Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были доставлены в Шлиссельбург 20 сентября того же года и оставались там до 1724 года. В августе 1724 года они были торжественно перенесены в Санкт-Петербург. Сам царь и его ближайшие соратники были в команде той галеры, на которой перевозились святые мощи. 30 августа святыня была внесена в Троицкий собор Александро-Невской лавры, где почивает и ныне.
Указом от 2 сентября 1724 года было установлено празднество на 30 августа (в 1727 году празднество было отменено, но не по причинам церковного характера, а вследствие борьбы группировок при царском дворе. В 1730 году празднество снова было восстановлено.) Архимандрит Гавриил (Бужинский; впоследствии епископ Рязанский; † 27 апреля 1731 г.) составил специальную службу на воспоминание Ништадтского мира, соединив ее со службой святому Александру Невскому.
Это перенесение было промыслительным. Святой князь Александр Невский телесно возвращался на места своих былых побед - туда, где Господь сподобил его остановить первый натиск еретического Запада. Промыслительно также, что перенесение мощей осуществил первый император Всероссийский Петр Великий.
К сожалению, временами в отечественной историографии встречается мысль о том, что война со Швецией была не нужна, что убытки, понесенные Россией в этой войне, пятикратно превосходят шведские. Это далеко не так. Война действительно была нужна, во-первых, для освобождения православных Ингрии и Карелии, которых шведы-протестанты угнетали и старались постепенно ассимилировать и опротестанить. Во-вторых, для того, чтобы Россия открыла себе «окно в Европу». Но не с целью заражаться тлетворным западным духом. Петр I сказал замечательные и глубокие слова: Европа нужна нам лет на тридцать, а потом смело можем повернуться к ней спиной. Это нужно было для того, чтобы устоять в технологическом соревновании с Западом, остаться великой державой и не погибнуть.
Святой благоверный великий князь Александр Невский своими мощами освятил град святого Петра - будущий маяк апостольства не только для северных земель, но и для всего мира.
* * *
Для нас память святого Александра Невского жизненно важна по многим обстоятельствам. Во-первых, он показал нам наш путь и великий исторический выбор. В XIII веке Русь оказалась в клещах. С одной стороны - Золотая Орда, татары, с другой стороны - шведы и Тевтонский орден. Воевать на два фронта Русь не могла. С кем было мириться, заключать союз, а с кем - воевать? Святой князь Александр Невский промыслительно разглядел антихристианскую сущность католического Запада, его свирепый и неуемный натиск на Восток («Drang nach Osten»), его желание ассимилировать и покорить народы, и не только языческие, но и православные. И, напротив, он ясно осознал ту истину, что татарам нужна дань и покорность, но русскую душу они не тронут, поскольку они веротерпимы и безразличны к духовной жизни покоренных народов. Им нужна материя, а Западу - душа русского человека, которую Запад пытался и пытается пересоздать по своему образу и подобию. Александр Невский сделал выбор между внешним и внутренним рабством, между внешним порабощением и внутренним растлением.
Что же касается Невской битвы... У князя Александра была малая дружина, а шведский ярл Биргер шел в силе тяжкой и бросал князю дерзкий вызов: если хочешь - сопротивляйся, я здесь и пришел пленить твою землю. На кого полагается князь? Не на народ, не на дружину, не на самого себя, а на Бога. Он горячо молится в Софийском соборе, потом выходит к своей малой дружине и говорит: «Не в силе Бог, а в правде». Он выходит на Неву и в короткой, но страшной и решительной битве наголову разбивает шведские полчища.
Князь Александр познал и людскую неблагодарность, когда гордые и кичливые новгородцы после Невской победы указали ему путь из Новгорода. Он смиренно ушел, а Новгород претерпел наказание за свою неблагодарность: немцы взяли вначале Изборск, а затем Псков. Показательна роль иудина греха в этих событиях. Ворота Изборска и Пскова отворили сторонники «немецкой партии», в частности предатель Твердила Иванкович. Эта партия предала русское дело ради своих временных выгод, ради возможности свободно торговать с ганзейскими городами, получать прибыль и барыши. Из-за этого предательства и оказались возможны поражения, которые терпели новгородцы в 1240-1241 годах. Только тогда, когда немецкие разъезды показались в 30 верстах от Новгорода, вновь был зван князь Александр. И он молниеносными ударами выбивает немцев из всех захваченных крепостей - Копорья, Пскова, Изборска - и 5 апреля 1242 года выходит на лед Чудского озера.
