Село Кириково Лысковского района известно на всю Россию. Четыре века назад здесь собирались православные деятели и думали, как поднять авторитет церкви, вернуть людей в храмы.
Мнение специалистаАлексей Морохин, доцент ННГУ, кандидат исторических наук:
- Успенская церковь в селе Кириково имеет ценность не только как памятник архитектуры. Это знаковый объект для всего православного мира. Она была построена Илларионом, сыном священника Анания, организатора «Кружка ревнителей древнего благочестия», в память об отце. Имеются также письменные источники, подтверждающие, что будущий патриарх Никон неоднократно был в Кирикове. Например, сын Анания Илларион - митрополит Суздальский оставил воспоминания, где он указывает на прямое знакомство его отца с Никитой Мининым - будущим патриархом Никоном, который жил до своего отъезда в Москву в Нижегородских пределах. Где они могли общаться? Конечно, в Кирикове, в доме неординарного священника Анания, куда приходили тогда для бесед многие думающие люди. Также прямое указание на знакомство и тесное общение со священником Ананием и Никитой Мининым оставил в своих воспоминаниях один из лидеров старообрядческого движения Иван Неронов.
За одним столом здесь сидели и вели жаркие споры выдающиеся личности, за которыми впоследствии пойдут миллионы россиян: будущий патриарх-реформатор Никон (именно он потом введёт троеперстие и исправит церковные книги по греческим образцам), а также будущие предводители старообрядческого движения - Иван Неронов и Аввакум Петров. Они потом будут бороться за сохранение церкви в неизменном виде.
Уникальный свидетель
Всех этих церковных деятелей объединил в «Кружок ревнителей благочестия» рядовой сельский священник Ананий, служивший в местной деревянной церкви. Как считают историки, именно размышления этого старца подвигли Никона на переустройство Русской православной церкви. Бытует даже предание, что Ананий ещё в юности предрёк Никону высокий церковный титул.
Удивительно, что в Кирикове остался «живой» свидетель той эпохи - каменная Успенская церковь. В 1692 году её построил над прахом отца сын Анания Илларион, ставший духовником царя Фёдора Алексеевича и митрополитом Суздальским и Юрьевским.
Сейчас старинный храм редкой архитектуры является памятником федерального значения и... разваливается по кирпичикам, требуя немедленного спасения, как когда-то нуждалась в переменах Русская православная церковь.
Латаем щели
Сейчас храм от разрушения спасают сельские пенсионеры.
- Спасаем, как можем, - говорит местный старожил Александр Фёдорович Серебряков. - Несколько лет назад крыша церкви обвалилась и завалила вход. Пришлось срочно принимать меры. Тогда помогли местные власти - выделили людей для расчистки завалов. Рубероид и шифер привёз один состоятельный нижегородец. На двери и краску собирали всем селом - кто по 50 руб. сдавал, кто по 100 руб.
Установку дверей и покраску пожилые селяне проводили собственными силами. А затем в селе появилась традиция - складываться, кто сколько может, в дни получения пенсии.
Так кириковцы накопили на пластиковые окна и листы ДВП, которыми застелили прогнивший пол в храме.
- Не можем мы спокойно смотреть, как гибнет церковь! - говорят они. - Как только не глумились над зданием в советские годы - и мельницу в нём устраивали, и зернохранилище, в алтаре работал электро-двигатель... Затем было решено переоборудовать церковь под клуб. И при всём при этом храм уцелел. Неужели мы будем спокойно смотреть, как рушатся его стены сейчас?!
Старожилы вспоминают: ещё мальчишками они наблюдали за тем, как из церкви вывозят старинные иконы, золотые кресты и подсвечники. А теперь они, наоборот, несут туда из дома иконы, кресты и всё, что нужно для богослужения.
- Жаль, что постоянного священника у нас в селе нет, - вздыхает местная жительница Валентина Шабашкина. - Батюшка приезжает к нам только по большим церковным праздникам, в лучшем случае раз в месяц. А что вы хотите - приход-то у нас небольшой, небогатый...
Так, последнее богослужение здесь было 28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы. Следующее ждут 21 сентября - на Рождество Пресвятой Богородицы.
С надеждой на чудеса
Кириковцы с гордостью отмечают, что на каждое богослужение в церковь приходит всё село - и молодые, и старые. Никого не смущает бедное убранство внутри храма. Главное - что он живёт! Пусть на нём нет креста, нет колокола, а вход на колокольню разваливается по кирпичикам.
- Поставить крест и колокола на свои деньги мы не сможем, - молит о помощи местная активистка Маргарита Коржиманова. - Напишите о нас! Может, на наш храм официально выделят деньги в память об Анании и Никоне? Хотя бы на крест?!
Кстати, недавно в кириковском храме стали происходить чудеса - на стенах начали отчётливо проявляться старинные фрески. Сквозь древнюю побелку они словно хотят напомнить о вечном, чистом и настоящем. Но пока эти знаки понимают только местные жители.
В пресс-службе Нижегородской митрополии на наш запрос о реконструкции церкви в селе Кириково пояснили: нет письменного подтверждения того, что в селе неоднократно бывал будущий патриарх Никон, а выделять денег на реконструкцию не планируется. Все ремонтные работы возможны только за счёт прихожан или спонсорских средств.
Официально
Как сообщили нам в правительстве Нижегородской области, Успенская церковь в селе Кирикове Лысковского района включена в реестр федерального имущества и является собственностью Российской Федерации.
Распоряжением Территориального управления Росимущества по Приволжскому федеральному округу от 16.01.2007 № 6 церковь передана в безвозмездное пользование Нижегородской епархии Русской православной церкви (Московский патриархат), с которой управление заключило охранное обязательство.
Работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения, находящегося в федеральной собственности, проводятся за счёт средств федерального бюджета по федеральной целевой программе «Культура России (2012 -2018 годы)». Поскольку объект передан в безвозмездное пользование Нижегородской епархии Русской православной церкви, а затем - Лысковской епархии, заявка на финансирование ремонтно-реставрационных работ оформляется от имени соответствующей религиозной организации.