Рождество Пресвятой Богородицы - день, когда мы призываемся к великой радости. Эта поистине светоносная радость сквозит во всех богослужебных текстах и святоотеческих поучениях, посвященных этому дню.
Вот с какими словами, к примеру, обращался к своей пастве в день праздника святитель Илия Минятий († 1714): «И какой это благостный Ангел возбуждает вас к этому веселью души и песнопениям уст? К чему относится эта чрезвычайная радость, написанная на ваших лицах? Я смотрю и вижу во взоре каждого из вас выражение великой радости, которая вызвана великой вестью...».
Интересно, увидел бы святитель такую же радость на наших лицах, окажись он сегодня в храме? На самом деле, в его словах есть и объяснение тому, что полнота радости в день церковного праздника нас посещает нечасто: мы радуемся настолько, насколько понимаем, осознаем величие торжества.
Что же говорит нам Церковь о Рождестве Пресвятой Богородицы?
Освобождение
Супруги Иоаким и Анна были знатны и богаты. Как повествует житие, «они обладали и вещественным богатством, и богатством добродетелей», и щедро делились тем, что имели: подавали много милостыни бедным и жертвовали на храм. Однако у супругов было общее большое горе: шел уже пятидесятый год их совместной супружеской жизни, но они были бездетны. В своей душевной горести праведники не переставали молить Бога о даровании им чада.
В один из великих праздников Иоаким, по обыкновению, принес в Иерусалимский храм богатые дары, но первосвященник Иссахар их не принял. И он, и находящиеся рядом иудеи обрушились на святого с гневными и обидными укорами: «Ты бесчаден, значит, отвергнут Богом из-за какихто тайных грехов. Ты недостоин приносить свои дары вместе с нами...».
Свою горечь от этого унижения и оскорблений Иоаким и Анна изливали в горячей молитве к Богу. Житие говорит, что Иоаким удалился в пустынные места, где паслись его стада, и сорок дней не вкушал даже хлеба. В эти же дни молилась и горько рыдала Анна в своем доме. И Господь услышал молитву праведников, преложил их плач в радость. Эта радость - рождение ребенка у супругов, которые столько лет были бездетными,- наверное, понятна всем чисто по-человечески. Но дело в том, что было в ней и нечто гораздо большее.
Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу Жизни нашея (Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева от смерти и тли - святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившись от тяготы греха и громко восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей) (кондак праздника Рождества Пресвятой Богородицы).
С рождением Богоотроковицы, Которой предстоит стать Вместилищем Божества, Матерью Спасителя мира, разрешается не только бесчадие Богоотец (как величает Церковь Иоакима и Анну за каждым богослужением), но и неплодие всякой человеческой души - следствие грехопадения.
Тот же святитель Илия так описывает состояние человеческого общества, где «каждый ходил вслед своим похотям»: «Добродетели изгнаны из мира, всюду царило зло; с площадей изгнана истина - там торжествует ложь; в судах нет справедливости - там судит неправда; от содружеств удалилось единомыслие - там действует прекословие и спор. Где простота? Где благочестие, где скромность, где страх перед законом Божиим? Законом сделался произвол каждого, и богом - чрево; потерял мир прежнюю красоту и после достойного слез изменения сделался печальным зрелищем, зрелищем, где распорядителем был дьявол, зрителем - Бог, предметом позора - род человеческий».
Рождество Пресвятой Богородицы - утренняя светлая заря. Приближается время освобождения от рабства греху и всесилия смерти, от того «закона тли», который был непреложным от момента грехопадения человека до пришествия в мир Спасителя. Пятьдесят лет плакали и молись о Чаде праведные Иоаким и Анна. Пятьдесят веков со слезами и упованием ждал человеческий род своего Спасителя.
Сей день Господень, радуйтеся, людие: се бо Света чертог и книга Слова Животнаго из утробы произыде, и Яже к востоком дверь, рождшися, ожидает входа Святителя великаго, eдина и Eдинаго вводящи Христа во вселенную, во спасение душ наших (Это - день Господень. Радуйтесь, люди, ибо Света Чертог и Книга Слова Жизни из чрева произошла; и Рожденная как дверь, обращенная к востоку, ожидает входа великого Святителя. Единственная, вводящая во вселенную Единого Христа, во спасение душ наших) (стихира праздника, глас 6).
Разумный Престол, одушевленное Небо
В иконографии Рождества Пресвятой Богородицы есть два распространенных сюжета.
Часто в центре композиции изображается праведная Анна, возлежащая на высоком ложе. Рядом жены-служанки омывают МладенцаБогородицу в купели, приносят свои дары святой Анне как матери Богоотроковицы.
Но есть и другой сюжет: праведные Иоаким и Анна склонились над своим Чадом. Это встреча, которой они ожидали всю свою жизнь, о которой изболелось их сердце. Это очень яркий образ любви - икона передает глубокое внутреннее единство, единомыслие супругов. Все их внимание сейчас направлено к крошечному спеленутому Младенцу Марии. Они сморят на Нее с великой нежностью - но и с трепетом. Сердце чувствует то, что не вмещает сознание.
Днесь Иже на разумных Престолех почиваяй Бог Престол свят на земли Себе предуготова: утвердивый мудростию Небеса Небо одушевленное человеколюбием содела, от неплоднаго бо корене сад живоносен израсти нам, Матерь Свою, Иже чудес Бог и ненадеющихся надежда, Господи, слава Тебе (В сей день Бог, почивающий на разумных Престолах, предуготовал Себе святой Престол на земле. Утвердивший мудростью Небеса, Небо Одушевленное устроил по Своему человеколюбию, ибо из неплодного корня вырастил Он нам живоносное насаждение - Матерь Свою. Бог чудес и надежда безнадежных - Господи, слава Тебе!) (стихира праздника, глас 6).
Великий двунадесятый праздник Рождества Пресвятой Богородицы отмечается в самом начале нового церковного года. Это действительно начало - таинственного и спасительного Боговоплощения. В тропаре этого праздника мы впервые слышим удивительную весть - о грядущем пришествии в мир Христа Спасителя и о даровании человеку жизни вечной. И если мы расслышим ее - холодной дождливой осенью, среди обычной своей житейской суеты, которой бываем поглощены даже в дни церковных праздников,- радость Рождества Пресвятой Богородицы не пройдет мимо верующего сердца.
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный (Рождество Твое, Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды - Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную) (тропарь праздника, глас 4).
Газета «Православная вера» № 18 (494)
http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-09-19-23-27-00-nadejda