Как он рассматривал эту битву? Как Суд Божий. Перед боем он говорит следующие проникновенные слова: «Суди, Господи, обидящих меня, побори борющих меня, рассуди меня с этим высокомерным и кичливым народом». Князь выходит на страшную кровавую битву. По тем временам это была битва народов; в ней полегло около 400 рыцарей - для Запада это была громадная цифра, особенно если учесть, что каждый рыцарь вел с собой отряд из, как минимум, десяти оруженосцев и пехотинцев. Летописец говорит о невидимой ангельской помощи, которая поражала врагов русского войска. Это показывает, что благодать и милость Божия пребывала с благоверным князем Александром и русским народом. Как ровно через 700 лет она почила вновь на русском народе, который встретился с потомками тех самых крестоносцев, шедших на Россию с немецким крестом и надписью: «Gott mit uns» («С нами Бог»). Но Бог и в 1242, и в 1942 году оказался не с ними, а с нами.
Показательно, с какими словами обратился великий князь Александр Невский к освобожденным псковичам: «О невежественные псковичи! Если забудете это до правнуков Александровых, то уподобитесь иудеям, которых питал Господь в пустыне манною небесною и перепелами, но забыли всё это они и Бога своего, избавившего их от плена египетского». Это - страшное предупреждение нашим современникам, склонным торговать Россией и оптом и в розницу, как это делал Твердила Иванкович.
Своей мудрой политикой святой князь Александр Невский неоднократно спасал Россию от татарских нашествий. Когда его призвал к себе Батый, Александр поклонился ему как царю, которому Бог даровал власть над многими землями, но отказался кланяться кусту и огню даже под угрозой мучительной смерти. И Бог его уберег: Батый подивился его смелости и отпустил живым.
Последнее свое путешествие в орду князь Александр Невский совершил в 1262 году, чтобы отмолить Русь от татарского нашествия за всенародное восстание против нетерпимого ордынского ига. Это ему удалось, но, возвращаясь из Орды, он заболел и умер в Городце 24 ноября (6 декабря по н.ст.).
Существует мнение, что князь был отравлен в Орде. Если это так, то он увенчался и мученическим венцом. Перед кончиной он принял монашеский постриг с именем Алексий, присоединясь к тем самым ангельским силам, которые даровали ему победу на Чудском озере.
Святой благоверный великий князь Александр Невский являет нам пример воинского предстояния перед Господом, защиты земного Отечества. В то же время он являет собой пример мудрого и сострадательного правителя, который делал, что мог, для уврачевания ран Русской земли после монгольского нашествия. Он являет собой образ мудрого дипломата, достойно отвечавшего на вызовы своего лукавого времени. Он являет образ великого молитвенника и печальника за землю Русскую. Он являет нам великий и высокий пример духовного мужества, человеколюбия, дерзновенной молитвы ко Христу Вседержителю.
Имя святого благоверного великого князя Александра Невского было провозглашено Именем России. Имя Александра Невского укрепляет, просветляет и преображает душу русского человека. Это один из стержней нашего национального самосознания, один из наших проводников по пути в Царствие Небесное.
* * *
В этом году осенний праздник святого благоверного великого князя Александра Невского празднуется особенно торжественно, поскольку Санкт-Петербург отмечает 300-летие со дня основания Александро-Невской лавры.
Собственно, указ о ее основании вышел в июле 1710 года, когда царь Петр Ι, осмотрев место близ Черной речки, повелел основать здесь монастырь в память о победе в 1240 году войска святого князя Александра Невского над шведами.
