыре. Когда человек живет в миру, он чувствует некую неудовлетворенность. Хотя он может любить свою работу, любить свою семью, но для духа не достает Богообщения. Времени для этого мало, суеты - много... А в монастыре человек посвящает себя Богу, и все силы души умножаются с Божьей помощью. Так что он может и людям раздавать эти богатства, и за мир молиться. Миряне ведь ждут от нас не какого-то производства, а именно молитвы. Мы должны быть как радисты, которые вызывают помощь для тех, кто просит о ней. Конечно, мы далеки от совершенства, но - тянемся!

Ведь... идти Домой - всем надо.

Фото Владимира Ештокина. 

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ, ГРЕМЯЧЕВУ МОНАСТЫРЮ ОЧЕНЬ НУЖНА ПОМОЩЬ!

Свято-Успенский женский монастырь нуждается в помощи для восстановления старинной колокольни.

По преданию, колокольня монастыря построена на месте, где Божия Матерь явилась царю Алексею Михайловичу (80-е годы XVII века). В богоборческие времена колокольни разрушались первыми, ведь колокольный звон - это соборная молитва в звуке. Ее слышат по всей земле. Звон напоминает людям о Боге, обращает к Нему людские сердца, зовет всех в храм помолиться своему Творцу. Сейчас колокольня находится в полуразрушенном состоянии.

Сестры надеются, что восстановление колокольни станет всенародным делом, которое возродит не только колокольный звон, но людские души. Каждый, кому не безразлична судьба России, может принять участие в этом святом деле. Монастырь просит вашей помощи! 

Также монастырь принимает пожертвования на именной кирпичик (300 р. за имя). За Вас всегда будут возноситься молитвы как за жертвователей, строителей и благоукрасителей святой обители. Сестры приглашают всех посетить святую обитель, потрудиться во славу Божию, искупаться в святом источнике и написать имена своих близких на старинных кирпичах колокольни. 

Если у вас нет возможности приехать, вы можете перевести деньги по реквизитам монастыря и сообщить ваши имена, написав на e-mail gremyachevo2011@yandex.ru или послав SMS 

по телефону: 8 (980) 711-07-23

www.gremyachev.ru

E-mail: gremyachevo2011@yandex.ru

Реквизиты: Православная религиозная организация - учреждение «Подворье Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря в г. Малоярославце - Свято-Успенский Гремячев монастырь». Гремячево Перемышленского района. Калужская епархия Русской Православной Церкви». ИНН 4001055592. КПП 400101001. Р/с 40703810022240003982. БИК 042908612. Кор. счет 30101810100000000612 в Калужском ОСБ No. 8608, г. Калуга. Назначение платежа: «Пожертвование на уставную деятельность».

Автор: ПОСАШКО Валерия

http://www.foma.ru/tihiy-gremyachev-schastye-po-monasheski.html

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий