Лет двадцать назад в СМИ прокатилась сенсационная новость, которая с определенной регулярностью повторяется до сегодняшнего времени: русские докопались до преисподней! Сенсацию эту связывали с работами, которые ученые из Советского Союза проводили за Полярным Кругом на Кольской Сверхглубокой скважине. В 1989 году эта скважина оказалась в Книге рекордов Гиннеса как самая большая рукотворная пробоина в земной коре.
В начале 1991 года, когда глубина этой скважины достигала 12 261 метра, небылицу о том, как советские испытатели настолько глубоко забурились в землю, что умудрились достать до ада, первой напечатала финская газета «Амменусастия», за ней «новость» раструбили и другие газеты. Чем более серьезно эту чушь опровергали, тем солидней она выглядела: сенсация сделанная эмоционально в логику не вписывается, что поделать, настоящая первоапрельская шутка. О том, что вся эта история - чистейшей воды вымысел, а запись - явная фальшивка, неоднократно говорил и руководитель сенсационных исследований, академик РАН Давид Губерман. Его, кстати, до сего времени терзают постоянными расспросами о фантастических звуках из недр земли.
В моей геологоразведочной практике тоже случалось разное, например, выбросы газов. Помню, как однажды когда бурили на шельфе в Восточно-Сибирском море, во время подъема инструментов где-то проскочила искра, и в результате произошел хлопок такой силы, что в буровой выбило обе двери и выбросило на лед вместе с бурильщиком. Какой-нибудь камушек, попавший между снарядом и стенкой скважины может издавать визг, а не знающий человек может приписать его чему угодно!
Печально, что глупая шутка про ад отвлекла общество от подлинно научных открытий Кольской Сверхглубокой скважины. А тут есть действительно над чем задуматься.
Сверхглубокое бурение и изучение недр Земли
Этот амбициозный проект стал итогом программы «Сверхглубокое бурение и изучение недр Земли», которую в начале 60-х годов подписал Никита Сергеевич Хрущев, которому хотелось во всем опередить американцев. Проект предполагал ни мало ни много проход через всю кору Земли и получение образцов пород из ее верхней мантии. По сложности и себестоимости этот проект сопоставим с Лунным. Задумывался он для исследования общего строения Земли и структуры, истории нашей планеты, отчасти для решения прикладных задач, связанных с полезными ископаемыми. На предварительные исследования ушло несколько лет. Была заложена целая сеть скважин по всей стране, но в итоге было найдено наиболее приемлемое место для этого - древнейший кристаллический щит Кольского полуострова. Дело в том, изучение скорости прохождения сейсмических волн в земных слоях давало представление о земной коре как о слоеном пироге: сверху лежит осадочный слой, далее - так называемый гранитный, а ниже располагаются более плотные породы, базальты. В океане же гранитный слой отсутствует, там на дне под рыхлыми осадками сразу начинается базальт.
Возраст Кольского полуострова, как и всего балтийского щита на тот момент оценивался в несколько миллиардов лет (от 1,5 - 2 до 3,5). Считалось, что на протяжении последних 500 миллионов лет этот полуостров только воздымался, ни разу не опустившись ниже уровня моря, при этом соответственно, верхний слой щита разрушался и уносился в океан. Поэтому предполагалось, что мощность гранитного слоя - минимальная. Для буровой площадки выбрали место на северной оконечности полуострова вблизи озера с трудно произносимым названием Вильгискоддеоайвинъярви, что на финском означает «Озеро под горой белого оленя». Проектная глубина скважины - 15 км. Ее бурение началось в мае 1970 года, а спустя пять лет скважину пробурили чуть более чем на 7 км. Буровая была превращена в гигантскую 68-метровую вышку.
Результаты и итоги
По словам того же руководителя исследований Давида Губермана специалисты «перевернули вверх тормашками большинство своих представлений о структуре земной коры». На Кольском полуострове был поднят на поверхность чрезвычайно богатый и уникальный материал, около пяти тысяч кубических метров керна - образцов породы. Благодаря проекту Сверхглубокой Кольской скважины ученым была предоставлена удивительная возможность проверить прямыми практическими методами теоретические выкладки о строении Земли, о ее происхождении.
Открытия, сделанные на Кольском полуострове, были потрясающими. Какие же они?