Первым архимандритом монастыря стал 20 февраля 1712 года администратор духовных дел столицы Феодосий (Яновский). Царь повелел ему, «дабы начинал на осмотренном месте строить монастырь». Строилась обитель на средства тогда весьма состоятельного Валдайского Иверского Святоезерского монастыря, а также весьма значительных имений Александро-Невской обители. Уже в 1712 году появилась братия монастыря.
Почему же мы празднуем 300-летие лавры в 2013 году? Официальная дата основания обители - день освящения первой деревянной Благовещенской церкви - 25 марта 1713 года (разобрана в августе 1787 г.). Очень скоро, однако, по проекту Доменико Трезини была выстроена каменная Благовещенская церковь (1717-1721). В ее нижнем этаже обустроили церковь благоверного великого князя Александра Невского, куда и были перенесены святые мощи.
По «Генеральному плану строения» архитектора Трезини в 1717 году началось строительство из кирпича всего комплекса монастыря. И к 1727 году обитель имела четыре храма, колокольню с пятью колоколами, пять каменных корпусов, деревянные кельи, сад.
Одной из основных целей создания Александро-Невского монастыря, по замыслу Петра I, была подготовка кандидатов в архиереи, поэтому штат обители формировался из наиболее образованных пострижеников других обителей, вызывавшихся в Петербург по царским указам. В 1713 году архимандрит Феодосий испрашивал у Петра «благоволение, дабы, кроме здешнего монастыря, монахов в архиереи и в знатные архимандриты не производить», на которое царь ответил указом, утвердившим это положение. В дальнейшем большинство архиереев дореволюционного периода вышли из Александро-Невской лавры, которая стала одним из крупнейших центров духовного просвещения.
31 декабря 1724 года вышел указ Петра I «Объявления о монашестве». В нем император требовал от монашества «полезного» для общества служения. Сообразно идеям этого указа, проявлявшимся и ранее, Александро-Невский монастырь должен был иметь духовное учебное заведение для формирования «ученого братства» - русского ученого монашества. Особым послушанием ученых монахов в обители было произнесение проповедей, перевод и составление собственных богословских сочинений. 25 октября 1721 года распоряжением архимандрита Феодосия в обители была основана Славянская школа, ставшая основой всех учебных заведений столицы. В 1726 году она была преобразована в Славяно-греко-латинскую семинарию, а в 1788 году - в Главную семинарию. Ее преподаватели занимались переводами и изданиями, в частности уже в 20-е годы XVIII века были изданы Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского.
Всё это представляет образ императора Петра в новом и неожиданном для многих свете. Он явился для России новым Константином - обновителем народной жизни, царем, который благотворил Церкви, защищал Православие и в то же время требовал от клириков подлинного служения, направленного на благо государства и общества. Он призывал священнослужителей к проповеди, миссии, благотворению, то есть к исполнению евангельских заповедей. Как справедливо отметил Н. Костомаров: «Петр любил Россию, любил русский народ, любил его не в смысле массы современных и подвластных ему русских людей, а в смысле того идеала, до какого желал довести этот народ; и вот эта-то любовь составляет в нем то высокое качество, которое побуждает нас, мимо нашей собственной воли, любить его личность. За любовь Петра к идеалу русского народа русский человек будет любить Петра до тех пор, пока сам не утратит для себя народного идеала».
* * *
12 сентября 2013 года Божественную Литургию в Александро-Невской лавре совершит Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в сослужении 50 архиереев и сонма духовенства.
В 11 часов от Казанского собора по Невскому проспекту к лавре начнется общегородской крестный ход, возглавляемый епископом Царскосельским Маркеллом. Заявленная численность участников - 15 000 человек. У входа в Александро-Невскую лавру его будет ждать малый крестный ход во главе со Святейшим Патриархом, который вместе с архиереями вынесет навстречу Казанской иконе Божией Матери святые мощи благоверного князя Александра Невского.
Такого события северная столица не видела 95 лет. Последний общегородской крестный ход по Невскому проспекту состоялся в 1918 году, после этого по понятным причинам он не совершался.
Призываем тех, кто имеет возможность, принять участие в этом благодатном шествии. Подобные события свершаются раз в 300 лет.