Первое. Все теоретические представления о структуре земной коры не соответствовали действительности: по мере углубления горные породы не становятся более плотными и их пористость не убывает, как предполагалось ранее. Наоборот, горные породы на многокилометровой глубине пронизаны многочисленными порами и разбиты трещинами. На глубине 4-5 километров и 5-7 километров скважина встретила совершенно иные породы, чем те, что предполагались: шли гнейсы, парагнейсы. Гнейсы - это метаморфические породы, которые по составу близки к гранитам. Они возникают за счет сильного изменения пород в условиях больших температур и давлений. Ортогнейсы возникают из гранитов, а парагнейсы - из глин и песчаников. Там, где должны были быть древнейшие базальты, геологи встретили (хотя и сильно измененный) осадочный слой. Сверхглубокая скважина изменила представления ученых о структуре земной коры, продемонстрировав относительность наших знаний о глубинном строении Земли.
Сенсацией стало и наличие воды: ранее строились гипотезы, что на такой значительной глубине, где давление достигает сотен атмосфер, ее там просто не бывает.
Еще одним удивительным открытием стало то, что даже очень глубоко под землей есть живые организмы - бактерии. И живут они на невероятных глубинах.
И наконец, Земля оказались значительно горячее, чем ранее предполагали ученые. На глубине 5 км температура достигала свыше 70 градусов по Цельсию, на семи - переваливала 120, а на все 220 градусов. Этот показатель был выше на целых 100 градусов предполагаемого.
Таким образом, геофизические модели происхождения Земли, которые нам казались уже достаточно обоснованными и даже незыблемыми, оказались неверны - мы не имеем инструментов и достаточных знаний, которые дали бы нам возможность построить достоверную историю происхождения нашей Земли и изучить ее структуру в глубинных горизонтах. Мы слишком самонадеяны, полагаясь на безграничные возможности научного моделирования. Все существующие научные модели, в том числе, самозарождения жизни на Земле или теории возникновения Земли в результате большого взрыва, которые невозможно проверить экспериментально, в той или иной мере принимаются нами на веру. Кольская Сверхглубокая еще раз показала, что возможности человека в понимании природы ограничены, у нас есть придел исследований. Мы можем строить какие угодно установки, какие угодно ускорители, но есть ограничения, которые не позволяют изучить всё до конца. В соответствии с теоремой Гёделя, мы не можем полностью описать систему, исходя из данных самой системы. Другими словами, не возможно полноценно описать систему, находясь внутри этой системы - любая система может быть полноценно описана только извне, и это ставит рамки нашим возможностям реально изучать окружающий мир, природу. Так что вошедшее в обиход с легкой руки то ли Карла Маркса, то ли Владимира Ильича Ленина положение о том, что для возможностей исследования мира не существует никаких границ, результаты Кольской скважины ставят под сомнение. Человеческий разум, на сколько бы он велик в своих достижениях не был, не является всемогущим.
Честно говоря, большая наука с большой неохотой вспоминает результаты того проекта, хотя, конечно в вычислениях стали вводить определенные коэффициенты пересчета, cделав оговорку, что мы сейчас работаем не с физическим, а геофизическим базальтом. Последнее означает породу, которая имеет геофизические свойства, соответствующие базальту. Но что это на самом деле - никто не знает. И когда мы заявляем: «ядро земли состоит из никеля и железа и пр», следует понимать, что никто до ядра Земли не бурил и об этом можно говорить только гипотетически, потому что на громадных глубинах и при громадных давлениях вещество может настолько поменять свою структуру, что мы даже представить себе не можем что это за вещество в реальности .
И таких проблем множество. Один из величайших академиков XX века, геолог по специальности, Хаин Виктор Ефимович в своей книге «Основные проблемы современной геологии» писал, что одна из нерешенных сегодня проблем науки - это проблема происхождения жизни, и что проблема эта вряд ли будет решена в обозримом будущем. Он откровенно признается, что если жизнь не могла зародиться сама, значит у неё был Творец, и нам придется признать существование Бога в виде абсолютного творческого начала, находящегося вне земной системы.
Признать это - значит отказаться от нашего материалистического мировоззрения, это трудно, поэтому такие проблемы будут исследоваться бесконечно до тех пор, пока человек фундаментально не поменяет свое вообще видение мира.
О Сверхглубокой Кольской скважине, как и о результатах этого масштабного проекта, забыли, там свистит ветер, все в руинах, оборудование вывезено, бетонные корпуса пусты. Кругом одна тундра.